Государство и церковь на современном этапе
Государственно-церковные отношения в 90-е гг. ХХ в.
Если 1988 г. стал поворотной датой в политических отношениях Советского государства и Русской православной церкви, то к 1990 г. были видны плоды «перестройки» в сфере отношений государства и других религиозных организаций СССР, поскольку были внесены серьезные изменения в законодательство о свободе совести и религиозных объединениях. К этому моменту в общественном строе шел переход к буржуазному укладу, что неизбежно повлекло за собой ликвидацию целого ряда ограничений в деятельности церкви, а после крушения СССР российским политическим руководством был взят курс на союз с РПЦ МП.
На рубеже 80-х — 90-х гг. XX в. возрождается частная собственность на средства производства, а с ликвидацией СССР в бывших союзных республиках проводится приватизация общенародной собственности, что полностью легализует буржуазию как социальный класс. Сентябрьский государственный переворот 1993 г. в РФ приведет к ликвидации системы советов в центре и на местах, а Конституция РФ 1993 г. закрепит основы буржуазного общественного и государственного строя, отказавшись от системы советов как органов народовластия.
В тоже время демонтаж советского права будет происходить не столь бурными темпами, и в целом на структурно-классовую перестройку общества и закрепление буржуазных институтов в российском законодательстве потребуется еще десятилетие. Только с принятием ныне действующих Земельного и Трудового кодексов завершится демонтаж советской правовой системы (символично, что именно эти отрасли права возникли с рождением Советского государства и оформились в советской системе права в 1917— 1918 гг., они отсутствовали в дореволюционном российском законодательстве и были в первую очередь кодифицированы в советском законодательстве, но с ликвидацией Советского государства эти отрасли права были кодифицированы в последнюю очередь). В сфере правового регулирования свободы совести и деятельности религиозных организаций и их объединений также будет обновление законодательства, в ходе которого произойдет отказ от принципов и институтов советского права и будут закреплены институты буржуазного права.
Отношения государства и религиозных организаций развивались в соответствии с историческими реалиями конца XX — начала XXI в. как часть политики государства в сфере идеологии. С конца 1980-х гг. роль религиозных организаций в обществе значительно возрастает, что неудивительно, поскольку в условиях социально-экономического, политического и идеологического кризиса религия и церковь стали восприниматься различными группами населения как спасительный якорь в бушующем море перемен. Религиозные организации на этом этапе, помимо богословских проповедей, активно включились в образование и воспитание молодежи, благотворительность и другие сферы общественной жизни. Усиление влияния религиозных организаций в обществе прослеживается и по результатам социальных опросов: если в конце 80-х гг. верующими себя называли около 20 % граждан, то в конце 90-х гг. этот показатель поднялся до 60 %. Значительно возросла численность религиозных объединений: в 2001 г. в РФ уже действовало 20 215 религиозных организаций против зарегистрированных в 1986 г. 3040 организаций1.
В последние годы существования СССР крупнейшие религиозные объединения начинают вторгаться и в политическую сферу, но сначала нужно было добиться от государства ликвидации правовых запретов на отдельные виды деятельности. В конце 1980-х гг. можно отметить увеличение числа обращений духовенства к советскому руководству с ходатайствами об отмене ограничительных положений советского законодательства о свободе совести. И если ранее на подобные просьбы следовал отказ или они удовлетворялись в редких случаях, то с конца 80-х гг. советское руководство максимально шло на уступки, удовлетворяя ходатайства духовенства[1] . К примеру, при личной встрече с М. С. Горбачевым в 1988 г. патриарх Алексий II передал просьбу об отмене имущественных ограничений в деятельности церкви и закреплении за нею прав юридического лица. 7 сентября 1990 г. патриарх в письме к председателю
Совета по делам религий СССР предлагает отменить инструкцию от 1961 г. об обязательной регистрации духовенства уполномоченными Совета, и уже в октябре 1990 г. этот документ был отменен. В декабре 1990 г. результатом обращения патриарха к Б. Н. Ельцину станет включение Рождества Христова в перечень государственных праздников РФ1.
