Концепция государственного бюджета во второй исторический период русского права — московский (XIV—XVII вв.)
К концу XV в. завершается формирование Русского централизованного государства и соответственно образуется система государственных учреждений. Это, естественно, сказывается на качестве финансового управления в государстве.
Сущность государственного бюджета в этот период не меняется, изменяется лишь формальная сторона этого явления. Интересно, что историк М. Ф. Владимирский-Буданов, описывая московский период русского права в разделе «Финансовое управление», характеризует то, что сейчас мы называем бюджетным процессом, под заглавием «Способ взимания податей»[1]. Местные власти обязаны были составлять «окладные росписи» (проект доходов и расходов по данной местности) и «сметные списки» (отчет о действительном исполнении сметы прошлого года). Уездные росписи сводились в областную роспись, причем М. Ф. Владимирский-Буданов указывает на необязательный характер данной процедуры. И далее он пишет: «Из местных росписей в Москве составлялись общие по каждому отдельному финансовому ведомству (например, четверти); быть может, составлялась даже (в XVII веке), и общая государственная роспись»[2].
Организационно-правовые основы формирования государственного бюджета в рамках московского периода русского права сводятся к следующим положениям:
- 1) в этот период начинает формироваться бюджетный процесс в его традиционном представлении;
- 2) данный бюджетный процесс характеризуется непостоянством и в целом имеет случайный характер;
- 3) в обязательном порядке составляются местные росписи и отчеты об исполнении росписи за прошлый финансовый год. Таким образом, на данном этапе отдельные стадии бюджетного процесса приобретают признак обязательности и, главное, появляется последующий финансовый контроль;
- 4) сам бюджет пока еще понимается как частноправовое явление, однако начинает все больше приобретать публичноправовые признаки, в частности формальность, обязательность, подконтрольность. При этом природа государственного бюджета того периода не меняется. На это косвенно указывают оценки государственного бюджета дореволюционных авторов трудов по бюджетному праву, а также современных авторов, которые, затрагивая исторический аспект развития бюджетного процесса в России, обращают внимание на качественное изменение сущности государственного бюджета только в связи с реформой 1862 г.[3];
- 5) термин «бюджет» все еще не применяется, используются слова «смета» или «роспись». Н. А. Синицин, характеризуя бюджетное право XVI в., использует термин «государственный бюджет» в кавычках, понимая под ним сведение Счетным приказом приходно-расходных документов приказов и местных учреждений[4].
В московский период русского права еще нет финансовой науки в России, нет и науки финансового права, однако уже в XVII в. некоторые проницательные наблюдатели государственной жизни России высказывают мысли о финансовом хозяйстве и формируют собственные рекомендации по совершенствованию финансового управления. Целью предлагаемых мер было создание баланса публичных и частных интересов, т. е. главную проблему они видели в следующем: «...как устроить его [государственное хозяйство] прибыльным для власти и неотяготительным для народа»[5].
- [1] Владимирский-Буданов М. Ф. Обзор истории русского права. С. 248.
- [2] Там же.
- [3] См.: Боголепов М. И. Финансы, правительство и общественные интересы.СПб., 1907 ; Фридман М. И. Наше законодательство о бюджете // Вопросыгосударственного хозяйства и бюджетного права : сб. / под ред. П. Д. Долгорукова, И. И. Петрункевича. СПб., 1907 ; Синицин Н. А. Бюджетное право дореволюционной России. М., 1998.
- [4] См.: Синицин Н. А. Указ. соч. С. 16.
- [5] Берендтс Э. Н. Русское финансовое право : лекции, читанные в Императорском училище правоведения. СПб., 1914. С. 27.