Закрытый режим (режим коммерческой тайны)
У охранного документа (патента, свидетельства) и коммерческой тайны одна цель — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.
Принципиально отличаются только методы защиты: открытый режим охраны подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя охранного документа под угрозой судебного преследования.
Закрытый режим подразумевает защиту ноу-хау при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование ранее засекреченного способа (технического решения) уже невозможно1. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность. Для защиты монопольных прав на технологию полезно использовать оба метода: патентом (лучше «зонтичным»2) защищают самые общие технологические параметры, а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Четвертая часть ГК РФ впервые узаконила нормы правового регулирования отношений, возникающих в связи с возникновением, оборотом и прекращением прав на секреты производства. Сам объект гражданских прав и собственно термин «ноу-хау» впервые был легализован США и Великобританией. В буквальном переводе с английского языка know-how означает «знать, как», что является сокращением выражения «знать, как это сделать». До принятия ч. IV ГК РФ понятие секрета производства укладывалось в понятие коммерческой тайны, иного способа обеспечить правовую защиту секретов производства не было.
В настоящее время нормативная основа регулирования отношений, возникающих в связи с возникновением, оборотом и прекращением прав на секреты производства, представлена в гл. 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» ГК РФ (табл. 4.4), в Федеральном законе «О коммерческой тайне», Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Таблица 4.4
Право на секрет производства (ноу-хау) (структура гл. 75 ГК РФ)
Статья |
Название |
1465 |
Секрет производства (ноу-хау) |
1466 |
Исключительное право на секрет производства |
1467 |
Действие исключительного права на секрет производства |
1468 |
Договор об отчуждении исключительного права на секрет производства |
1469 |
Лицензионный договор о предоставлении права использования секрета производства |
1470 |
Служебный секрет производства |
1471 |
Секрет производства, полученный при выполнении работ по договору |
1472 |
Ответственность за нарушение исключительного права на секрет производства |
- 1 Любопытно, но некоторые чертежи Леонардо да Винчи имеют намеренные ошибки, чтобы никто кроме него не мог изготовить по ним изделия. Так, редуктор его «танка» (1485 г.) вращает колеса в разные стороны! В этом нетрудно усмотреть сокрытие ноу-хау, получившего широкое распространение в настоящее время (см.: Уоллэйс Р. Мир Леонардо. М. : Терра, 1997).
- 2 Гринберг Я. С. «Зонтик» над проблемой //Журнал ТРИЗ. 1994. № 1(9). С. 50— 55.
Ноу-хау, или секрет производства, — это сведения любого характера (оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), которые охраняются режимом коммерческой тайны и могут быть предметом купли-продажи или использоваться для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности.
Критерием отнесения сведений к секретам производства в соответствии с законом являются следующие свойства: 1) наличие действительной или потенциальной коммерческой ценности: сведения имеют стоимость, что предопределяется их характером; 2) неизвестность этих сведений третьим лицам; 3) отсутствие законных оснований для свободного доступа к сведениям третьих лиц (под ними следует понимать участников гражданского оборота, за исключением уполномоченных органов государственной власти, которые в силу своих полномочий вправе требовать предоставления тех или иных сведений); 4) введение в отношении таких сведений режима коммерческой тайны.
От всех иных видов объектов интеллектуальной собственности ноу-хау отличается рядом присущих исключительно ему признаков.
- 1. Среди других ОИС важной особенностью ноу-хау является его универсальность. Под данное понятие могут быть подведены самые разнообразные сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью субъекта предпринимательской деятельности.
- 2. Ноу-хау как объект интеллектуальной собственности не требует официального признания его охраноспособности, государственной регистрации или выполнения каких-либо иных формальностей, а также уплаты государственных пошлин. Коммерческой тайной могут быть объявлены вполне потенциально патентоспособные решения, которые правообладатель по каким-либо причинам не желает обнародовать и патентовать в установленном порядке. Таким образом, основной критерий отличия ноу-хау от изобретения — наличие или отсутствие правовой охраны в форме охранного документа (патента). В качестве примеров ноу-хау можно назвать технические (не запатентованные изобретения или полезные модели, технологии, формулы, рецепты), научные (результаты НИОКР), коммерческие (методики работы с клиентами для эффективного сбыта продукции, методики оценки коммерческих предложений) и проч.
