ВЛИЯНИЕ ВРЕДНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Психические состояния представляют собой целостные временные своеобразные проявления человеческой психики, возникающие как интегрированные отражения воздействий на субъекта внутренних и (или) внешних стимулов, как правило, без отчетливого осознания их предметного содержания, детерминированные содержанием и условиями деятельности человека, его личностным отношением к этой деятельности, имеющие преходящий, динамический характер и сопровождающееся рядом внешних признаков.
Н. Д. Левитов под психическим состоянием понимал целостную характеристику психической деятельности за определенный период времени, показывающую своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и свойств личности1.
Психические состояния, как правило, являются реактивными состояниями, то есть представляют собой систему реакций на определенную поведенческую ситуацию.
Все психические состояния отличаются ярко выраженным индивидуальным характером, так как являются текущей модификацией психики данной личности. Они характеризуются целостностью, подвижностью, относительной устойчивостью, взаимосвязью с психическими процессами и свойствами личности, индивидуальным своеобразием и типичностью, большим многообразием и полярностью.
Психические состояния могут быть личностными и ситуативными, глубокими и поверхностными, положительными и отрицательными, продолжительными и кратковременными, более осознаваемыми или менее осознанными, установившимися или переходными, более динамичными и менее динамичными.
В каждом психическом состоянии присутствуют физиологические, психологические и поведенческие аспекты. Так, на физиологическом уровне конкретное психическое состояние проявляется в кровообращении, частоте пульса, артериальном давлении и т.п.; в моторной сфере обнаруживается в изменении ритма дыхания, мимики, пантомимики, движениях, ходьбе, жестах, интонационных особенностях языка — громкости голоса, темпа речи и др.; в эмоциональной сфере проявляется в положительных или отрицательных переживаниях; в когнитивной сфере определяет тот или иной уровень логичности мышления, точность прогноза предстоящих событий, возможность регулирования состояния организма и т.п.; на поведенческом уровне от него зависит точность, правильность выполняемых действий, их соответствие актуальным потребностям и т.п. На коммуникативном уровне то или иное состояние психики влияет на характер общения с другими людьми, способность слышать другого человека и воздействовать на него, ставить адекватные цели и достигать их.
Характер возникающих психических состояний зависит от внутреннего состояния организма человека, специфики переживаний им воздействий среды и степени удовлетворения его потребностей. Наиболее полная классификация причин психических состояний представлена в работах А. Д. Глоточки- на и В. Ф. Пирожкова1.
Оптимальными психическими состояниями являются те, которые наиболее соответствуют тому или иному виду деятельности (для одних видов деятельности это — активность, большая энергия, максимальное возбуждение, подвижность, расторопность, для других — любознательность, максимальная внимательность, пытливость, сосредоточенность, усидчивость и прочее).
Н. Д. Левитов описал ряд типических психических состояний, которые чаще всего возникают под воздействием различных фрустраторов.
Это — толерантность в различных ее формах (от спокойствия, рассудительности, готовности принять случившееся как жизненный урок, но без особых сетований на себя; до напряжения, усилия, сдерживания нежелательных импульсивных реакций; и бравирования с подчеркнутым равнодушием, за которым маскируется тщательно скрываемое озлобление или уныние).
Следующее — агрессия как нападение или желание напасть по собственной инициативе, с помощью захвата (может проявляться в драчливости, грубости, задиристости, или в форме скрытого недоброжелательства, озлобленности). Наиболее типичным состоянием при агрессии, согласно Н. Д. Левитову, является острое, часто аффективное переживание гнева, импульсивная беспорядочная активность, злобность, потеря самоконтроля, гнев, неоправданные агрессивные действия.
Еще одно состояние — фиксация. В теории Н. Д. Левитова она рассматривается в двух аспектах: в первом — как стереотипность, повторяемость действий (в этом случае мы имеем дело с активным состоянием — ригидным, консервативным, никому не враждебным; такое состояние часто является продолжением прежней деятельности по инерции тогда, когда эта деятельность бесполезна или даже опасна); во втором — как прикованность к фрустратору, который поглощает все внимание. Второе состояние связано с потребностью длительное время воспринимать, переживать и анализировать фрустра- тор. Оно сопровождается стереотипностью, но не движений, а восприятия и мышления. В качестве особой формы фиксации можно рассматривать капризное поведение. Активной формой фиксации нередко является уход в отвлекающую, позволяющую забыться деятельность.
И еще одно состояние —регрессия. Оно связано с возвращением к более примитивным, иногда инфантильным формам поведения, а также с понижением уровня деятельности под влиянием фрустратора.
Также в работах Н. Д. Левитова анализируется такое состояние, как эмоциональность (эмоциональное поведение возникает тогда, когда все другие реакции приспособления к ситуации не дали нужного эффекта)1.
Оценивая влияние вредной информации на психические состояния детей и подростков, можно отметить, что она может оказывать скрытое влияние, проявляющееся в сложном комплексе психологических последствий в отдаленном будущем; не оказывать влияние на конкретную личность; вызывать относительно кратковременные отрицательные эмоции различной силы, такие как испуг, страх, ужас, беспокойство, тревога, гнев, презрение, отвращение, злорадство, досада, недовольство, раздражение, агрессия, ненависть, истеричность, подозрительность, растерянность, смущение, неуверенность, недоверие и др., или более длительные невротические и неврозоподобные состояния (тревожность, фобические, панические реакции); истощение ЦНС, депрессивные состояния, персеверации, вызванные психической напряженностью, стресс, фрустрацию, кризисные состояния и прочее.
В зависимости от влияния, которое оказывают те или иные психические состояния на деятельность и поведение человека, они делятся на оптимальные, стрессовые, депрессивные и внушенные. Соответствующие состояния могут возникнуть у ребенка в результате негативного воздействия информационной среды.