Но это лишь отдельные факты из истории государственно-церковных отношений конца 80-х — начала 90-х гг. прошлого века. В 1990 г. было обновлено советское законодательство о свободе совести, причем активную роль в его разработке приняли представители духовенства, в том числе обсуждая проекты на страницах религиозной периодической печати. В частности, на страницах «Журнала Московской патриархии» в течение нескольких месяцев (начиная с июня 1990 г.) детально обсуждался проект общесоюзного закона о свободе совести.
Разработка проекта общесоюзного закона о свободе совести была поручена Комитету по законодательству Верховного Совета СССР в конце 1989 г., в связи с чем была создана рабочая группа под руководством председателя указанного комитета А. Е. Себенцова. Она рассмотрела и обсудила несколько законопроектов: проект Совета по делам религий СССР при Совмине СССР, авторский проект д. ю. н. Ю. А. Розенбаума и другие предложения. В целом рабочая группа остановила свой выбор на проекте Совета по делам религий при Совмине СССР, проект Ю. А. Розенбаума был отвергнут из-за множества недостатков.
18 мая 1990 г. для доработки проекта союзного закона была образована специализированная комиссия Верховного Совета СССР под руководством А. Е. Себенцова[2] . Уже к 30 мая 1990 г. в законопроект комиссия внесла необходимые изменения, и 6 июня он был опубликован в печати для всестороннего обсуждения, после чего в сентябре подведены итоги обсуждения.
Действительно, законопроект вызвал широкий общественный резонанс и помимо религиозных организаций и их руководящих центров в обсуждении приняли участие ученые-правоведы, религиоведы, рядовые верующие, республиканские Советы по делам религий, Поместный собор РПЦ. На октябрьской сессии Верховного Совета СССР 1990 г. закон был принят. Однако действующим он был недолго из-за ликвидации СССР, и, как подметил А. Е. Себенцов, закон СССР о свободе совести стал «каркасом» для развития республиканского законодательства о свободе совести и религиозных объединениях начала 90-х гг. XX в.1
История разработки и принятия российского закона о свободе совести 1990 г. была тесно связана с судьбой общесоюзного закона о свободе совести и с Декларацией о государственном суверенитете России, принятой в разгар обсуждения проекта общесоюзного закона. Как сообщает непосредственный участник этих событий, А. Е. Себенцов, до сентября 1990 г. Верховный Совет РСФСР не занимался подготовкой своего законопроекта, но накануне принятия общесоюзного закона руководство РСФСР решило срочно принять собственный закон о свободе совести. Не имея времени на детальную разработку своего проекта, председатель профильного Комитета Верховного Совета РСФСР В. С. Полосин предложил взять готовый проект Ю. А. Розенбаума, раскритикованный рабочей группой Верховного Совета СССР. Именно этот проект был принят с некоторыми редакционными изменениями без дополнительного обсуждения общественностью 25 октября 1990 г. как Закон РСФСР № 267-1 «О свободе вероисповеданий».
Вскоре после вступления его в силу обнаружились недостатки «скороспелого» российского закона. В частности, в нем отсутствовало четкое определение понятия «вероисповедание», акцент делался на свободу вероисповеданий, а не свободу совести, что для ситуации конца XX в. было уже явным анахронизмом. Не было четкого разграничения по числу участников религиозных объединений и религиозных обществ. Но наиболее опасной была ст. 8, запрещавшая вводить контроль и надзор со стороны местной или центральной власти над деятельностью религиозных объединений и религиозных обществ. Этот запрет вкупе с легкостью регистрации религиозных объединений (для начала деятельности религиозного общества даже не требовалось обязательной регистрации, как это было в предшествующем законодательстве) приведет к пагубному росту на территории РФ сект, в том числе экстремистского толка[3] . К 2000 г., по данным специалистов-религиоведов Российской академии государственной службы при Президенте РФ (РАГС), в России действовало 60 конфессий, деноминаций, религиозных течений, большинство из них нельзя было отнести к «традиционным» для России конфессиям.
