Классификации средств правовой защиты и распределения рисков
Классификация средств правовой защиты может быть построена в соответствии с присущим им функциональным назначением, которое выражается в следующих характеристиках: 1) субъект применения (покупатель, продавец, покупатель или продавец); 2) основание применения (существенное нарушение или же всякое нарушение, в том числе не являющееся существенным); 3) собственный предмет (интерес, подлежащий правовой защите, содержание правового средства, либо результат его применения).
Таким образом, по критерию субъекта применения средства правовой защиты подразделяются на следующие категории:
1) средства, призванные защищать интересы покупателя; 2) средства, призванные защищать интересы продавца; 3) универсальные правовые средства, которые могут защищать интересы как продавца, так и покупателя.
По критерию основания применения средства правовой защиты подразделяются на: 1) правовые средства, подлежащие применению только при наличии существенного нарушения договора;
2) правовые средства, для применения которых достаточно простого нарушения, не имеющего существенный характер.
По своему предмету средства правовой защиты подразделяются следующим образом: 1) преследующие интерес исполнения обязательства (требования об исполнении в натуре и требования обеспечения денежной эквивалентности допущенного нарушения обязательства); 2) преследующие иные интересы (таковы требования о принятии поставки или выборке товара, о компенсации убытков, снижении покупной цены, изменении условий договора, уплате процентов и т. д.); 3) приводящие к достижению определенного результата (сохранения обязательства либо его прекращения с заменой денежным эквивалентом предполагавшегося, но так и не состоявшегося исполнения обязательства — расторжение договора и возмещение убытков).
Представленная классификация имеет утилитарный характер и позволяет не только рассмотреть содержание правовых средств защиты по CISG в их взаимной связи (системном соотношении), но и сделать более удобным практический выбор нужного правового средства, способного обеспечить наибольшую эффективность с учетом сложившихся обстоятельств отдельных договорных связей.
Что же касается классификации средств распределения рисков, то для ее проведения следует учесть, что конечным выражением наступления рискового события являются неблагоприятные последствия экономического характера в виде материально-денежных или временных затрат той или другой стороны договора купли-продажи (той, на которой данный риск лежал сообразно характеру событий, времени и последовательности их наступления).
По тому предмету, который подвергся неблагоприятному воздействию реализовавшегося риска, или сфере его возникновения, риски можно подразделить на следующие группы: 1) товарные риски (утрата или повреждение (изменение физических свойств) товара); 2) таможенные риски (непредвиденные материально-денежные или временные затраты при организации таможенной очистки груза — см. выше); 3) транспортные риски (непредвиденные затраты по погрузке, перевозке, отгрузке, хранении, страховании товара и т. п.).
Интересно, что одни и те же события могут становиться причиной возникновения неблагоприятных последствий, охватываемых разнообразными рисками. Например, в случае проблем с организацией перевозки или таможенной очистки скоропортящегося товара, его физические свойства могут измениться вплоть до полной его утраты. Но это не означает того, что риск утраты или повреждения товара охватывает собой еще и все другие группы рисков, если они опосредуют материальные и временные затраты, не связанные с ухудшением физических свойств товара или его утратой.
Термины каждой группы Incoterms предполагают различное количественное распределение одних и тех же рисков между продавцом и покупателем.
Целью деятельности любого хозяйствующего субъекта является получение прибыли. Для достижения указанной цели важное значение отводится минимизации рисков возникновения материальных затрат или временных издержек. Разумной задачей каждой стороны договора купли-продажи является сложение с себя как можно большего количества обязанностей — наиболее распространенных правовых форм принятия и несения рисков. В каждом конкретном случае распределение рисков будет зависеть от соотношения экономической силы и интересов контрагентов в договоре купли-продажи — тех факторов, которые в конечном счете и предопределяют готовность сторон принять на себя те или иные риски; обстоятельств, обусловливающих выбор компромиссного варианта, выражаемого определенным торговым термином Incoterms.
Поскольку каждый торговый термин представляет собой распределение между продавцом и покупателем известных прав и обязанностей — правовых форм выражения рисков — правовые средства распределения рисков оказывается возможным классифицировать по следующим критериям: 1) по торговым терминам, опосредующим распределение рисков; 2) по количеству рисков и по их распределению между продавцом и покупателем (объективный аспект); 3) по интересам сторон в минимизации рисков.
В связи с указанными критериями и для удобства рассмотрения правовых средств распределения рисков по Incoterms последние предлагается классифицировать следующим образом на несколько групп: 1) средства распределения рисков в пользу покупателя (термины группы “D” — DAT, DAP, DDP); 2) средства распределения рисков в пользу продавца (термины группы “Е” (EXW) и термины группы “F” — FCA, FAS, FOB); 3) средства распределения рисков универсального характера (термины группы “С” — CFR, CIF, СРТ, CIP).
Проведенная классификация правовых средств распределения рисков по целому ряду причин небезупречна. Во-первых, само по себе принятие известного риска на себя той или другой стороной еще не означает, что этот риск действительно реализуется (что наступит соответствующее вредоносное событие). Готовность контрагентов принять на себя тот или другой риск детерминируется, помимо прочего, именно этим соображением, а его оценка — опытом и масштабами деятельности контрагентов в географических, политико-правовых и экономических рамках, опосредующих процесс поставки товара по договору купли-продажи. Во-вторых, наступление тех или иных рисковых событий — явление изменчивое и порой случайное; его вероятность не всегда может быть предметом точной количественной оценки, тем более оценки, производимой в момент заключения договора купли-продажи. В результате может сложиться следующая парадоксальная ситуация: при том, что большая часть рисков по известному договору будет отнесена, например, на продавца, ни один из них не реализуется, в то время как в реальность воплотятся риски именно из числа тех, что отнесены на покупателя; в результате сторона, полагавшая себя наименее рискующей, пострадает сильнее чем та, которая рисковала больше.
Однако в связи с тем что в данной работе рассматриваются правовые средства не минимизации рисков, а правовые средства их распределения, отмеченные условности классификации представляются непринципиальными. Сама же классификация позволяет решить целый ряд разнообразных задач как научного, так и практического характера. Главная из них — возможность рассмотреть правовые средства распределения рисков не только в их собственной системе, но и в их взаимосвязи с правовыми средствами защиты контрагентов по договору купли-продажи. Кроме того, она позволяет сделать вывод о том, какая группа торговых терминов возлагает большее количество обязанностей и рисков на покупателя, а какая на продавца, равно как и о том, какие торговые термины имеют универсальный характер и обеспечивают приблизительный паритет в распределении обязанностей и рисков между продавцом и покупателем. Таким образом, предложенная нами классификация облегчает оптимальный выбор механизма распределения рисков.
Наступление событий, охватываемых риском, в ряде случаев может обусловить нарушение договора или вообще невозможность его исполнения. Именно поэтому с вопросом о правовых средствах распределения рисков самым тесным и непосредственным образом связан и вопрос о средствах правовой защиты. Возьмем, например, такую (весьма типичную) ситуацию: товар был поврежден в процессе перевозки, когда риск такого повреждения лежал на продавце. Покупатель в этом случае получает возможность воспользоваться рядом средств правовой защиты, в том числе (в зависимости от особенностей конкретного случая) отказаться от принятия поставки, расторгнуть договор, потребовать взыскания убытков, либо предъявить требование об устранении образовавшихся в товаре недостатков. Реализация одного из рисков, распределенных договорными средствами их распределения, повлекла возможность применения средств правовой защиты.
Вместе с тем само правовое средство распределения риска может выступать в роли средства правовой защиты (см. приведенный выше пример с обеспечением страхования риска утраты или повреждения товара в процессе его перевозки). Конечно, получение страховой выплаты не восстанавливает нарушенного права, но обеспечивает экономический интерес продавца в получении прибыли и минимизации издержек и потому выступает в роли средства правовой защиты, пусть и специфичного по основанию, порядку применения и содержанию, но схожего по экономической и конечной цели.
Наконец, сами средства правовой защиты можно представить в качестве элементов механизма распределения рисков, связанных с неисправностью должника, в роли которого (в зависимости от конкретного обязательства) может выступать продавец или покупатель.
Изложенные обстоятельства позволяют говорить о правовых средствах распределения рисков и средствах правовой защиты как о едином и синергетическом правовом механизме. Это обстоятельство вкупе с проведенными классификациями позволяет рассматривать их в единой системе, которая выражается, в частности, в структуре настоящего научно-правового исследования.
§ 5. Интересы, лежащие в основе средств защиты