Трагедия и комедия. Классический период древнегреческой литературы
Происхождение трагедии и устройство античного театра.
Античная трагедия произошла из культовых действий, совершавшихся на праздниках плодородия, прежде всего — праздниках Диониса, бога виноградной лозы и вина. Такого рода праздники плодородия были свойственны самым разным земледельческим народам. Известны и жестокие обычаи человеческих жертвоприношений, которые, как считалось, обеспечивают плодородие и благоденствие племени (см. об этом: Фрезер Дж. «Золотая ветвь»). Но греки еще в далеком архаическом прошлом осознали себя цивилизованным, то есть разумным и гуманным народом и отказались от человеческих жертв. Однако страдание осталось необходимой частью праздника Диониса, только страдания жертвы заменили рассказом о таких страданиях.
Культ Диониса — всенародный, демократический культ — широко распространился в Греции VII—VI веках до н. э. и в ходе антиаристо- кратических революций стал во многих полисах государственным. Первоначально хор, одетый в козлиные шкуры, изображал сатиров, спутников Диониса, и исполнял песнь (дифирамб) в его честь. Само слово «трагедия» означает «козлиная песнь». Разыгрывались сцены жизни, мучений, умирания и воскресения Диониса, что соответствовало процессам созревания и сбора винограда, выдавливания сока, приготовления вина и созревания нового урожая. Затем выбор сюжетов расширился: сюжетами стали страдания других богов, но главным образом — героев. Герой, можно сказать, обречен на страдание, ибо, обладая сверхчеловеческими возможностями, он всегда дерзает на запредельное. Но он не божество и обречен рано или поздно на столкновение с судьбой, конфликт с высшими силами или земными обстоятельствами.
Постановка трагедий была учреждена в Афинах с 534 года, когда при афинском тиране Писистрате был установлен всенародный праздник — Великие Дионисии, — приуроченный к началу весны и открытию навигации (март). Позже, около 433 года, трагедии стали ставиться и на празднике Леней (январь). На Малых (сельских) Дионисиях возобновлялись пьесы, поставленные ранее в городе. На Великих Дионисиях архонт (один из девяти ежегодно избиравшихся должностных лиц в Афинах) отбирал из всех предложенных пьес три тетралогии (в каждой — три трагедии и одна сатировская драма). Каждому из трех авторов предоставляли коллектив актеров и назначали хорега, одного из знатных граждан, организовавшего и оплачивавшего постановку. Соревнования (агон) проходили три дня, после чего судьи называли победителя. Все три драматурга и три главных актера получали награды, но почетным было только первое место, третье означало провал. На постановки трагедий допускалось все население полиса, включая женщин и рабов, беднейшие граждане получали «театральные деньги», чтобы заплатить за вход.
Все греческие театры были устроены по одному принципу — под открытым небом, по склонам холмов. Первый каменный театр был построен в Афинах и послужил примером для остальных. Он располагался на юго-восточном склоне холма Акрополя, который представлял собой естественный амфитеатр, в склоне холма были прорезаны ступени — места для зрителей. По разным подсчетам, афинский театр вмещал от 17 до 30 тысяч человек, 78 рядов были разделены на два яруса, отделанные мрамором лестницы делили амфитеатр на несколько секторов. Первый ряд имел каменные спинки и был предназначен для должностных лиц, судей (жюри), почетных гостей. Центральное кресло, украшенное резьбой, занимал жрец Диониса.
В центре амфитеатра находилась круглая площадка, орхестра (примерно 24 метра в диаметре), в середине которой стоял алтарь Диониса, на его ступеньках располагались музыканты. Первоначально представления проходили на орхестре, позже на ней находился только хор. Для актеров позади орхестры сооружали помост — проскений. За ним находилась скена —помещение, в котором актеры переодевались, меняли маски. Уже во время отца трагедии, Эсхила, здание скены было достаточно величественным, с колоннами по фасаду, представлявшему зрителям храм или царский дворец. К середине V века к фасаду скены стали подвешивать декорации — доски и куски холста, расписанные достаточно условно (дерево означало, что действие происходит в лесу, дельфин — на морском побережье). В ходе действия использовались различные приспособления, например, платформа на колесах — энки- клема — и выдвижной балкон — экзостра, служащие для того, чтобы показывать, что произошло в доме.
Были машины, имитирующие звуки грома, с помощью других приспособлений можно было летать по воздуху или спускаться с высоты (прием такого внезапного появления в конце пьесы божества, разрешающего остро-конфликтную, запутанную, безвыходную ситуацию, назывался «deus ex machina» — «бог из машины»). В греческом театре могли выступать только мужчины, свободные граждане, не запятнавшие себя недостойными поступками, — актер являлся служителем бога Диониса, это было в буквальном смысле «святое искусство». Актеры играли в масках, по которым узнавали пол, возраст и настроение персонажа — радость, гнев, удивление, страх и т. д. На ногах у актеров были котурны — обувь с высокой подошвой, плотно закреплявшаяся ремешками. Игравшие главных героев были одеты в роскошные, расшитые серебром и золотом одежды, пышные парики и высокие головные уборы.