Линейные (регрессивные и эволюционно-прогрессирующие) концепции истории культуры человечества

Линейные концепции истории человечества в иудаизме, христианстве и исламе

Возникшие в определенные периоды развития общества в противовес первоначальным циклическим концепциям истории такие религии, как иудаизм, христианство и ислам сформировали линейную модель истории человечества.

Иудаизм. Впервые линейная модель времени появляется именно в иудаизме, для которого время уже имело начало и конец, и Бог Яхве проявляется не в космическом, а в историческом, необратимом, времени. В произведениях ветхозаветного канона развернуто историческое развитие от сотворения мира и человека до времен персидского господства (V в. до н. э.). Сотворение человека Богом впервые в истории говорит о начальной точке возникновения человека в лице Адама и человечества в лице Адама и Евы и его земной истории — с момента грехопадения и изгнания их из рая. Центральное событие Ветхого Завета — Договор израильской общины с Богом. История человечества рассматривается как своего рода подготовка Договора, а вся последующая история — как претворение его в жизнь. Соответствующие сюжеты выстраиваются в хронологически упорядоченную священную историю. В первой, наиболее авторитетной части Ветхого Завета — «Законе», т. е. Пятикнижии Моисеевом (книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) — материал интерпретируется в историческом контексте.

Установление Царства Божьего на Земле, с точки зрения иудаизма, является целью истории. Провиденциальное истолкование истории дано ветхозаветными пророками, возвестившими своему народу, а через него и всему человечеству, идею Яхве как Бога истории. Они осмысливали историческую реальность как разумный процесс, направляемый божественной волей. Эта идея, получившая развитие с Амоса, самого раннего из пророков (VIII в. до н. э.), нашла полное оформление у его сына — пророка Исайи, который впервые раскрыл план мировой истории. Идею внутренней закономерности всего происходящего в жизни народов от пророков восприняли апокалиптики, углубив ее разработкой хилиастической[1] доктрины. Апокалиптики создали в иудаизме образ будущего, связанного с тысячелетним Царством Божьим на Земле. Особенности иудаистского понимания истории следующие: 1) возникающая в иудаизме хилиа- стическая идея Царства Божьего предполагала воздаяние за земные страдания лишь богоизбранному народу; 2) мессианское царство, хотя и помещалось в конце истории, однако находилось в пределах исторического времени и пространства. Все сводилось к тому, чтобы продлить до бесконечности посюстороннее существование богоизбранного народа, «остановить» историю, войти в вечность, оставаясь в эмпирических пределах (на Земле).

Иудаистская эсхатология[2], начиная с пророка Иезекииля (VII— VI вв. до н. э.), который может быть назван «отцом эсхатологии», представляет собой своеобразный хилиазм, т. е. в пророческом духе его предсказаний есть вера и надежда на наступление Царства Божьего в мире на Земле. В иудейской апокалиптике идея земного благополучия избранного народа получила завершенное развитие в хилиазме, который стал фундаментом иудаистской эсхатологии.

Христианство создает отличные от иудаизма взгляды на историю человечества. По сравнению с иудаизмом христианство идет дальше в оценке исторического времени, выдвинув идею о том, что Бог воплотился в своего Сына, получил свою вторую ипостась, вошел в человеческую историю, стал ее участником через своего Сына и Святого Духа (третья ипостась).

Линейная, регрессивная и эсхатологическая концепция истории человечества в христианстве в отличие от иудаизма связаны с переходом человечества в трансцендентность и метаисторию. Это представление о метаистории будет рассматриваться в разделе о мета- исторических концепциях существования мирового человечества, его бытия другого характера, но в данном исследуемом контексте важно то, что христианством был предложен радикальный вариант выхода Бога в реальную земную историю. Оно впервые полностью поместило Бога в историческое время, настаивая на историчности Иисуса Христа. Символ веры христианства представлен как совокупность вполне конкретных исторических событий. Иисус Христос родился в Вифлееме во времена царя Ирода, умер на кресте в Иерусалиме при прокураторе Понтии Пилате. Христианство внедрило в историю человечества три совершенно уникальных события: 1) грехопадение человека в качестве начала земной истории; 2) явление Христа — ее поворотного пункта, — как свидетельства существования Бога в лице Сына своего; и, наконец, 3) предстоящее Второе пришествие и Страшный суд как своеобразное ее завершение.