- 3. В мировой практике отсутствует какое-либо специальное законодательство по защите ноу-хау, подобное тому, которое имеется в отношении изобретений и ряда других объектов промышленной собственности. Защита ноу-хау обеспечивается на основе общих норм гражданского законодательства (норм, направленных на борьбу с недобросовестной конкуренцией, норм договорного и деликтного права), а также норм уголовного законодательства.
- 4. Ноу-хау является объектом исключительного права, однако необходимо учитывать следующее. Любое физическое или юридическое лицо признается правомочным обладателем ноу-хау, если разработало его самостоятельно, либо позаимствовало из открытой информации, либо добросовестно приобрело у другого владельца. Ничто не мешает двум или нескольким самостоятельным разработчикам на равных законных основаниях пользоваться и распоряжаться одним и тем же ноу-хау. В эпоху научно-технического прогресса при расширении и интенсификации научно-технических работ становятся обычными случаи, когда несколько фирм независимо друг от друга приходят к созданию идентичного ноу-хау, которое хранят как производственную или коммерческую тайну. Каждому из таких добросовестных владельцев обеспечивается юридическая возможность защиты своего производственного или коммерческого секрета.
- 5. Специфической чертой ноу-хау, выделяющей их среди других ОИС, является неограниченность срока ее охраны. Право на коммерческую тайну действует до тех пор, пока сохраняется фактическая монополия лица на информацию, которая ее образует, а также имеются предусмотренные законом условия ее охраны. Например, китайцы хранили в тайне секрет изготовления фарфора не одно столетие, пока он не был случайно разгадан саксонским алхимиком. Это обстоятельство делает избрание данной формы охраны привлекательной для предпринимателей в тех случаях, когда их не удовлетворяет принцип срочности патентной охраны.
Глава 75 ГК РФ оперирует понятием «обладатель секрета производства», не вводя при этом специальных ограничений по кругу субъектов права в виде наличия статуса предпринимателя. К отношениям по поводу прав на ноу-хау применяются общие положения гл. 69 ГК РФ, и в частности ст. 1227—1229, исходя из которых, обладателем секрета производства может быть как физическое, так и юридическое лицо. В случае когда ноу-хау получено при выполнении договора подряда, договора на НИОКР по государственному или муниципальному контракту для государственных или муниципальных нужд, исключительное право на такой секрет производства принадлежит подрядчику (исполнителю), если соответствующим договором (государственным или муниципальным контрактом) не предусмотрено иное. Субъектами правоотношений здесь являются подрядчик и заказчик. Иностранные лица могут выступать субъектами прав как на информационные ресурсы, так и на служебную и коммерческую тайну наравне с отечественными участниками гражданского оборота. Также в соответствии со ст. 1470 ГК РФ исключительное право на секрет производства, созданный работником в связи с выполнением своих трудовых обязанностей или конкретного задания работодателя (служебный секрет производства), принадлежит работодателю.
В связи с тем что работник работает по трудовому договору и выполняет свои трудовые обязанности, законодатель уточняет, что в этом случае исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, способный к правовой охране в качестве секрета производства, будет принадлежать работодателю. Это императивная норма, и стороны не имеют права изменить данное положение. В целом это правило не отличается от других правил, предусмотренных ГК РФ в отношении иных РИД.
Сущность исключительного права на секрет производства состоит в обеспеченной обладателю информации возможности засекречивать эту информацию от широкой публики, пользоваться ею в своих коммерческих целях и требовать, чтобы третьи лица воздерживались от использования незаконных методов получения данной информации. К числу правовых возможностей обладателя секрета производства относятся также его права по распоряжению принадлежащим ему объектом интеллектуальной собственности. Прежде всего, он может в любой момент раскрыть перед публикой те сведения, которые составляют секрет производства, если это не нарушает принятых им обязательств перед контрагентами. Обладатель конфиденциальной информации может продать, переуступить эту информацию заинтересованному лицу, используя стандартные инструменты: договор об отчуждении исключительного права и лицензионный договор.
