Куликовская битва

Во второй половине XIV в. Золотая Орда была охвачена внутренними смутами; за двадцать лет у власти сменились 14 ханов. В этих условиях один из ордынских эмиров, Мамай, предпринял попытку захватить ханский престол. В 1362 г. он закрепился в Крыму и вступил в борьбу с другими эмирами.

В 1378 г. Мамай организовал поход на Русь, но его войско было разбито на реке Воже и отступило в степь. Мамай стал готовить новый поход. Московский князь Дмитрий Иванович, внук Ивана Калиты, подготовился к отпору врага и собрал невиданную до тех пор на Руси рать, которая, согласно летописи, насчитывала 150 тысяч воинов.

Войско Мамая, по некоторым данным, достигало 200 тысяч. Исход противостояния разрешился Куликовской битвой. Кровопролитное побоище закончилось бегством мамаевой конницы.

Куликовская битва стала важной вехой отечественной истории — это признается абсолютным большинством историков. Однако значение этой битвы оценивается по-разному.

Всемирно-историческая интерпретация, характеризуя значение Куликовской битвы, исходит из европоцентристской позиции, трактуя ее как отпор «страшной угрозе — повторению Батыева погрома». Говоря о значении победы русских, сторонники интерпретации подчеркивают, что «был нанесен решающий удар по монголо-татарскому владычеству над народами нашей страны». При этом добавлялось, что этот удар ускорил последующий распад Золотой Орды.

Представители локально-исторической интерпретации выступают против европоцентристской позиции. Они полагают, что на Куликовом поле Русь сражалась не против Золотой Орды. Хотя в 1237— 1240 гг. ей пришлось воевать против монгольских войск, «затем она так или иначе вошла в состав Золотой Орды и никогда не преследовала цель выйти из нее посредством войны». Сторонник этой интерпретации Л. Н. Гумилев акцентирует внимание на том, что войска Мамая состояли из разноплеменных наемников, «мобилизованных на генуэзские деньги». К тому же Мамай ждал помощи от литовского князя Ягайло, с которым вступил в союз. В противовес Мамаю Дмитрий Донской видел своим сюзереном хана Золотой Орды Тохтамыша (конфликт их в 1382 г. был спровоцирован извне)[1], то есть русские бились не против Золотой Орды, а против мамаева войска. Если же ставить проблему шире, указывает Л. Н. Гумилев, то они бились против «всемирной силы, в которой соединились католический Запад и часть азиатского воинства».

Так, в XIV в. в Крыму большую силу набрали генуэзцы, тесно связанные с папской курией. В то время они владели фактически всем южным берегом Крыма, имели колоссальные доходы от торговли (и работорговли), хотели утвердиться на русских торговых путях. Их политическая роль в событиях 1380 г. была определяющей. Мамай выполнял волю генуэзцев, в том числе и при заключении союза с Ягайло, которого римский папа Урбан IV склонил к принятию католичества. Вся эта коалиция координировалась из Рима, что означало католическую окраску мамаева похода на Русь.

  • [1] Клан суздальских князей представил Тохтамышу ложный донос о том, что Москвахочет перейти на сторону Литовско-Русского государства — главного противника татар.Поверив доносу, Тохтамыш в 1382 г. сжег Москву.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >