Программное обеспечение, топология интегральных микросхем как объекты интеллектуальных прав
Внедрение РИД, новых технологий и инновационных технических решений невозможно сегодня представить без использования ЭВМ, функционирование которых осуществляется благодаря ПО. Взаимосвязь ЭВМ и программного продукта очевидна, поскольку их развитие осуществляется параллельно, постоянно дополняя друг друга. Практика активного внедрения ЭВМ в эксплуатацию показала, что владельцам и разработчикам программ необходимы надежные нормы правовой защиты и охраны.
Становление правовой системы охраны программного продукта
Появление в середине 1940-х гг. электронно-вычислительных машин сопровождалось разработкой программ для их функционирования. В то время ЭВМ первого поколения были малоизвестны, чрезвычайно громоздки, поскольку их работоспособность обеспечивали электронные лампы, и вопросы правовой защиты как объекта интеллектуальной собственности не возникали. Для начального периода развития ЭВМ существовало понятие «аппаратное» обеспечение, поскольку оно представляло единое целое с машиной, разрабатывалось индивидуально и от нее не отделялось. Разработчики ЭВМ и ПО, заинтересованные в сохранении контроля над новыми техническими решениями, использовали в то время нормы патентного права и коммерческой тайны.
Одна из первых электронно-вычислительных машин «Марк I», начала разрабатываться в 1941 г. в США. Она успешно прошла тестовые испытания, после чего в 1944 г. была запущена в эксплуатацию. Это была одна из первых вычислительных машин с хранимой в оперативной памяти программой. Машина была длиной около 17 м, содержала 75 тыс. электронных ламп и 3 тыс. механических реле. Она занимала в Гарвардском университете площадь в несколько десятков квадратных метров, была высотой более 2,5 м и весила около 4,5 т. Общая протяженность соединительных проводов составляла почти 800 км. Основные вычислительные модули синхронизировались механически при помощи 15-метрового вала, приводившегося в движение электромотором мощностью 4 кВт. Машина производила вычисления с точностью до 23 знака и при этом выполняла операции сложения за 3 секунды, а деления — за 12 секунд. «Марк I» был первой автоматической вычислительной машиной, не требовавшей какого-либо вмешательства человека в рабочий процесс.
Несколько позже, с учетом стремительного развития ЭВМ, ПО становится необходимым приложением (доминантой) для их работоспособности. В 1958 г. на базе транзисторов появляются машины второго поколения, в 1964 г. — третьего поколения с использованием микропроцессоров и, несколько позже, в 1967 г. — четвертого поколения на базе кремниевых чипов. Возникновение в результате технической революции новой конкурентной среды потребовало создания правовой защиты ПО от незаконного использования, с учетом того, что программа представляет собой РИД. Она имеет объективную форму в виде последовательности команд и инструкций, представленных на носителе и воспринимаемых только вычислительной машиной.
Следует отметить, что программы для ЭВМ — это не первые объекты охраны, находящиеся в непонятной для человека форме. Так, например, конструкции для механического пианино, шарманки воспроизводили музыку благодаря механическим устройствам, которые «считывали» коды. К ним относятся также андроиды, представляющие собой механические игрушки, имитирующие поведение человека и птиц.
Быстрое развитие информационных технологий и компьютерного обеспечения потребовало разработки мер по их эффективной защите. Оказалось, что с юридической точки зрения программы для ЭВМ и баз данных представляют собой специфические объекты права. Они могут быть не только объектами авторского права, но и объектами промышленной собственности, если они отвечают требованиям новизны и неочевидности решения, необходимые для патентования. Так в стандартах, которые действовали в СССР, понятие «программное изделие» трактовалось как программа на носителе данных, являющаяся продуктом промышленного производства. С учетом этого программы для ЭВМ считались результатом технического творчества и приравнивались к изобретениям.
В дальнейшем с появлением персональных ЭВМ (компьютеров) оценка роли ПО потребовала нового осмысления для признания его правового статуса. В некоторых странах были предприняты попытки законодательного решения этой проблемы и одновременного ее регулирования на международном уровне. Принятая в 1967 г. в Стокгольме Конвенция учредила Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС), главная цель которой является содействие охране интеллектуальной собственности на международном уровне. В 1971 г. ВОИС впервые создало группу экспертов, которая в 1978 г. подготовила Типовые положения об охране программного обеспечения вычислительных машин, они предлагались в качестве образца при разработке соответствующих национальных законодательств. Эти положения состояли из девяти разделов, содержащих определения основных терминов и прав на ПО, которые в 1983 г. были предложены ВОИС в качестве проекта международного договора. В этом проекте предусматривалась возможность создания защитного механизма, сочетающего элементы патентного и авторского права, что, однако, не встретило поддержки со стороны национальных законодателей. При этом было установлено, что программы и все другие результаты процесса их создания (подготовительные материалы, кодирование, техническая документация и пр.) отвечают тем требованиям, которые с юридической точки зрения подпадают под понятие «произведение»: они являются результатом творческой деятельности автора и выражаются в объективной форме. В соответствии с этим за период 1980—1988 гг. в США, Великобритании, Франции, Венгрии, Японии и других странах мира были приняты поправки к законодательству об авторском праве, что обеспечило эффективную защиту ПО. В связи с этим отпала необходимость в заключении соответствующего международного договора, так как охрана прав авторов программ в этом случае обеспечивается в соответствии с положениями Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. и Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 1886 г.
В июне 1988 г. был подготовлен отчет Комиссии ЕЭС по авторско- правовой охране, один из разделов которого был посвящен вопросу охраны программ для ЭВМ, после чего в 1991 г. была утверждена Директива об их охране, а спустя пять лет — Директива об охране баз данных. В настоящее время в большинстве стран мира ПО для ЭВМ и баз данных подлежит авторско-правовой охране.
В России нормативные акты по защите программ для ЭВМ и баз данных, как объектов авторского права, впервые появились в законодательстве в 1991 г., когда были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик. В 1992 г. был принят Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных», который установил авторско-правовую охрану программ для ЭВМ, определил права авторов ПО, сроки действия авторских прав и установил возможность защиты прав создателей программ с помощью мер гражданского, уголовного и административного законодательства.
Эти вопросы нашли отражение в действующем в настоящее время Гражданском кодексе РФ, где определено, что программы для ЭВМ могут являться объектами только авторского права, при этом они не считаются произведениями литературы, а лишь охраняются как таковые (ст. 1259, 1261).
В Российской Федерации согласно ст. 1261 ГК РФ программа для ЭВМ определяется как представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения. Программное обеспечение представляет собой отдельное независимое произведение интеллектуального творчества в области информационных технологий — это то, что делает компьютеры универсальными, позволяя использовать типовую вычислительную машину для решения самых разнообразных задач. Программный продукт, введенный в аппаратную часть машины, определяет ее работоспособность, наряду с техническим, математическим, информационным, лингвистическим, организационным и методическим обеспечением. Функциональное назначение программ для ЭВМ — это установление взаимодействия между пользователем и аппаратным обеспечением.
Для создания программного продукта требуется выполнение целого комплекса творческих этапов, начиная от постановки задачи, разработки решения, кодирования программы, сначала на языке, понятном человеку, а затем переведенном в машинный код. На конечном этапе создается набор письменных инструкций и диаграмм, позволяющих пользователям программы использовать ее в работе. В этом творческом процессе следует выделить два аспекта: разработчику программ принадлежат исключительные права, которые подлежат правовой охране независимо от их материального носителя, а часть ПО считается открытой и может использоваться третьими лицами. Как и литературные произведения, ПО пишется на языке, только на языке программирования, кроме того, код программы наносится на материальный носитель в символической форме.
База данных, в отличие от программ для ЭВМ, рассматривается как собрание на одном носителе совокупности данных. Прообразом баз данных в историческом понятии считаются любые средства, с помощью которых люди собирали и хранили данные (средства учета денег, перемещение товаров, налогов, узелковая письменность инков, клинопись и пр.), что скорее подпадает под понятие архив.
База данных, представленная в объективной форме, — это совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и других подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью вычислительной машины. Активное употребление термина «база данных» (англ, database) в современном его понимании началось в 1970-е гг. База данных хранится и обрабатывается в вычислительной системе и представляет собой организованную по определенным правилам подборку данных. Любые другие некомпьютерные хранилища информации, такие как библиотеки, архивы, картотеки и т. п., базами данными не являются. Необходимо отметить, что компоновка, увязка и обработка информационных материалов, что определяется понятием «компиляция», позволяет считать базу данных оригинальной авторской работой.