Страны Восточного Средиземноморья в составе Византийской империи
Территория и границы Византии. После раздела в 395 г. великой Римской империи в составе ее восточной части — Византии со столицей в Константинополе — оказались Восточные Балканы (Греция, Македония и Фракия) и все остальные страны Восточного Средиземноморья (Малая Азия, Малая Армения, западные области Великой Армении, Верхняя Месопотамия, она же Осроена, Сирия, Палестина и Египет), включая крупнейшие острова Крит и Кипр. Кроме того, империя обладала заморскими владениями на юге Крыма и вассальными — в Лазике, что в Восточном Причерноморье.
Общая площадь империи, которая простиралась от Черноморского бассейна на севере до Красного моря на юге, составила свыше 1 млн кв. км, а население, которое отличалось большой пестротой, достигло 30—35 млн жителей. Помимо греков — государствообразующего этноса, на Восточных Балканах компактно проживали также фракийцы и иллирийцы, а на Ближнем Востоке — сирийцы, арабы, армяне и копты. Общины иудеев встречались во всех крупных городах.
Следует отметить, что некоторые византинисты отсчет византийской истории предлагают вести со времени перенесения в 330 г. римским императором Константином I Великим (306—337) столицы в Константинополь. Заметим также, что византийцы сами себя продолжали обозначать греческим этнонимом «ромеи», а империю — «Романия», претендуя, таким образом, на наследство великого Рима. Наименование «Византия» применялась римскими писателями после 395 г. и до падения Рима в 476 г.[1] Оно было связано с названием древнегреческого города, куда в 330 г. Константин Великий перенес столицу. Спустя целое столетие после падения Константинополя под ударами турок в 1453 г. западноевропейские византинисты возродят его.
Во внешней политике важную роль императоры отводили отношениям с грозным восточным соседом. Об ирано-византийских войнах мы уже подробно писали. При Юстиниане I (527—565) военные действия шли также и на западе, где Византии удалось к 555 г. добиться огромных территориальных приобретений за счет
Италии, Далмации, Юго-Восточной Испании и части Северной Африки, а также крупнейших островов Западного Средиземноморья. Это была эпоха предельного расширения границ Византии, когда её площадь достигла 4,5 млн кв. км.
Экономика и общественно-политический строй. Византия могла полностью обеспечить себя необходимыми сырьевыми ресурсами и сельскохозяйственными продуктами. Регионы империи были известны высокой земледельческой культурой. Греция, Македония, Малая Азия, Малая Армения и Сирия специализировались на садоводстве и оливководстве. Египет и Фракия обеспечивали внутренний рынок зерном. Восточные Балканы, Малая Азия и Малая Армения поставляли на внутренний рынок и на экспорт железо, медь, олово, золото, а также строительные материалы. Египет поставлял папирусы.
В Византии существовали три формы земельной собственности, которые закладывали основу для перехода к раннефеодальным отношениям.
- 1. Безусловная частная собственность. Это было крупное землевладение, которое базировалось на труде прикрепленных к земле рабов, а также зависимых колонов — держателей чужой земли по договору. Первоначально колоны были свободными, но позднее прикреплялись к земле, без права передвижения, что и считается началом разложения рабовладельческого хозяйства в Византии.
- 2. Государственная поземельная собственность. Она состояла из владений фиска и императорских доменов, которые доходили до трети всего земельного фонда. В связи с этим большую их часть приходилось сдавать в долгосрочную, точнее вечно-наследственную аренду (эмфитевзис). Поэтому арендаторы свободно могли распоряжаться государственной землей, продавая даже свое право аренды.
- 3. Собственность крестьян-общинников. Крестьянин свободной соседской общины (митрокомия) имел право владения земельным участком, но практически без прав на его отчуждение. В ведении митрокомии находилась общественная земля, пребывающая в коллективной собственности. Митрокомия представляла собой низшую административно-фискальную единицу, отвечала за сбор государственных налогов, имела высший орган самоуправления.