В 1992 г. Верховным Советом РСФСР был поднят вопрос о внесении дополнений и изменений в действующее российское законодательство о свободе совести. И вновь российскому закону не повезло, поскольку рассмотрение его изменений и дополнений развернулось осенью 1993 г. на фоне конституционно-политического противостояния Верховного Совета и Президента РСФСР, поэтому на решение Верховного Совета о внесении изменений Президент наложил «вето», Верховный Совет, в свою очередь, будучи в осаде, проголосовал за преодоление президентского «вето». В результате изменения не были внесены в действующий закон РСФСР «О свободе вероисповеданий».
Рассмотрим содержание обоих законов.
Исследователи оценивают российский закон как более либеральный, но определенным либерализмом обладал и союзный акт. Так, ст. 3 Закона СССР «О свободе совести» для религиозных объединений и верующих предусматривала право «выражать и распространять убеждения, связанные с отношением к религии», а не только право отправления культов. Статья 13 отменяла запрет декрета СНК РСФСР «Об отделении...» 1918 г. и других общесоюзных и российских актов на приобретение религиозными организациями статуса юридического лица и предоставляла религиозным организациям и их объединениям с момента регистрации их устава права юридического лица. Это открывало широкие возможности имущественного характера, что было реализовано религиозными объединениями в полной мере. Статья 24 создавала возможность религиозным объединениям иметь прямые международные контакты по религиозным вопросам без участия государственных органов, а ст. 5 запретила государству финансировать пропаганду атеизма, что ознаменовало отказ Советского государства от атеистической политики, что ранее было незыблемо в советской религиозной политике, поскольку базировалось на идеях марксизма-ленинизма.
Ослабление позиций Советского государства можно увидеть и в ст. 6, разрешившей получение религиозного образования как совершеннолетним, так и несовершеннолетним гражданам. Религиозные организации получали доступ в больницы, дома престарелых, места лишения свободы и в воинские части на законных основаниях. Вместе с тем общесоюзный закон все же признавал за государством контрольно-надзорные полномочия в сфере государственно-церковных отношений, сохраняя Совет по делам религий СССР, но изменяя его статус с административно-распорядительного органа на статус «информационного, консультативного и экспертного центра».
Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» хотя и не противоречил в своей основе общесоюзному законодательству, но имел некоторые более радикальные для советского права положения. К примеру, ст. 9 признавала возможность факультативного обучения основам религии в государственных учебных заведениях среднего образования. Статья 8, в отличие от общесоюзного закона, запрещала создание органов государственной власти на местах, контролирующих и управляющих религиозными обществами и их объединениями, а взамен Совета по делам религий при Совмине РСФСР при Верховном Совете РСФСР создавалась Комиссия по свободе совести и вероисповеданиям с консультативными и экспертными полномочиями.
В целом оба закона предоставили религиозным объединениям новые имущественно-финансовые возможности. К примеру, для получения права пользования государственным имуществом религиозной организации не было необходимости проходить процедуру государственной регистрации, более того, законы предоставляли преимущественное право получения в пользование от государства культового строения, земельного участка под ним и иного имущества религиозного назначения религиозной организации соответствующей конфессии. Религиозные объединения получили право открывать на собственные средства производственные кооперативы, сельхозпредприятия, издательства и т. п.
Государство ослабило налоговый гнет в отношении религиозных обществ, миссий, братств, руководящих центров религиозных объединений, а также духовенства, поскольку теперь религиозные организации платили налоги в соответствии с налогообложением других некоммерческих организаций. Духовенство же получило право на социальное обеспечение и страхование, в том числе по старости и утрате трудоспособности. Всякие принудительные сборы с духовенства и религиозных объединений в целевые негосударственные фонды были запрещены. Оба закона содержали разрешение для духовенства участвовать в политической жизни общества, в том числе право избираться и быть избранными (что предоставила еще Конституция СССР 1936 г.), но запрещали в этих ипостасях выступать религиозным организациям, обществам и их объединениям.
Общесоюзный закон после ликвидации СССР прекратил свое действие, а российский закон, принятый в 1990 г., будет заменен ныне действующим Федеральным законом РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» в 1997 г., однако все эти годы российский закон будет подвергаться критике. И если в 1992 г. попытка внести в него изменения окажется неудачной, то в 1994 г. к этой идее вновь возвратятся. С такой инициативой выступит Комиссия по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ, создав рабочую группу в составе представителей религиозных организаций, министерств, научного сообщества, с участием представителей Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы РФ.
Но если первоначально планировалось лишь внести поправки к действующему закону, то в ходе работы группы возникла идея составления нового законопроекта, который и был в июле 1995 г. внесен Правительством РФ на рассмотрение Государственной Думы. Параллельно шла разработка законопроектов и в других ведомствах, поэтому были представлены еще три законопроекта одновременно с законопроектом Правительства РФ. Борьба в Госдуме над законопроектом была длительной и «громкой», поскольку за прохождением законопроекта пристально следили правозащитники, религиозные объединения РФ, в том числе «нетрадиционные» конфессии, легализовавшиеся в период 90-х гг. прошлого столетия. Борьба продолжалась до июня 1997 г., и за это время в адрес Президента РФ поступило около 13,5 тыс. критических обращений по поводу законопроекта о свободе совести1. Ко второму чтению поступило более 400 предложений о поправках. В июне 1997 г. законопроект был принят Госдумой РФ, но из-за многочисленных критических обращений от религиозных объединений и верующих, а также политического давления извне (Папы Римского и Сената США) Президент РФ Б. Н. Ельцин 24 июля 1997 г. применил «veto».
Дальнейшая судьба законопроекта висела на волоске, но положение было спасено созданием рабочей группы Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, которая учла замечания Президента и внесла в 14 статей законопроекта 37 изменений, не затронув основные положения проекта. Уже 16 сентября 1997 г. обновленный законопроект был опубликован в Российской газете, а 26 сентября, после принятия Госдумой и одобрения Советом Федерации, был подписан Президентом РФ[4] . С 1 октября 1997 г. ныне действующий ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» вступил в законную силу.
- [1] Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке // Независимая газета. 27 июня 2001 г. 2 См., напр.: Филатов С. Б. Традиционные религии, «русская цивилизация» и суверенная демократия // Религия и политические конфликты на просторах Евразии / отв. ред. А. В. Малашенко, С. Б. Филатов. М. : РОССПЭН, 2007. С. 11—13; Щипков А. Регулирование церковно-государственных отношений. К симфонии через партнерство // Соборный двор: публицистические статьи (1991—2001). М. : Медиасоюз, 2003.
- [2] См. подр.: Маслова И. И. Вероисповедная политика в СССР: поворот курса (1985—1991 гг.) : монография. М. : Изд-во МНЭПУ, 2005. 2 См. подр.: Себенцов А. Е. Двадцать пять лет на пути свободы совести // Радонеж. 26.05.2015. URL: https://radonezh.ru/analytics/dvadtsat-pyat-let-na-puti-svobody-sovesti-137420.html. (дата обращения: 09.03.2020). 3 Закон СССР от 1 октября 1990 г. № 1690-1 «О свободе совести и религиозных организациях» // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 41. Ст. 813.
- [3] Себенцов А. Е. Указ. соч. 2 См. подр.: Хвостова Г. И. Религиозная ситуации в СССР накануне принятия закона «О свободе совести и религиозных организациях» // Известия Самарского научного центра РАН. Т. 10. 2008. № 4. С. 1162—1168. 3 Как выстраивать взаимоотношения власти и конфессий в новом веке // Независимая газета. 27.06.2001.
- [4] Себенцов А. Е. Указ. соч. 2 Федеральный Закон РФ от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» // Российская газета. 1997. № 190.