Связь индивидуальных особенностей исходного состояния регуляторных систем организма и радиорезистентности

Одним из направлений исследования индивидуальной резистентности; и, в частности, радиорезистентности может быть разработка методов прогнозирования на основе оценки исходного состояния регуляторных систем организма, отвечающих за эффективность действия гомеостатических компенсаторно-восстановительных механизмов, что, в конечном счете, определяет исход радиационного поражения. Оценивая исходное состояние систем регуляции, стабильность и эффективность их функционирования, представляется возможным охарактеризовать потенциальную неспецифическую резистентность организма и на основании этого предсказать его радиорезистентность. Рядом исследователей были сделаны попытки оценить радиорезистентность по показателям исходного состояния некоторых регуляторных систем (Граевская и др., 1975; Даренская и др., 1977,1978; Pospisil, 1977), и, в частности, показателям активности гипофиз-адреналовой системы, однако не было проведено количественной оценки информативности этих показателей. Вместе с тем, роль этой системы в осуществлении адаптационных реакций организма и индивидуальная вариабельность ее показателей свидетельствуют о перспективности их использования для прогнозирования индивидуальной резистентности и радиорезистентности (Бетц, 1961; Flemming, 1968; Мороз, Кендыш, 1975).

При оценке исходного функционального состояния регуляторных систем организма, в частности, системы гормональной регуляции использовали описанный выше обобщенный логарифмический показатель.

Гипотеза, положенная в основу настоящего исследования по прогнозу радиорезистентности организма, заключалась в предположении о том, что те особи, у которых имеется определенная исходная (до облучения) функциональная недостаточность регуляторных систем (в частности, большее значение логарифмического показателя по данным концентрации гормонов в периферической крови) являются наиболее радиочувствительными. Наоборот, особи, у которых значение концентрации гормонов находится вблизи среднего значения, оцененного по большой партии животных в норме, и значение логарифмического показателя приближается к нулю, являются наиболее радиорезистентными.

Эксперименты были проведены на самцах крыс линии Вистар (125 голов) в возрасте 2—3 месяцев и массой к началу опытов 130— 140 г. Все животные были индивидуально помечены специальной меткой. Функциональную активность коры надпочечников оценивали по содержанию глюкокортикоидов в плазме крови и по косвенным показателям — соотношению содержания К и Na в крови. У крыс кровь брали с помощью обычной инъекционной иглы из хвостовой вены после предварительного (в течение 5 минут) нагревания хвоста от лампы накаливания. Всего забирали 0,7 мл крови и анализировали в содержание ней кортикостерона.

Для повышения достоверности и точности определения среднего значения концентрации кортикостерона у отдельных животных и среднего значения для всей группы (нормы для крыс), уровень гормонов в крови определяли дважды с интервалом в 1 неделю до облучения. В эти же сроки определяли концентрацию ионов К и Na в крови.

Для повышения точности анализа кортикостерон в крови крыс определяли двумя методами: методом конкурентного белкового связывания (Murphy etal, 1963; Жербин, Ткачева, 1975), а также спектрофлюорометри- ческим методом в модификации И. Я. Усватовой и Ю. Я. Панкова (1968).

Функциональную активность коры надпочечников оценивали также по косвенным показателям соотношению ионов К и Na в крови, содержание которых определяли по методике (Pospisil et al, 1976).

Для указанных выше показателей определяли среднее значение по результатам двух измерений у каждого животного и вычисляли отношение N/N^, 1 g(iVt/iVi()) и значение логарифмического показателя lg | (Ni/Ni0) |, где Ni0 — среднее значение рассматриваемого показателя в норме, вычисляемое на основе данных по всей группе экспериментальных животных.

Через неделю после последнего обследования крыс подвергали равномерному облучению на гамма-установке с источником 60Со в дозах, близких к среднелетальной (ЛД 50/30). Крыс 1-й группы (69 животных) облучали в дозе 800 сГр, 2-й группы (56 животных) — в дозе 850 сГр.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >