Основные археологические культуры скифо-сибирского мира.

На территории степной Евразии археологические культуры представлены двумя группами: это основные культуры скифо-сибирского мира, определяющие его содержание, тенденцию развития, и культуры скифоидного облика, развивающиеся под определенным влиянием этих культур. Здесь на примере скифо-сибирского мира мы сталкиваемся с весьма интересной объективной закономерностью исторического развития. В любую историческую эпоху существовали и существуют сейчас народы и государственные образования-лидеры, вырабатывающие материальные и духовные ценности и распространяющие их. Такое явление мы наблюдаем и в скифосибирском мире.

Возможно, такое деление отвечает и этническим различиям. Основными носителями культуры скифо-сибирского мира были древние индо-иранцы, и здесь же по соседству с ними жили другие народы: финно-угорской, самодийской, протосла- вянской, а на востоке тунгусо-маньчжурской и других групп.

К основным культурам скифо-сибирского мира относятся: собственно скифская, савроматская, культура саков, саргат- ская, пазырыкская культура Горного Алтая, тагарская на юге Сибири, уюкская культура Тувы, культуры Монголии и, возможно, Ордоса. Мы не ставим задачу подробного описания каждой археологической культуры скифо-сибирского мира. Этому посвящено огромное количество археологической литературы. Наша задача в другом — показать общие черты исторического развития на территории евразийского степного пояса в I тыс. до н. э.

Западную часть Скифо-сибирского мира занимала Скифия. Вопрос о географии Скифии сложный. Однако различаются две ее большие части: восточная, степная, между Доном и Днепром, включая северный степной Крым, занятая кочевниками, и западная, заселенная земледельческим населением в основном до Приднестровья и частично Буга. Западная и северная граница расселения и влияния соседних скифов изменялась, а если говорить о влиянии скифской культуры, то оно распространялось в период IV — III вв. до н. э. далеко на запад — в Кар- пато-Дунайскую область, фракийский мир и на север по Дону и Днепру. Более стабильной была восточная граница расселения скифов. По указаниям Геродота, она доходила до Дона, служившего границей скифов с савроматами.

Комплекс предметов археологической культуры скифов:

  • 1—9 — керамические сосуды; 10—12 — украшение и бронзовые зеркала (солярная символика); 13 — деревянная посуда;
  • 14, 19 — удила и псалии; 15—18 — бронзовые котлы

Каменные изваяния скифов и художественные металлические бляшки, выполненные в «зверином стиле»

К востоку от скифов находилась территория обитания сав- роматов. Она была обширна, границы ее со временем изменялись, особенно на западе, где савроматы очень рано начали проникать в земли, занятые скифами. В общих чертах эти границы выглядели следующим образом: нижнее и частично среднее в основном степное Поволжье, Заволжские и Южноуральские степи, северо-западный Казахстан. В конце IV в. до н. э. савроматы прочно освоили степи до Северного Кавказа и Дона. Археологически сейчас хорошо различаются савроматы Поволжья (западные), Приуралья и Оренбуржья (восточная группа) (Смирнов, 1964; Мошкова, 1974). Их соседями в Азии были саки, локализация которых только сейчас приобретает какие-то границы благодаря исследованию археологических памятников в Казахстане и Таджикистане. В целом территория саков была обширна и охватывала земли от Приаралья на восток до оз. Балхаш, Тянь-Шаня и на юг до Памира. Все же саки не составляли территориально единой группы населения. Это было отмечено в письменных источниках, а сейчас подтверждается и археологическими материалами. Геродот отмечал саков-тарадарана, вероятно приаральских, к югу от них обитали саки хаомоварга (амюргии) и к востоку — саки тиграхауда, что соответствует расположению основных археологических памятников в Приаралье, Восточном Казахстане, в Притяныианье и на Памире.

К востоку от савроматов и северу от саков, по лесостепным и степным территориям Западной Сибири и частично Северного Казахстана обитало население, известное по памятникам саргатской культуры, расположенным по берегам Ишима, Тобола, Иртыша и их притоков. Большинство этих памятников было исследовано только в конце прошлого столетия. Это поселения Туруновка 4 в Барабе, Рафайловское городище и на р. Исеть в Тюменской области, в Северном Казахстане — городище Ак-Тау. Для саргатской культуры, так же как и для других культур скифо-сибирского мира, характерны курганные могильники. Курганы располагались группами и были связаны с поселениями. Площадку вокруг могил окружал ров, вал; иногда вокруг могилы сооружался деревянный настил. В обряде погребения присутствуют следы огня. Исследования показали, что для населения саргатской культуры характерно комплексное хозяйство, основанное на пастушеском скотоводстве и приречном земледелии, о чем свидетельствуют расположение

Археологический комплекс савроматов IV в. до н. э.:

