Свобода человека в условиях индустриальной эпохи
Под влиянием какого бытия складывается психологический облик современного человека? Можно ли в современной обществе быть свободным? На этот вопрос Ясперс пытается ответить в работе «Смысл и назначение истории».
Основная особенность нашего времени, отмечает он, состоит в бурном развитии техники, которая, удовлетворяя все насущные потребности человека, не дает возможности испытать чувство удовольствия от самого процесса получения желаемого. В таком мире востребованы деловые люди, не рассуждающие и созерцающие, а успешно выполняющие свои обязанности согласно существующим правилам. Происходит всеобщая унификация, при которой «отдельный человек — не более чем случай из миллионов других случаев»[1].
Вторая особенность современного общества — господство в нем бюрократического аппарата, при этом идеалом большинства становится карьера. Люди этого типа идут вперед и вперед, стремясь к власти и славе; другие же удовлетворяются исполнением рутинных рабочих обязанностей, занимая жизнь досугом. В условиях аппаратного порядка формируется и особый личностный тип людей, ярко описанный философом.
Господствующий аппарат покровительствует людям, обладающим способностями, которые позволяют им выдвинуться: умеющим оценивать ситуацию беспардонным индивидам, которые воспринимают людей по их среднему уровню и поэтому успешно используют их; они готовы в качестве специалистов подняться до виртуозности, одержимые желанием продвинуться, они способны жить, не задумываясь и почти не тратя времени на сон.
Далее, требуется умение завоевать расположение. Надо уметь уговорить, даже подкупить; безотказно нести службу, стать незаменимым; молчать, надувать, немного, но не слишком лгать, быть неутомимым в нахождении оснований; вести себя внешне скромно; в случае необходимости взывать к чувству, трудиться к удовольствию начальства, не проявлять никакой самостоятельности, кроме той, которая необходима в отдельных случаях.
...Как правило, преуспевающие отличаются такими качествами, которые препятствуют им мириться с тем, что человек остается самим собой, поэтому они с безошибочным чутьем пытаются всеми средствами вытеснить таких людей из своей сферы деятельности: они называют их самонадеянными, чудаками, односторонними и неприемлемыми в деле; их деятельность оценивается фальшивым абсолютным масштабом; они вызывают подозрение, их поведение рассматривается как провоцирующее, нарушающее покой, мир в обществе и преступающее должные границы. Поскольку высоко положения достигает только тот, кто пожертвовал своей сущностью, он не хочет допустить, чтобы другой ее сохранил[2].
Итак, человек теряет право быть самим собой, подстраиваясь под требования бюрократического аппарата. Что же делать? Ясперс отвечает так: найти спасение в вере.