Режим коммерческой тайны считается установленным после принятия обладателем информации, составляющей эту тайну, следующих мер:
- 1) определения перечня информации, составляющей коммерческую тайну. Данный перечень принимается как отдельный документ, но может быть составной частью другого документа (Положения, стандарта), его утверждение и введение в действие осуществляются приказом, распоряжением руководителя. С этим перечнем необходимо под роспись ознакомить всех сотрудников, а также указать места хранения носителей секретных данных, список секретосодержащих документов и работников, имеющих доступ к тайным сведениям;
- 2) ограничения доступа к информации, составляющей коммерческую тайну, путем установления порядка обращения с этой информацией и контроля за соблюдением такого порядка. Функция контроля обычно возлагается либо на службу безопасности, либо на службу информационных технологий, либо на руководителей подразделений;
- 3) учета лиц, получивших доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, и (или) лиц, которым такая информация была предоставлена или передана. Утверждается должностной список с указанием, какие должности в штате связаны с доступом к коммерческой тайне. Он должен четко указывать на то, на каких должностях и к каким именно сведениям работники имеют доступ. Разные группы должны обладать разными объемами информации. Руководители предприятия в целом должны иметь доступ к любой информации, касающейся деятельности предприятия, руководители подразделений — к информации, касающейся работы вверенного им подразделения, специалисты — к такому объему информации, который им необходим для профессионального и добросовестного выполнения своих обязанностей, технический персонал — минимум доступа к конфиденциальной информации. При допуске рабочего персонала к конфиденциальной информации необходимо помнить золотое правило: «чем меньше человек о чем-то знает, тем меньше он может об этом рассказать»;
- 4) регулирования отношений по использованию информации, составляющей коммерческую тайну, работниками на основании трудовых договоров и контрагентами на основании гражданско-правовых договоров;
- 5) нанесения на материальные носители, содержащие информацию, составляющую коммерческую тайну, или включения в состав реквизитов документов, содержащих такую информацию, грифа «коммерческая тайна» с указанием обладателя такой информации (для юридических лиц — полного наименования и местонахождения, для индивидуальных предпринимателей — фамилии, имени, отчества гражданина, являющегося индивидуальным предпринимателем, и места жительства).
Меры по охране конфиденциальности информации признаются разумно достаточными, если: а) исключается доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, любых лиц без согласия ее обладателя; б) обеспечивается возможность использования информации, составляющей коммерческую тайну, работниками и передачи ее контрагентам без нарушения режима коммерческой тайны.
Работник может нести два вида ответственности за свои действия или бездействия, результатом которых стало нарушение конфиденциальности информации: дисциплинарную (риск увольнения) и материальную (риск погашения убытков). В первом случае речь идет о возможности прекращения трудового договора с работником, разгласившим сведения, составляющие коммерческую тайну, согласно ст. 81 ТК РФ, во втором — о возможности возложить на работника полную материальную ответственность: право работодателя взыскать с работника материальный ущерб в полном объеме, если таковой ущерб причинен в результате разглашения коммерческой тайны, установлено ст. 243 ТК РФ. Пункт 7 ст. 243 ТК РФ узаконивает полную материальную ответственность работника за последствия такого разглашения, однако ч. 1 ст. 238 ТК РФ ограничивает ответственность работника прямым действительным ущербом, исключая возмещение упущенной выгоды.
Поскольку разглашением коммерческой тайны прямой ущерб, как правило, не причиняется, указанное правило практически сводит на нет материальную ответственность работников за данное правонарушение. Здесь следует отметить, что в настоящее время в России практически отсутствует арбитражная практика по таким видам споров, поэтому в большинстве случаев работники не несут никакой материальной ответственности перед работодателем за разглашение коммерческой тайны.