  • 1,2 — погребения с длинными железными мечами; 3 — бронзовая пряжка в «зверином стиле»; 4 — бронзовые наконечники стрел;
  • 5 — обломок длинного железного меча; 6,7 — глиняные сосуды;
  • 8 — бляшки; 9 — подвеска в виде колеса; 10, 11 — удила и псалии; 12 — «зеркало» с ручкой; 13 — бусы; 14—17 — каменные жертвенники на ножках; 18—20 — изделия в «зверином стиле» (кость) из савроматских могильников (по К. Ф. Смирнову, М. Г. Мошковой)

Сакский археологический комплекс предметов из могильников Казахстана:

  • 1 — курганы и погребения; 2, 5 — костяные, железные и бронзовые наконечники стрел; 3 — кинжалы скифского типа; 4 — чекан; 6 — детали пояса; 7,8 — «зеркала»;
  • 9 — курильницы-алтари

Комплекс археологических материалов саргатской культуры:

1 — погребения; 2 — керамика; 3 — предметы вооружения, конской сбруи, пояса; 4 — бронзовая бляшка; 5 — бронзовый котел из могильника Сидоровка; 6 — золотые поясные пластины (Сидоровка); 7 — железный наконечник копья; 8 — курильницы (по Н. В. Полосьмак, Н. П. Матвеевой, В. И. Матюшенко,

Т. Н. Троицкой и А. В. Новикову) поселении, их характер и остатки костей домашних животных. У саргат- ского населения были развиты черная металлургия, кузнечное ремесло, бронзолитейное производство и другие домашние ремесла. Возникновение саргатской культуры относится к VII—VI вв. до н. э. в Прииртышье. В V в. до н. э. отмечается значительное расширение ареала саргатской культуры. Выделяется период III—I вв. до н. э., последний этап относится уже к I—IV вв. нашей эры и связан с другой эпохой и другими событиями в степной Евразии.

В Горном Алтае раскопано большое количество курганов скифской эпохи. Среди них всемирно известные курганы с мерзлотой в долинах Пазырык, Шибэ, Туэкта (Руденко, 1948, 1952, 1953, 1960), Уландрык, Юстыд (Кубарев, 1979, 1987, 1991), в высокогорном плато Укок (Полосьмак, 1994, 2001). Только на территории Кош-Агачского района было исследовано 275 курганов. Подробная сводка о раскопанных в Горном Алтае курганах скифской эпохи дана в книге Ю. Ф. Кирюшина, Н. Ф. Степанова, А. А. Тишкина (Кирюшин и др., 2003, 2004) и в книге А. А. Тишкина и П. К. Дашковского «Основные аспекты изучения скифской эпохи Алтая» (Тишкин, Дашков- ский, 2004). В настоящее время достаточно хорошо изучены курганы скифской эпохи в прилегающей к горной системе степной части Алтая (Итоги изучения скифской эпохи..., 1999). Великолепные курганы Горного Алтая свидетельствуют о том, что в горных долинах Алтая жил древний народ, название которого не зафиксировано у древних авторов. Он известен по памятникам пазырыкской культуры, названной по раскопкам курганов в долине Пазырык. Стремление С. И. Руденко связать эти памятники с «грифами золото стерегущими» более чем проблематично и в сущности ничего не дает. К пазырыкской культуре скифской эпохи принадлежат курганы и другие памятники всего большого Алтая как историко-географического региона.

То, что мы называем Горным Алтаем с его замечательными памятниками скифской эпохи в пределах России, — это только северная часть всей историко-природной зоны Горного Алтая. Западная часть Горного Алтая находится в пределах Казахстана, восточная — Монгольский Алтай, а южная — это Алтай в составе Синь-цзянь-уйгурского национального района Китая. Все это Горный Алтай. Лучше других территорий известны памятники скифской эпохи в российском Горном

Комплекс предметов скифского времени Горного Алтая:

  • 1—6 — бронзовые ножи; 7 — чекан (клевец); 8 — бронзовый кинжал; 9 — костяной наконечник стрелы; 10 — железный крючок;
  • 11—13 — керамические сосуды; 14 — наконечник копья;
  • 15—17 — каменные оселки-подвески; 18 — грузик веретена;
  • 19 — бусы; 20—22 — пряжки; 23 — бронзовые удила; 24 — псалии (по Ю. Ф. Кирюшину, Н. Ф. Степановой, А. А. Тишкину)

Алтае. За последние годы стали известны памятники скифской эпохи Монгольского Алтая (Волков, 1967, 2002) и Казахстанского Алтая. Пока плохо еще изучены известные памятники в южной части этой горной системы. Здесь опять мы сталкиваемся с тем, что существующие межгосударственные границы, отражающие современную ситуацию, не имели никакого значения в древности. Границы расселения этносов, носителей той или иной культуры в древности, выстраивались по природногеографическому принципу, и геосреда здесь приобретала вполне определенные исторические функции. На северо-востоке пазырыкская культура смыкается с памятниками скифского времени в Туве.

В центре Южной Сибири, в Хакасско-Минусинском районе по обоим берегам Енисея, в пределах степных и лесостепных долин и на север до линии Красноярск — Ачинск — Мариинск расположена территория тагарской культуры — наиболее мощного центра культуры скифского мира на востоке. Археологические материалы этой культуры скифского облика начали накапливаться с XVII в., с начала освоения края Россией. Первыми с татарскими курганами познакомились служивые и землепроходцы, начавшие осваивать Сибирь. Они раскапывали курганы в степях, извлекали бронзовые и золотые вещи, продавали их на рынках сибирских городов. Их называли метким словом — бугровщики. Из материалов этих раскопок и случайно найденных предметов были собраны первые коллекции, некоторые вошли в знаменитую коллекцию Петра I. Татарская культура принадлежит к наиболее хорошо изученным. В 20-е годы XX в. С. А. Теплоухов назвал ее курганной по характерным памятникам, а в 30-е годы прошлого века она получила название тагарской по названию озера на юге Красноярского края. Границы культуры хорошо обозначены по распространению археологических памятников. Западной границей были р. Кия и горы Кузнецкого Алатау. Северная граница совпадала с границей лесостепи и тайги, восточная тоже определялась пределами тайги, а южная — Саянскими горами.

Верховья Енисея и горные долины Тувы занимали племена, культуру которых исследователи называют по-разному: уюк- ская (Маннай-Оол, 1970) или альдыбельская (Грач, 1980).

Наконец, самая восточная и территориально оторванная от других культур была общность скифского мира на плоскогорье Ордос в Восточной Азии.

Татарская культура:

  • 1,2 — раннетагарские погребения; 3 — «коллективная» погребальная камера; 4—14 — бронзовые и керамические предметы тагарской культуры; 4 — проколка; 5 — кельт; 6 — керамика;
  • 7—8, 14 — бронзовые бляшки; 9 — вток; 10 — чекан;
  • 11—13 — ножи

Археологический комплекс скифского времени Центральной Азии (Тыва):

  • 1,2 — погребения; 3—5 — кинжалы; 6 — поясные пряжки, крючки, соединения; 7 — чеканы (клевцы); 8 — наконечники стрел;
  • 9 — «зеркала»; 10—14 — керамические сосуды (по А. Д. Грачу)

Из этого перечисления видно, что в скифскую эпоху европейские и азиатские степи и прилегающие к ним лесостепи, полупустыни и горные долины были заселены различными племенами в основном иранской языковой группы. Давно установлена принадлежность скифского языка к иранской группе.

О савроматах же Геродот писал, что они говорят на ломаном скифском языке (Геродот, IV, 24). Видимо, в такой же мере отличался и язык саков. Вся эта группа древних народов, вероятно, говорила на диалектах североиранской языковой группы. Эти древние народы степной Евразии составляли этническое, культурное и идеологическое ядро. Они были создателями и носителями тех приоритетов, которые и составляли основное содержание скифской эпохи и символизировали историческое единство скифо-сибирского мира.

Названные культуры скифо-сибирского мира не составляли, однако, территориального единства, наоборот, они были практически отдельными, оторванными друг от друга островками на огромном пространстве степей Евразии. На остальной же территории евразийских степей и в прилегающей лесостепной зоне существовали этносы, оставившие археологические культуры, у которых была иная историческая основа, а зачастую и иное направление хозяйства, с наличием своих традиций в изготовлении и украшении керамики и другом инвентаре, но на которое все же оказали определенное влияние культуры скифского мира.

Карта расселения скотоводческих народов в VII—IV вв. до н. э. по материалам античных источников (по С. И. Руденко)

Среди этого окружения можно выделить культуры скифского облика, настолько близкие к группе основных культур, что они фактически ничем не отличались от них по наличию основного инвентаря. Сюда можно отнести культуру лесостепной Скифии, милоградскую, ананьинскую культуры, на юге — выделенную О. В. Обельченко культуру скифского времени кочевников Узбекистана (Обельченко, 1982), на востоке — культуру скифского времени Забайкалья. Наконец, можно отметить культуры со своим традиционным содержанием: обрядом погребения, устройством погребальных сооружений, керамикой, хозяйственным инвентарем. Но в них неизменно ощущается влияние скифо-сибирского звериного стиля, скифских форм предметов вооружения, бронзового и железного инвентаря. Это Болыиереченская культура на Оби, культура Красноярско-Канского района, Южного Приангарья. К тому же этнический и языковый состав этого древнего населения не был единым, здесь были и финно-угры, как, например, ана- ньинцы; возможно, саргатское население и население, жившее к востоку от Енисея, не было этнически единым.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >