Торговые нормы периода Соборного Уложения 1649 г. и Новоторгового устава 1667 г.

«И купечество в ничтожность повергать не надобно, понеже без купечества никаковое не токмо великое, но и малое царство стояти не может».

И. Т. Посошков.

Книга о скудости и богатстве

Экономическое положение России к моменту принятия Соборного Уложения и Новоторгового устава

Последствия экономического кризиса середины XVI в. проходят к 30-м годам XVII века, когда после окончания смутных времён постепенно наступает относительная стабилизация. Торговая деятельность в данное время характеризуется, как правило, мелким товарным промыслом[1], которым занималось большинство населения. О каких-либо значимых торговых связях русских купцов с иностранными государствами в это время неизвестно. Внутренний сбыт удовлетворялся посредством торговли на местных торжках, а после прекращения смуты стали возобновлять свою деятельность ярмарки[2].

Начиная с конца XVI — начала XVII в. происходит ощутимое расширение рынка Российского государства. Увеличивается количество средних торжков, что свидетельствовало не только об интенсивности торговли, но и об увеличении фискального дохода. Именно в это время создаётся система взимания пошлин с торговых и связанных с ними операций. Законодательному регулированию подвергается не только торговля внутренняя, но и внешняя.

Труднодоступность отдалённых регионов России резко снижала возможности административного и торгового взаимодействия. С целью создания возможности регулярного сообщения с отдалёнными областями страны создаётся ямская служба, а населению вменяется ямская повинность. Данная повинность возникла ещё на этапе раннефеодального государства. Первоначально её назначение было в предоставлении подвод для нужд власти, для чего население облагалось соответствующей повинностью[3]. В дальнейшем ямская служба обеспечивала довольно широкий спектр оказываемых услуг. Несмотря на остающийся приоритет в удовлетворении, прежде всего, государственных потребностей, ямская служба оказывала услуги и другим категориям населения.

Ямской приказ ведал дорожной службой, обеспечивая нормальное функционирование дорог. В определённых местах на дорогах были организованы станции (ямы), где содержались подводы, которые включали лошадь, запряженную в сани зимой и в телегу летом, а также корм. Такая организация дорожного обустройства, безусловно, способствовала и развитию торговли.

Перевод купеческих домов Новгорода и Пскова в Москву, организация в столице всех главных торговых слобод способствовало тому, что Москва становится не просто крупным, а центральным торговым узлом, куда сходились все торговые пути.

  • [1] Деятельность местных торговых людей, бедных капиталами и отягощённых высоким промысловым налогом, ограничивалась внутренним, мелочным торгом. Даже в середине XVII в. торговые обороты отечественных экспортёров значительно уступали размаху торговых операций у иностранных скупщиков. При этом мелкие и средние скупщики целиком зависели от иностранного капитала и легко превращались в его агентов. См. Базилевич К. В. Коллективные челобитья торговых людей и борьба за русский рынок в первой половине XVII в. // Известия АН СССР. Отд. обществ, наук. 1932. № 2. 2 Ремеслом и торговлей в рассматриваемое время занимались самые различные слои населения. Причём, как правило, специализация деятельности была весьма относительная. Часто ремеслом занимались служилые люди, а торговцы нередко совмещали свой промысел с занятием земледельческим. См. Сташевский Е. Д. Пятина 142 г. и торгово-промышленные центры Московского государства // ЖМНП, № V. 1912. С. 106—108; Смирнов П. П. Города Московского государства в первой половине XVII века. Т. 1. Киев: тип. А. И. Гроссман, 1917—1919. С. 130. Подобное совмещение затрудняло становление сословия торговых людей, поскольку торговля в таком случае не становилась единственной деятельностью, которой человек занимался бы профессионально. 3
  • [2] Самые известные ярмарки того периода — Макарьевская ярмарка (1624 г.), Ирбитская ярмарка (1643 г.), Свенская (Свинская) ярмарка (начало XVII в.); Архангелогородская ярмарка (1664 г.). 2 См. Рожков Н. А. Сельское хозяйство Московской Руси в XVI веке. М., 1899. С. 270. 3 Как писал Кильбургер, «В городе Москве, больше торговых лавок, чем в Амстердаме или в ином целом княжестве». См. Курц Б. Г. Сочинение Кильбургера о русской торговле в царствование Алексея Михайловича. С. 88, 174; Ключевский В. Сказания иностранцев о Московском государстве. Петроград, 1918. С. 217. 4 Помимо собственно торговых сборов (пошлин), торжки обеспечивали и по-лавочный сбор. Об этом упоминается уже и в духовной Ивана III. 1504 г. (СГГД. Т. I. № 144. С. 389, 397). 5 В Соборном Уложении пошлинам отводится отдельная глава. Принятый несколько позже Новоторговый устав практически целиком посвящён различным пошлинам. В действовавшем ранее законодательстве (Судебниках, уставных грамотах и т. п.) торговым пошлинам уделялось гораздо меньше внимания. Так, упоминается только сбор за пятнание лошадей при купле-продаже (ст. 94, ст. 95 Судебника 1550 г.). 6 Впервые вопросы регламентации внешней торговли на уровне всего государства получили единообразное закрепление. Таким документом стал Новоторговый Устав 1667 г. 7
  • [3] Сама повинность заключалась, как правило, в обязанности податного населения предоставить определённое имущество. Например, один из документов времени Василия Темного предписывал брать «с десяти сох по две подводы» и гонять подводы «от стану до стану» (ААЭ, т. I, № 32). 2 С течением времени ямская служба, находившаяся первоначально в ведении дьяка-казначея, в процессе складывания централизованного государства оформляется в отдельное центральное учреждение, ведавшее ямским делом — Ямской приказ. 3 Указ 8 марта 1627 г. «О подводах людям разных чинов» определяет норму ямских подвод для разных категорий служилых людей в соответствии с их служебным положением. Согласно Указу, подводы (в разном приоритете и количестве) предоставлялись властям и боярам, митрополитам, окольничим, стряпчим, дворянам, головам стрелецким, сотникам, ловчим. Отдельно (помимо различных властных структур) в Указе упоминались и торговцы: «...Таможенным и кабацким головам, которых посылают по городом, гостям по 5 подвод с проводником, 2-ой статье головам — торговым людем — по 3 подводы с проводником». См. Указная книга ямского приказа I. Вып. 5. С. 539. 4 В столице располагались персидские, литовские, армянские, немецкие, английский, шведские гостиные дворы. См. Костомаров Н. Очерки торговли Московского государства в XVI и XVII столетиях. СПб., 1862. С. 86.
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >