Боярская дума Московского государства

В период установления московского единодержавия бояре были деятельными помощниками и сотрудниками великих князей Московских. Возвышение Москвы, кроме других причин, объясняется также и содействием бояр; наоборот, падение других княжеств объясняется, между прочим, изменою бояр и переходом их на службу к более сильному Московскому князю.

Бояре принимают участие в обсуждении вопросов о войне и мире; при их участии заключаются междукняжеские договоры; в их присутствии и, вероятно, после совещания с ними великие князья составляют духовные грамоты; они принимают участие в делах внутреннего церковного управления; они являются ходатаями за великих князей Московских в Орде. Были случаи, когда московский великокняжеский стол был замещен лицом малолетним (Василий II); тогда фактическое управление государство принадлежало всецело боярам. Великие князья признавали все важное значение бояр. Князь Семен Иванович в духовной грамоте дает завет братьям — слушать владыку и старых бояр. Такой же завет дает детям и князь Дмитрий Донской: бояр любите и почитайте и без их совета ничего не предпринимайте.

Приведенные факты указывают, что московская Боярская дума в период образования Московского государства принимала участие в разрешении всех важнейших вопросов верховного управления и что успехи единодержавия и самодержавия в Москве объясняются, кроме других причин, содействием бояр.

Состав Московской боярской думы обозначается словами «бояре», «князья и бояре», «князья и вельможи», «князья, бояре и воеводы». Последний термин «воеводы», не обозначая отдельного разряда членов думы (воеводами были и князья, и бояре), указывает на ее характерную особенность. В Московском великом княжестве постепенно усиливается княжеская власть. Главным основанием приглашения в думу князей и бояр является служба великому князю. Какую именно службу несли служилые князья и старейшие бояре московские? Князь в древнейшей России был военачальником прежде всего. Война — главное занятие князя. Личное присутствие князя в военном походе необходимо. Вторая главная обязанность князя в древней России — суд. По свидетельству летописи, население требует личного участия князя в отправлении правосудия.

Так было в древней России, то есть в домонгольский период. С течением времени функции государственного управления расширяются. Личное участие князя всякий раз в военных походах и в отправлении правосудия становится невозможным и делается исключением. Великого князя Московского заменяют старейшие бояре. Такие «старейшие», или «большие» бояре носят в памятниках название «введенных» бояр. Суд над привилегированными лицами и командование войсками составляют две основные служебные обязанности старейших бояр московских, членов думы. Особенное значение имеет командование войсками, ибо в процессе установлений единодержавия военные походы стоят на первом плане. «Истинный боярин» — тот, кто всю свою жизнь проводит в военных походах. Вот почему члены Боярской думы иногда обозначаются термином «воеводы».

Великий князь Московский всегда окружен князьями и боярами. Можно полагать, что заседания Боярской думы для разрешения текущих вопросов происходили ежедневно, как и в домонгольский период. В таких заседаниях Боярской думы могли присутствовать только те князья и бояре, которые в данное время находились при великом князе.

Рядом с такими будничными заседаниями Боярской думы памятники отмечают заседания ее в более полном составе для разрешения наиболее важных вопросов. В такие заседания приглашались, кроме князей и бояр, находящихся в Москве, князья, живущие в своих вотчинах вне Москвы, и бояре, назначенные наместниками по городам. Кроме светских членов — князей и бояр, в важных случаях приглашались высшие представители духовенства — митрополит, епископы. Таким образом устраивались соединенные заседания собора духовенства и Боярской думы. В соединенных заседаниях обсуждались некоторые вопросы церковного управления, иногда и светские дела.

Когда установление московского единодержавия уже приближалось к концу, Боярская дума играет весьма видную роль. При Иоанне III все важнейшие вопросы решаются государем и думой. При Василии III дело принимает иной оборот. Он обнаруживает явное стремление управлять государством самостоятельно, без содействия Боярской думы. Современники видели в этом нарушение старых обычаев. Еще дальше пошел Иоанн Грозный. Он ведет уже сознательную борьбу с боярами. Средствами борьбы были сначала — обращение к совету всей земли и издание демократических узаконений, направленных против бояр, а затем учреждение опричнины, казни и гонения, воздвигнутые против бояр.

Эти гонения заставили многих бояр бежать из Москвы «за рубеж». Между прочим, убежал в соседнюю Литву кн. Андрей Курбский. Отсюда он пишет письма Грозному, который ему отвечает. Переписка чрезвычайно любопытна для характеристики тогдашних политических идей. Иоанн Грозный — защитник самодержавия. Царь, по его мнению, — неограниченный самодержец, он «сам строит» (то есть управляет государством) и не нуждается в советниках. А Курбский — защитник старины. Советники были всегда у царей. Это старинный порядок. Он должен сохраниться, ибо это наилучший порядок. «Самому царю достоит быта яко главе и люби-ти мудрых советников, яко свои уды».

Царствования Василия III и Иоанна Грозного показали ясно боярам, что Московские цари не считаются со старыми обычаями, когда эти обычаи идут в разрез с их стремлениями к абсолютизму. Тогда бояре пытаются санкционировать старину юридическими нормами и, таким образом, гарантировать свои права. Временем подобных попыток являются конец XVI и начало XVII веков. По свидетельству Котошихина, все избираемые цари давали запись в том, что они будут мыслить о всяких делах с боярами и без ведома их никаких дел не делать; только с одного Алексея Михайловича записи не взяли, ибо «разумели его гораздо тихим».

До нашего времени дошли записи Василия Шуйского и королевича Владислава. Шуйский обязался и крест целовал на том, что никто не будет предан смертной казни иначе, как по приговору царя и Боярской думы, что имения невинных родственников преступника не будут подвергаться конфискации, что никто не будет подвергаться ответственности на основании непроверенных доносов и что невинные люди не будут подвергаться опалам. Смысл записи ясен: бояре гарантировали себе личную и имущественную безопасность.

Королевич Владислав дал запись, в которой ограничил свою власть в пользу не только Боярской думы, но и земского собора. Он обязался не изменять судебников и судебных порядков без согласия бояр и всей земли, не решать вопросов о новых налогах, о жаловании, поместьях и вотчинах служилых людей и о повышении служилых людей в чины без согласия бояр, а также без суда с боярами никого не казнить, не лишать чести, не ссылать и не понижать в чинах.

Есть известия, что царь новой династии Михаил Федорович тоже выдал запись, ограничивающую его власть Боярской думой. Некоторые ученые (Платонов, Тарановский) отвергают достоверность этих известий; другие думают, что попытка ограничить царскую власть могла быть сделана боярами в 1613 г. (Дьяконов, Ключевский, В. Алексеев).

Если эта попытка и была сделана, то в последний раз. Силы бояр были надломлены в тяжелой борьбе. Боярство уступает свое место среднему слою служилых людей — дворянству; органом дворянства был земский собор.

После смутного времени борьба между царской властью и боярами оканчивается. Во время борьбы происходят изменения в составе Боярской думы. Звание боярина делается чином, жалуемым государем. Чин жалуется и князьям, и служилым людям некняжеского происхождения. Этот чин дает доступ в думу. Дает доступ в думу также другой придворный чин — окольничего. Бояре и окольничие занимали различные должности по военному, гражданскому и придворному управлению: бояре — первые места, окольничие — вторые; сверх того, они были членами думы.

Чины боярина и окольничего жаловались государем; значит, состав думы зависел от государя. Но воля государя была связана старинними традициями, состоящими в том, что родовитые фамилии считали за собой право на высшие придворные чины. Государь считался с этими традициями и одних назначал только окольничими, других сначала окольничими, потом боярами, третьих только боярами.