Стрессовое состояние, как состояние повышенного напряжения, представляет собой неспецифический ответ организма, возникающий в ответ на действие стрессового раздражителя, превосходящего по своим характеристикам среднестатистические средовые воздействия[1]. Психические стрессы возникают при любых видах воздействий, вовлекающих в реакцию эмоциональную сферу. Стрессовые (перевозбужденные) психические состояния могут проявляться в виде гиперактивации — страсти, порыва, азарта и др., или угнетения регуляторных физиологических систем организма, развития напряжения или утомления, а также (при кумуляции неблагоприятных сдвигов) перенапряжения или переутомления. Предстрессовое состояние сопровождается тревогой, нервным напряжением, возникающим в ситуации, когда на человека только начинают действовать стрессовые факторы.
Стоит отметить, что умеренный стресс является необходимым условием адаптации человека к среде и, как следствие, условием развития. При этом необходимо учитывать такие параметры, как интенсивность, длительность воздействия стрес- сирующего фактора, а также способность организма (психики) к совладанию с ним как самостоятельно, так и при посредничестве.
Длительный же стресс является причиной развития дисфункциональных состояний гипоталамо-гипофизарно-надпо- чечниковой системы (ГГНС), которая отвечает за регуляцию всех процессов организма, в том числе и психических[2]. Последствиями существования организма в состоянии длительного стресса являются нарушения сна, аппетита, расстройства настроения (лабильность, сниженный фон), повышение тревожности, снижение показателей адаптации.
Посттравматическое стрессовое расстройство представляет собой непсихотическую отсроченную реакцию на травматический стресс, способный вызвать психические нарушения у практически любого здорового человека.
К типичным признакам, указывающим на наличие данного состояния, относятся эпизоды повторного переживания травмы в виде навязчивых воспоминаний (реминисценций), снов или кошмаров, возникающих на фоне хронического чувства оцепенелости и эмоциональной притупленности, отчуждения от других людей, отсутствия реакции на окружающее, ангедо- нии и уклонения от деятельности и ситуаций, напоминающих о травме. Определенные личностные качества (компульсив- ные, астенические и др.) или уже имевшиеся у ребенка невротические заболевания, так называемые предиспонирующие факторы, могут усугубить ситуацию, понизив порог для развития синдрома посттравматического стрессового расстройства или утяжелить его течение.
Депрессивное психическое состояние характеризуется утратой способности чувствовать радость, сниженным, грустным, подавленным настроением на протяжении длительного периода времени, страданием; сопровождается вялостью, ограниченной подвижностью, плохой сообразительностью, апатичностью, пассивностью, чрезмерной плаксивостью по малейшему поводу (замечания, критика, шутки взрослых или сверстников), стремлением к одиночеству (ребенок не хочет общаться со сверстниками и членами семьи), безразличием ко всему; может проявляться в повышенной раздражительности, непослушании, враждебности по отношению к окружающим, которая может переходить в гнев и агрессию, бунт и негативизм, в интересе к тематике смерти и самоубийства (подросток часто затрагивает эту тему в разговоре, читает книги по данной проблеме, статьи в Интернете, смотрит соответствующие фильмы).
Внушенные состояния возникают под воздействием суггестии (внушения), исходящей от конкретной личности или социальных общностей посредством варьирования способов общения, преднамеренно или непреднамеренно навязывающих определенные взгляды, убеждения, мнения, оценки, нормы деятельности и поведения; направляющих и регулирующих активность человека, побуждающих его к одним поступкам и удерживающих от других; способствующих или препятствующих использованию личностью ее потенциальных физических и умственных сил в разных видах активности. Внушенные состояния также могут быть обусловлены аутосуггестией (самовнушением), которая может осуществляться посредством саморазъяснения, самоубеждения, самозапрета и др., путем мысленного проговаривания того, что человек старается себе внушить1.
Состояния человека также подразделяются на состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Первые характеризуются соответствием степени напряжения функциональных возможностей человека требованиям, предъявляемым конкретными условиями ситуации. Однако они могут нарушаться под влиянием повышенной интенсивности информационной нагрузки, накопления утомления и др., в этом случае развиваются состояния динамического рассогласования[3] .
Отдельного внимания заслуживает такое психическое состояние, как когнитивный диссонанс, который также может быть обусловлен влиянием вредной информации. Он сопровождается внутренним психологическим дискомфортом, который человек переживает как острое противоречие, когда сталкивается
2
с какими-то конфликтующими в его понимании представлениями, идеями, верованиями, ценностями, эмоциями, поведенческими установками и т.д., или когда происходит расхождение имеющегося у него опыта с восприятием актуальной ситуации. Обнаруженные нестыковки, нелогичность, несоответствия, дисгармония вызывают негативные эмоции от легкого раздражения до ощущения потерянности, тревоги, отчаяния и др.
Леон Фестингер, основоположник теории когнитивного диссонанса, считал, что человеческий разум стремится к тому, чтобы снизить степень выявленного несоответствия между установками, то есть к достижению когнитивного консонанса — взаимной согласованности, уравновешенности состояния элементов когнитивной системы1.
Стремясь к снижению возникшего у него дискомфорта, человек начинает избегать ситуаций, способствующих усилению дискомфорта, например, путем избегания, игнорирования неудобной для него информации, избирательного отсеивания поступающих сведений, преувеличения значения тех фактов, которые оправдывают имеющиеся у него установки.
Суммарно эффекты негативного воздействия информационной среды ведут к тем или иным дезадаптивным состояниям (социально-поведенческим, невротическим, психосоматическим (биологическим) по Л. Н. Собчик).