Городская жизнь, благодаря развитию ремесел и торговли, переживала расцвет. Мегаполисы с населением свыше 100 тыс., за исключением Константинополя и Фессалоники, располагались на Востоке. Это города Александрия, Антиохия, Эфес, Смирна и Никея, которые были известны в эпоху Античности и продолжали представлять собой полисы.
Всего в империи насчитывалось 1200 городских общин, которые владели коллективной земельной собственностью и получали треть доходов от всех торговых пошлин. Вокруг городов располагались
поселения куриалов (средних городских земельных собственников), ремесленников и торговцев. Ремесленники реализовывали товары собственного производства в своих же мастерских и объединялись в торгово-ремесленные союзы в соответствии с профессиями.
Представители массовых профессий — ткачи, портные или сапожники наряду с наемными рабочими относились к низшим слоям городского населения, а ювелиры и кузнецы или строители и оружейники — к городской верхушке. Существовали также государственные мастерские, где использовался труд рабов.
Привилегированный класс ранневизантийского общества открывали аристократы-сенаторы — представители древнеримских родов, обладавшие обширными земельными владениями. На второй ступени находилось сословие куриалов, на третьей — слой торговцев и ремесленников. Затем шли люди свободных профессий, такие как учителя или врачи. Последнюю ступень занимало христианское духовенство, а к непривилегированному классу относились крестьяне-общинники, колоны, городской плебс и рабы.
Формой правления в Византии была самодержавная монархия, аналогичная с Ираном или Арменией. Вся полнота власти находилась в руках у императора (василевс), который являлся также верховным главнокомандующим и высшим судьей. С одной стороны его власть считалась божественной, а с другой — не считалась династической. В этом и заключается отличие государственного устройства Византии от восточных соседей. В связи с этим ранневизантийская история полна узурпациями и борьбой за трон. Зачастую императором мог стать простой воин или крестьянин, и необязательно грек, который благодаря ловкости и личным способностям добивался верховной власти.
До Ираклия I (610—641) императоры избирались со стороны совещательного органа (синклит), действовавшего при дворе. В выборах также принимали участие верхушка армии, представители знати и торгово-ростовщических слоев общества. Избранного императора венчал на царство патриарх Константинопольский.
В V в. Византия подразделялась на две префектуры. Первая — Ил-лирик, который состоял только из Восточных Балкан, даже без Фракии. Вся остальная территория была объединена в границах префектуры Восток. Префектуры делились на диоцезы (5) и провинции (50). Интересующая нас обширная префектура Восток в V в. состояла из 4 диоцезов — Понт, (Малая) Азия, Восток и Египет. В эпоху Юстиниана число диоцезов на западе увеличилось двумя новыми — Африкой, включающей Южную Испанию, и Италией, включающей Далмацию.
Во главе префектур стояли префекты претория с гражданскими функциями. Они назначали глав диоцезов (викариев) и провинций, управляли городами, следили за сбором налогов. При Маврикии
два диоцеза Италия и Африка были преобразованы в экзархаты — в 584 г. Италия (Равеннский экзархат), а в 590 г. Африка (Карфагенский). Экзархи, в отличие от префектов преторий, совмещали функции гражданского управления и военного командования. Военная власть в остальных частях империи продолжала находиться в руках у магистров (magister militum)[2].
Существовали три вида государственной службы: военная; гражданская; придворная. Наследственное замещение высших постов, как у восточных соседей, не практиковалось. В V в. армия насчитывала до 0,5 млн воинов; состояла из пограничных войск, мобильной части и императорской гвардии. Армию постепенно переводили на профессиональную основу.
Культура и религия. Государственной религией в Византии было христианство, провозглашенное в 380 г. последним императором единого Рима Феодосием I Великим (379—395) в эдикте «О католической вере». Знаменитый «Миланский эдикт» Константина Великого (313) провозглашал лишь религиозную терпимость после жесточайших гонений Диоклетиана (284—305) против христиан. В то же время в Византии, в отличие от христианского Запада, единой церковной организации не сложилось. Наряду с Константинопольским в 451 г. сформировались патриархаты в Александрии, Антиохии и Иерусалиме.
На христианском Востоке не наблюдалось и религиозного единства. Отказ от традиций ранней церкви, отраженный в постановлениях первых четырех Вселенских соборов (Никея, 325 г., Константинополь, 381 г., Эфес, 431 г., Халкидон, 451 г.), вызвал расколы. Протесты принимали формы еретических движений, осужденных на соборах — арианства, упомянутых уже несторианства и моно-физитства. Особенно широко в армянских, сирийских и египетских провинциях империи было распространенно монофизитство. Местные же христиане обвиняли Византийскую церковь в осужденном в Эфесе несторианстве, так как она после Халкидона придерживалась вероопределения о «Двух естествах или природах Христа, соединенных в одном лице, то есть в одну ипостась, “неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно”».
Любопытно, что отказ в принятии решений Вселенских соборов привел в течение VI в. к формированию автокефальных церквей или этнических кафедр на Востоке. Так сформировалась не только известная нам Ассирийская церковь Востока, обвиненная в несторианстве, но и три из шести современных так называемых Ориентальных Православных церквей — Армянская Апостольская, Коптская и Сирийская Якобитская (по имени епископа столицы Осроены Эдессы, с 541 по 578 г., но с резиденцией в Антиохии)[3].
Общественная жизнь ранней Византии регулировалась единым кодифицированным при Юстиниане I «Сводом гражданского права», который состоял из четырех частей: Кодексов Юстиниана, Ди-гестов, Институций и Новелл. В нем были де-юре зафиксированы все те изменения, которые к 530-м гг. фактически произошли в экономической и социальной жизни империи.
Ранняя Византия была центром высокоразвитой культуры. По грамотности византийцы опережали соседей по Западной Европе и в Иране. Школьное образование, включающее орфографию, грамматику, риторику, ряд математических и философских дисциплин, могли получать не только дети из знатных семей, но и торговцев и ремесленников, и даже крестьян.
В V—VI вв. христианское мировоззрение вытесняет античные традиции в области естественных и философских наук. Формируется новая христианская идеология и культура, а также новые жанры литературы — библейская космография, всемирная хроника, христианская агиография и др. Большая часть данной литературы, создаваемой на среднегреческом (византийском) языке, сохранилась. Основоположником нового литературного языка стал историк Прокопий Кесарийский (500—565). Между тем официальным языком в Византийской империи до времен Ираклия I оставалась латынь.
- [1] 23
- [2] Со времен Констанция II (324—337) известны magistrum militum per Thracias, per Illyricum, per Orientem, a co времен Юстиниана I — per Armeniam (c 527 r.?), per Africam (c 534 r.), per Hispanias (c 562 r.). 2 Именно в таком порядке с учетом значимости после Папского престола Рима числились четыре патриархата во Вселенском православном диптихе до «Великой схизмы» 1054 г. 3 За всю историю церкви было созвано семь Вселенских соборов; последний — II Никейский (787).
- [3] От Коптской церкви в 1953 г. откололась Эфиопская, от которой в 1993 г. — Эритрейская. Шестой церковью в современном списке фигурирует Индийская Ма-лабарская, которая до XVIII в. пребывала под юрисдикцией Несторианской церкви, а после — Якобитской. При самоназвании «Православная» эти ориентальные церкви продолжают признавать постановления только трех Вселенских соборов. Поэтому они своей догматикой и богословской традицией отличаются от древнейших автокефальных православных церквей византийской традиции — Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, которые не состоят с ними в евхаристическом общении, но и в монофизитской ереси их больше не обвиняют.