Бояре и окольничие — старинная аристократическая часть Боярской думы. Она дополняется демократическою примесью новейшего происхождения. Уже при Василии III появляются «боярские дети, которые живут в думе», а при Иоанне Грозном «дворяне, которые в думе у государя с бояры» «думные дворяне». В конце XVI в. некоторые дьяки допускаются в думу.

Думные дворяне, а в особенности думные дьяки — люди худородные. Назначая их членами думы, государь действовал по своей воле, не считаясь с отеческой честью назначаемого.

Думные дворяне и думные дьяки часто в актах объединяются общим названием «думные люди», а иногда думными людьми называются все члены думы.

Бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки — официальные советники московских государей. Совещания с ними предписаны обычаем. Но никто не мог запретить государю советоваться частным образом с теми, которые пользовались его доверием и расположением. Василий III, «запершись сам третей у постели всякия дела делал». Иоанн Грозный одно время вершил дела с «Избранной радой». В XVII в. царь советовался вне заседаний думы с «ближними», или «комнатными» боярами. Все это неофициальные, частные совещания.

Права Боярской думы не были ограничены каким-либо определенным кругом дел. Она ведала «всякия государевы и земския дела», то есть все вопросы верховного управления входили в ее компетенцию.

На первом месте нужно поставить вопросы внешней политики. Дума вела дипломатическую переписку, снаряжала посольства, вступала в переговоры с иностранными послами, решала вопросы о войне и мире; в мирное время заботилась об укреплении границ, об организации военной обороны и военной службы.

В руках Боярской думы были государственные финансы. По ее постановлениям вводились новые налоги, делались экстренные расходы, назначалось и выдавалось жалованье служилым людям, производилась чеканка монеты, принимались меры к скорейшему взысканию недоимок.

В древней России законы издавались князем и боярами. Старинный обычай сохраняется в Московском государстве. Закон — это царский указ и боярский приговор. В Царском Судебнике этот порядок законодательства получил формальную санкцию: постановлено, что новые законы издаются «с государева докладу и со всех бояр приговору».

В Думу восходили (по докладу судей или по жалобе сторон) судебные дела. Тогда решения Думы имели значение прецедента для будущего; ими должны были руководиться судьи, как законами. Иногда Дума судила и как первая инстанция.

Дума назначала и смещала должностных лиц по местному и центральному управлению, контролировала их деятельность. Дума созывала и распускала земские соборы, вмешивалась в дела церковного управления и т. п.

Круг ведомства Думы был слишком широк. Для облегчения думской работы из ее состава выделялись комиссии. Из временных поручений, дававшихся таким комиссиям, могли образоваться постоянные учреждения. Так образовались, например, приказы — Посольский, Поместный и Разряд с думными дьяками во главе. Так образовалась Расправная Палата как судебное отделение Думы.

Государь вместе с Думой управлял государством и, значит, все важнейшие вопросы государственного управления обсуждались и решались совместно.

Какой же голос принадлежал Думе — совещательный или решающий? Проф. Зогоскин полагает, что совещательный. Но памятники свидетельствуют, что Дума не была только совещательным учреждением, что ее роль не заключалась только в том, чтобы высказывать мнения, с которыми государь мог соглашаться или не соглашаться. Боярская дума была учреждением, «не отделимым от царской власти» (Владимирский-Буданов), она составляла вместе с государем «одно властное верховное целое», при царе она была «более чем совещательным собранием» (Ключевский).

Царь и его советники совместно обсуждали и решали вопросы государственного управления; постановления, принятые ими, были результатом соглашения. Соглашение, в случае разногласия, достигалось путем взаимных уступок. Случалось, что уступал царь и соглашался с мнением, противоречащим его убеждению. Значит, советникам принадлежал более чем совещательный голос.

А между тем сохранились решения, принятые царем без Боярской думы или Боярской думой без царя. Эти случаи объясняются старинным принципом одиначества. Когда существовало между царем и боярами доброе согласие и доверие, возможны были такие односторонние действия, ибо предполагалось молчаливое согласие другой стороны.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >