Хронические воспаления глотки (pharyngitis chronica)

Подразделение. Изолированное хроническое заболевание mesopharynx наблюдается редко. Обычно все части глотки представляются пораженными хроническим катаральным процессом. Поэтому деление на rhinopharyngitis chronica и pharyngitis chronica является искусственным.

Этиология. Причины хронического катарального воспаления глотки совпадают с таковыми хронического ринита и не требуют здесь повторений. Очень часто поэтому хронические воспаления глотки наблюдаются одновременно с хроническими катарами слизистой оболочки носа. Атрофический катар глотки, как и катар носа, обусловливается особыми конституциональными причинами.

Патологическая анатомия. Различают две формы хронического катара глотки: гипертрофическую (pharyngitis hypertrophica) и атрофическую (pharyngitis atrophica). При первой из них наблюдается покраснение слизистой оболочки различных степеней и оттенков и утолщение ее, обусловленное разрастанием соединительной ткани и мелкоклеточной инфильтрацией.

Отдельные венозные сосуды на поверхности слизистой бывают расширены. Иногда наблюдают увеличение лимфатических фолликулов, расположенных в толще слизистой, которые выдаются над поверхностью слизистой в форме красных зерен разной величины. Отсюда произошло название pharyngitis granulosa. Это собственно не самостоятельное заболевание, а разновидность хронического гипертрофического фарингита. То же нужно сказать и об увеличении боковых тяжей лимфатической ткани, которые могут и гипертрофироваться, и воспаляться (pharyngitis lateralis).

Поверхность слизистой при гипертрофической форме катара покрыта секретом, который может быть то более жидким, то более густым, засыхающим и образующим корки.

При атрофической форме слизистая оболочка истончается вследствие исчезания сосудов, желез и сморщивания соединительнотканной основы ее.

Выделяющийся на поверхность слизистой секрет не только скуден в количественном отношении, но и представляет некоторые качественные изменения, вследствие чего он быстро засыхает и покрывает весьма тонким слоем всю поверхность слизистой оболочки, которая кажется покрытой тонкой слюдяной пластинкой или, как сказано выше, лаком. Иногда же, помимо этого, образуются настоящие корки.

Как гипертрофическая, так и атрофическая формы хронического катара глотки нередко комбинируются с такими же катарами носа.

Особую разновидность хронического фарингита представляет hyperkeratosis pharyngis. Под этим понимают появление в глотке множества беловатых выступов, состоящих из ороговевшего эпителия. Эти выступы напоминают колючки, но при поверхностном и невнимательном исследовании их иногда смешивают с налетами. Беловатые образования во множестве покрывают главным образом небные миндалины, но могут также возникать на язычной и глоточной миндалинах и на всех солитарных фолликулах задней стенки глотки.

Раньше эту болезнь называли pharyngomycosis leptothricia, ошибочно полагая, что она вызывается leptothrix. Однако leptothrix представляет лишь случайную находку при гиперкератозе и этиологической роли не играет.

Болезнь не вызывает никаких расстройств, и больные замечают ее случайно, обычно думая, что они заболели ангиной.

Симптомы. Больные испытывают часто ощущение першения и сад- нения в глотке и как бы присутствие инородного тела в ней. Это последнее ощущение обусловливается большей частью скоплением засохшего секрета, особенно в носоглотке.

Больные стараются освободиться от указанных ощущений и делают часто короткие вдохи при приподнятом мягком небе, стараясь протянуть секрет в mesopharynx и оттуда удалить его отхаркиванием. Нередко это им удается, но при этом происходит разрыв мелких сосудов слизистой оболочки, вследствие чего к отхаркиваемым выделениям примешивается небольшое количество крови, что очень беспокоит больных и заставляет их подозревать у себя туберкулезное заболевание горла.

Ощущение сухости в горле особенно сильно при атрофических формах, катара глотки.

Иногда при попытках к отхаркиванию мокроты у больных появляются рвотные движения и рвота, особенно по утрам, так как за ночь в глотке насыхает значительное количество корок.

Распознавание не представляет никаких затруднений и основано не только на характерных жалобах больных, но и на объективном исследовании (фарингоскопия, задняя риноскопия). При гиперкератозе обращают внимание на белые выступы на слизистой, с трудом снимаемые пинцетом.

Предсказание при хронических катарах глотки в смысле restitutio ad integrum неблагоприятно. Сказанное особенно относится к атрофическим формам. Однако при соответственной терапии и образе жизни больного всегда можно добиться значительного облегчения. При гиперкератозе предсказание благоприятно. Болезнь исчезает сама собой при столь же непонятных обстоятельствах, при которых она и возникает.

Лечение. Не все больные одинаково переносят хронический катар. Некоторые относятся к нему весьма терпимо и не обращаются к врачу даже при значительной степени развития катара. Другие, напротив, сильно страдают и при менее выраженных формах.

На первом месте должны стоять меры гигиено-диететического характера. Больные должны воздерживаться от злоупотребления курением и спиртными напитками. На производстве нужно принимать технические и индивидуальные меры, предупреждающие попадание с вдыхаемым воздухом в организм больного пыли или вредных паров.

Большое значение имеет также характер принимаемой пищи. Перец, хрен, уксус, горчица раздражают слизистую оболочку.

Большое значение, особенно для нервных субъектов, имеют меры, укрепляющие нервную систему, а именно гидропатические процедуры, солнечные ванны и т. п.

Необходимо обращать внимание и на состояние носа и лечить заболевание носа одновременно с заболеванием глотки, так как совершенно понятно, что болезни носа (придаточных полостей) поддерживают заболевание глотки.

Местное лечение состоит в очищении слизистой оболочки от покрывающих ее выделений (жидкая слизь или корки). Носоглотку с этой целью пульверизируют солеными и щелочными растворами через нос, a mesopharynx через рот.

Кроме того, применяют прижигания слизистой оболочки. При гипертрофических формах применяют препараты серебра (ляпис в 3—5 % растворах, protargol или collargol в 3 % растворе). При атрофических формах применяют люголевский раствор (Jodi puri 0,1, Kalii jodati 1,5, Glycerini puri 15,0, Aq. destil. 10,0, 01. Menthae pip. gtt. VI). Granula, если они причиняют какие-либо расстройства, прижигают, лучше всего трихлоруксусной кислотой. То же средство применяют и при pharyngitis lateralis.

Лечение гиперкератоза собственно излишне ввиду невинного характера заболевания. Однако в случаях, когда больные настаивают на лечении, можно применять механическое удаление колючек с последующим гальванокаустическим прижиганием. Обычно полное удаление всех выступов на слизистой удается лишь после нескольких сеансов.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >