Введение. Научиться здоровому образу жизни — значит научиться отличать радости от удовольствий
Все усилия благоразумного человека должны направляться не к тому, чтобы чинить и конопатить свой организм, как утлую и дырявую ладью, а к тому, чтобы устроить себе такой рациональный образ жизни, при котором организм как можно реже нуждался бы в починке...
Д. И. Писарев, русский публицист
Ты, человек, можешь сделать для своего здоровья и благополучия больше, чем любой врач, любая больница, любое лекарство, любое медицинское средство.
Дж. Калифано, американский специалист по проблемам наркомании
Эти и им подобные афоризмы, как крик души, призывают удержать распространение алкоголизма, наркоманий и других аддикций пропагандой знаний о вредных последствиях зависимостей личности. Проблема, однако, в том, что в принципе все аддикты и проаддиктивные личности и даже маленькие дети хорошо знают о вреде для здоровья всевозможных зависимостей. Несмотря на это, возникающие страхи и опасения вредных последствий от каких-либо чрезмерных пристрастий нередко пересиливаются желанием испытать эйфорию — чувство блаженства и беспечности с кажущимся исчезновением всех проблем. Но чем больше в жизни взрослого человека или ребенка трудностей и лишений, тем сильнее потребность в эйфории («кайфе»). Чем меньше истинных радостей в жизни, тем больше стремление к удовольствиям. Вместе с тем радость и наслаждение — это разные вещи!
Дети как можно раньше должны понять данную разницу. Все люди устроены так, что чувство радости возникает у них от значимых событий: от встречи с дорогим человеком, от успеха и какого-то достижения, от завершения какого-то труда, от восприятия чего-то прекрасного и возвышенного.
б
Радость — это положительное личностное чувство своего существования, обусловленное трезвой высокой оценкой текущих событий, с приятием их всем своим сознанием и существом. Радость располагает к жизни и укрепляет все ее стороны. Поэтому так важно уметь просто радоваться жизни!
В отличие от радости, удовольствия и наслаждения относятся не к сознательно-личностным состояниям, а к чувствам организмен- ным. Они связаны, прежде всего, с инстинктивными влечениями и физиологическими потребностями. При этом важно понимать, что люди, как и все живые существа, нуждаются в удовольствиях и наслаждениях, иначе жизнь может оказаться слишком серой и однообразной. Людям требуется веселье, особенно для отдыха и снятия стрессов в процессе труда, в том числе учебы. В то же время все хорошо знают, что и религии, и науки призывают к бдительности в отношении удовольствий, к ограничению потребительства и наслаждений, потому что последние расслабляют человека, притупляют его способности и, самое главное, заполняют сознание эйфорическими иллюзиями. Это не значит, что надо быть аскетом, но важно помнить, что «сладенькое», во-первых, нужно сначала заработать своим трудом, а во-вторых, по отношению к любым удовольствиям возникает пристрастие, а затем — собственно зависимость личности. Не случайно пристрастие к удовольствиям со времен старины относят к так называемым «смертным» грехам, способным умертвить в душе человека его божественное начало, его истинно человеческое достоинство: «чревообъядение, пьянство и лакомство; любовный блуд и нехранение чувств; болезненная любовь к деньгам; памятозлобие с гневливостью и ненавистью; склонность пребывать в унынии и опечаленности; тщеславие, бессовестность, хвастовство и гордыня; зависть, лицемерие, лживость и многие другие подобные язвы в душе человека».
Радости делают человека счастливым, а удовольствия создают лишь иллюзию счастья. Известное из кинофильма изречение — «Счастье — это когда тебя понимают» — очень правильное, но его стоит дополнить словами о том, что по-настоящему счастлив лишь тот, кто сам себя способен всесторонне оценивать и понимать.
Будущее как в России, так и в мире, безусловно, за молодым поколением, которое в настоящее время заявило о себе в полный голос, а новые успехи молодых предопределены их профессионализмом и не только знаниями, но также полноценным здоровьем.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности. Подлинная красота человека — это физическое совершенство, интеллект и здоровье. Здоровье же человека представляет собою процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности. При этом не столько удовольствия, сколько жизненные радости обеспечивают максимальную продолжительность жизни.
Человек — существо слишком психологическое, и данный факт необходимо учитывать еще до рождения ребенка-в какой психологической атмосфере он будет расти и модель какого образа жизни он будет усваивать с раннего детства. Сценарий его судьбы пишется еще до рождения и далее в основном в первые 6—7 лет жизни, и будущая личность тоже закладывается еще до рождения (!) — преимущественно под влиянием родителей, членов семьи, значимых лиц из ближайшего окружения. Даже брошенность ребенка или предоставление ему бесконтрольной свободы — это тоже влияние на личность. Поэтому если родителям небезразлична судьба их ребенка, они должны позаботиться о правильных межличностных с ним отношениях и о том, чтобы уже к 4—6 годам дети достаточно основательно понимали смысл и цель жизни вообще и своей жизни в частности. Вредно тормозить формирование личности ребенка за счет неадекватной задержки его в роли и статусе «маленького».
Вместе с тем точно так же вредно принуждать преждевременно усваивать какие-либо специальные знания и профессиональные умения. Ребенок с помощью близких и любимых взрослых, которым он особенно доверяет, должен прежде всего усвоить, что такое жизнь вообще, как в ней выживать и сохранить себя, кем стать и как уберечь себя от всевозможных социально-психологических ловушек.
«Ловушки» формируют потребности и самооценки, насаждаемые модой, вкусами, рекламой, Интернетом, телевидением и другими средствами массовой информации, а также педагогическими «перекосами». Речь идет прежде всего о нарциссическом травмировании Я детей и о массовом распространении нарциссической зависимости личности — без объективных оснований для «звездизма» и самовлюбленности, но с эксгибиционистской потребностью во внимании и восторге со стороны окружающих. Противоположная сторона нарциссического невроза — перфекционизм, повседневная самозащитная практика личности делать больше, чем требуют обстоятельства. Очевидно, что такая зависимость чревата истощением, депрессией, суицидами, алкоголизмом и наркоманиями.