Нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2 УК РФ)
Непосредственным объектом этого преступления является нормальное функционирование государственных внебюджетных фондов.
Объективная сторона заключается в расходовании средств государственных внебюджетных фондов должностным лицом на цели, не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ, регулирующим их деятельность, и бюджетом указанных фондов.
Государственный внебюджетный фонд — форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. К государственным внебюджетным доходам в настоящее время относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Государственные внебюджетные фонды управляются органами государственной власти РФ и предназначены для реализации конституционных прав граждан на социальное обеспечение по возрасту; социальное обеспечение по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении; социальное обеспечение в случае безработицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Средства государственных внебюджетных фондов находятся в федеральной собственности.
Согласно ст. 147 БК РФ расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством РФ, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами субъектов РФ.
Расходование средств государственных внебюджетных фондов для решения других задач, не предусмотренных законодательством РФ (например, на проведение избирательной кампании, приобретение без необходимости дорогих автомобилей, катеров, вертолетов, для обслуживания аппарата управления фондов, строительство или покупку за рубежом недвижимости для отдыха руководящего состава названных структур), признается нецелевым. При этом наступление уголовной ответственности за названное деяние законодатель связывает с совершением его в крупном размере, т. е. суммой бюджетных средств, превышающей 1 млн 500 тыс. руб.
Субъективная сторона преступления предполагает умышленную вину в виде прямого умысла. Виновный сознает незаконность и негативные последствия своего поведения, связанного с расходованием средств государственных внебюджетных фондов, и желает их совершить.
Мотивы и цели не являются обязательными признаками состава преступления, но могут учитываться при назначении наказания в качестве смягчающих или отягчающих наказание обстоятельств. Чаще всего это преступление совершается из корыстной или иной личной заинтересованности (см. ст. 285 УК РФ). При наличии корыстной цели безвозмездное обращение указанных средств в свою пользу или пользу других лиц образует состав хищения (например, мошенничества, присвоения или растраты).
Субъект преступления — должностное лицо, имеющее правомочия по расходованию средств государственного внебюджетного 344
фонда (например, председатель, заместитель, члены правления центрального аппарата фонда; руководители территориальных органов его управления, включая главных бухгалтеров).
Часть 2 ст. 285.2 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за то же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере.
Понятие квалифицирующих признаков состава данного преступления совпадает с аналогичными признаками, указанными в ч. 2 ст. 285.1 УК РФ.