Доктринальными основами религиозной историософии являются в иудаизме — провиденциально-хилиастическая, а в христианстве — провиденциально-эсхатологическая концепции истории. В христианской интерпретации хилиастическая концепция существенно преобразуется, и при реализации поиска цели и смысла человеческой истории опора делается на эсхатологию, в которой предполагается абсолютный конец истории, и центральное место занимает Христос. Вследствие этого история приобретает метафизическое назначение, при котором появляется понятие «Царства Божия не от мира сего», и оно получает особый смысл — связь с метаисторией.

Линейная модель времени в христианстве разделяется на периоды, человеческая земная история начинается с изгнания Богом прародителей человечества из рая, затем движется к центральному по своему значению событию — явлению Христа, далее — ко Второму пришествию Христа.

Теорию исторического процесса, проходящего отдельные стадии, впервые выразил христианский философ Августин Аврелий (354—430), предложивший систематизированную христианскую концепцию истории как божественного провиденциализма, в которой членение истории на мировые эпохи он производил по аналогии с шестью днями творения Богом мира и шестью возрастными периодами человеческой жизни: первая — младенчество, от Адама до Ноя; вторая — детство, от Ноя до Авраама; третья — отрочество, от Авраама до Давида; четвертая — юность, от Давида до вавилонского пленения: пятая — зрелость, от вавилонского пленения до рождения Христа; шестая — закат жизни, от Первого пришествия Христа до Страшного суда. Все венчает седьмой день, когда будет положен конец времени и истории и наступит Царство Божие.

В античной философии истории периоды жизни человечества представлены как стадии регресса, в связи с чем закономерность исторического процесса определялась как закономерность порчи, падения. Мир, по Августину, также погрузился во зло, отчего царства земные разрушают друг друга. Однако пессимистическое вйдение мира не является преобладающим у Августина, поскольку он не ограничивался рассмотрением только мирской истории, а слил ее воедино с историей Священной. При этом на первый план выходит идея прогресса, которая в рамках Священной истории распространяется исключительно на духовную жизнь: история развертывается как грандиозный процесс воспитания человеческого рода к спасению, в ходе ее люди постепенно приближаются к познанию Бога. В движении к единой цели спасения Августин усматривает общность исторической судьбы человечества, смысл каждой мировой эпохи.

Путь мировой истории должен завершиться оптимистическим финалом для праведников, когда Бог воздвигнет вечное Царство святых, олицетворенное в образе Сына человеческого, которое распространится на весь мир.

В исламе линейная концепция истории так же, как иудаистская, и христианская базируется на концепции божественного промысла, но имеет своеобразие. Все в мире происходит в соответствии Аль-Лаух аль-махфуз (хранимая скрижаль). Согласно Корану, это небесный прототип всех священных писаний, на котором записано все, что было на земле и что произойдет в будущем. В исламе теологический детерминизм переходит во вседовлеющий фатализм (абсолютное предопределение), предполагающий, что Бог еще до сотворения мира «предумыслил» участь каждого человека к спасению или к погибели, которая не подлежит изменению.

Господство идеи абсолютной предопределенности придает особый статус и значение пророчеству в исламе, на что указывает даже численность пророков.

Построение историософской схемы основывается на том, что завет Аллаха неоднократно ниспосылался через пророков разным народам. Для этого Аллах выбрал из каждой нации по одному или несколько пророков. Так, пророк Худ был послан Аллахом наставить на праведный путь адитов — народ, из которого он сам происходил. Пророк Шуайб был одним из мидианитов, которым страстно проповедовал веру в Аллаха и призывал соблюдать правильность «меры и веса». Пророк Салих был направлен к народу самуд (самудянам), осмеявшему его и заколовшему верблюдицу — знамение Аллаха. Адиты, мидианиты и самудяне не вняли пророческим увещеваниям и были жестоко наказаны Аллахом. Выдвижение пророков в Коране и преданиях в центр истории определяет исламскую концепцию мировой истории как цепь пророков.

Деление религиозных культур на исторические и неисторические условно.

  • [1] Хилиазм (греч. — тысяча лет) — религиозное учение о тысячелетнем мессианском Царстве Божьем на земле.
  • [2] Эсхатология (греч. — учение о последних вещах) — религиозное учение о конце света, смысле и завершении земной истории, конечных судьбах человека (индивидуальная эсхатология) и человечества (всемирная эсхатология).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >