Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ)

Данное преступление является одним из наиболее опасных посягательств против порядка управления, так как может повлечь за собой существенное нарушение нормальной деятельности мест лишения свободы и мест содержания под стражей, а также причинить вред личности как сотрудников этих учреждений, так и осужденных.

Часть 1 ст. 321 УК РФ устанавливает ответственность за применение насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозу применения насилия в отношении его с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Это преступление посягает на два непосредственных объекта:

  • 1) нормальную деятельность учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и мест содержания под стражей;
  • 2) личность осужденных.

Согласно ст. 74 УИК РФ исправительными учреждениями, исполняющими наказание в виде лишения свободы, являются: исправительные колонии, колонии-поселения, тюрьмы, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения. Следственные изоляторы выполняют функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые подлежат направлению в исправительные учреждения для отбывания наказания, осужденных, перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, осужденных, оставленных в следственных изоляторах или переведенных в следственные изоляторы в порядке ст. 77.1 УИК РФ (для привлечения к участию в следственных действиях или судебном разбирательстве).

В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. № 1ОЗ-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел; изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органов федеральной службы безопасности. В случаях, предусмотренных данным Законом, местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться учреждения уголовно-исполнительной системы, исполняющие уголовное наказание в виде лишения свободы и гауптвахты.

В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с УПК РФ капитанами морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, или руководителями геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, подозреваемые содержатся в помещениях, которые определены указанными должностными лицами и приспособлены для этих целей.

Рассматриваемое преступление может быть совершено в любом из этих мест лишения свободы или мест содержания под стражей.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 321 УК РФ, выражается в насилии, не опасном для жизни или здоровья осужденного, либо угрозе применения насилия в отношении этого лица. Понятие насилия, не опасного для жизни или здоровья, совпадает с аналогичным понятием применительно к составу грабежа (ст. 161 УК РФ). Угроза насилием — психическое насилие над личностью указанных в законе лиц. Характер физического насилия, которым угрожает виновный, в законе не конкретизирован, 426

поэтому под его признаки (ч. 1 ст. 321 УК РФ) подпадает как угроза убийством, так и угроза причинением вреда здоровью потерпевшего. Угроза применения насилия в отношении осужденного квалифицируется по ч. 1 ст. 321 УК РФ только при условии, если она совершена с целью воспрепятствовать его исправлению или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы.

Для квалификации рассматриваемого преступления по ч. 1 ст. 321 УК РФ требуется установить, что угроза применения насилия была реальной, т. е. по обстоятельствам дела были основания опасаться, что угроза могла быть приведена в исполнение.

Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 321 УК РФ, считается оконченным с момента применения насилия, не опасного для жизни или здоровья осужденного, либо угрозы применения физического насилия.

Потерпевшими по ч. 1 ст. 321 УК РФ являются осужденные к наказаниям, связанным с изоляцией от общества (арест, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы). Подозреваемые, обвиняемые и подсудимые не могут быть потерпевшими от данного преступления.

Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом: виновный осознает, что угрожает потерпевшему или причиняет ему насилие, и желает этого. Причем, как было отмечено выше, для квалификации по ч. 1 ст. 321 УК РФ требуется установить, что такое деяние совершено с целью воспрепятствовать исправлению осужденного или из мести за оказанное им содействие администрации учреждения или органа уголовно-исполнительной системы. Если виновным не преследовалась такая цель и угроза насилием и само насилие были вызваны личными мотивами (ссора, корысть, ревность и др.), то содеянное при наличии признаков, указанных в законе, квалифицируется по статьям УК РФ, предусматривающим ответственность за преступления против личности.

Частью 2 ст. 321 УК РФ предусмотрена ответственность за квалифицированный состав дезорганизации нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества. Такой состав имеет место, когда деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 321 УК РФ, совершаются в отношении сотрудника места лишения свободы или места содержания под стражей в связи с осуществлением им служебной деятельности либо его близких. Понятие «сотрудник» шире, чем понятие «должностное лицо». В ст. 24 Закона РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» к сотрудникам отнесены работники уголовно-исполнительной системы, имеющие специальные звания рядового и начальствующего состава внутренней службы. Рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказание, к сотрудникам этих учреждений не относятся, поэтому посягательства на их личность квалифицируются по соответствующим статьям о преступлениях против личности.

Преступления, совершенные в местах лишения свободы, в отношении представителей власти, не являющихся сотрудниками этих учреждений, квалифицируются по ст. 318 УК РФ. Например, по этой статье должно квалифицироваться применение насилия в отношении прокурора во время посещения им места лишения свободы в связи с исполнением своих должностных обязанностей.

Часть 3 ст. 321 УК РФ устанавливает ответственность за особо квалифицированный состав рассматриваемого преступления. В качестве особо отягчающего обстоятельства в ней указаны, во-первых, деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 этой статьи, совершенные организованной группой. Признаки организованной группы определены в ч. 3 ст. 35 УК РФ. Другим особо отягчающим обстоятельством является применение к потерпевшим насилия, опасного для жизни или здоровья. Характеристика такого насилия дана при анализе состава разбоя (ст. 162 УК РФ).

Субъектами преступления являются прежде всего осужденные, содержащиеся в местах лишения свободы, и заключенные, которые находятся в местах содержания под стражей (подсудимые, обвиняемые, подозреваемые). Ответственность за это преступление наступает с 16 лет. Если потерпевшему причинен тяжкий или средней тяжести вред здоровью лицом в возрасте от 14 до 16 лет, содеянное квалифицируется соответственно по ст. 111 или 112 УК РФ.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >