Все ли женщины хотят быть матерями?

В концепции С. Ю. Мещеряковой психологическая готовность к материнству рассматривается как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъект-субъ-ектная ориентация в отношении к еще не родившемуся ребенку.

Основными составляющими структуры психологической готовности к материнству являются:

  • — особенности коммуникативного опыта, полученного в детстве;
  • — переживания женщиной беременности, в том числе отношение к еще не родившемуся ребенку;
  • — ориентация на стратегию воспитания и ухода за младенцем.

По результатам исследования С. Ю. Мещеряковой были выделены три уровня психологической готовности к материнству: высокий, средний и низкий.

Выделенные три уровня психологической готовности к материнству соответствуют разным типам материнского поведения, устойчиво сохраняющимся на последующих этапах, которое отражается на развитии младенцев.

У женщин готовых к материнству присутствует образ матери принимающей, отзывчивой, способствующей развитию и обучению ребенка, разделяющей его самостоятельную ценность.

У женщин неготовых к материнству ярко прослеживается сверхценность ребенка, и не выраженность таких качеств как принятие, отзывчивость и стремление к развитию ребенка.

По данным анкетирования и реально наблюдаемому поведению у матерей первой группы превалирует объектное отношение к ребенку, у матерей второй группы — субъектное, а у матерей третьей группы отмечается смешанное или промежуточное, отношение.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что женщины готовые и неготовые к материнству имеют различные представления о матери и ее роли.

Каковы представления о материнстве у беременных женщин, готовых и неготовых к материнству?

В выборке женщин готовых к материнству были получены следующие группы ассоциаций.

  • 1. Любящая — 95 % (например, «любящая», «любовь»).
  • 2. Понимающая — 79 % («понимающая», «справедливая»).
  • 3. Добрая, нежная, ласковая — 58 % («улыбка», «ласковые руки», «пушистая, как кошка», «доброта», «ласка»).
  • 4. Учитель, воспитатель, помощник — 53 % («знающая», «мудрая», «наставник», «учитель», «совет»).
  • 5. Заботливая — 47 % («оберегающая», «заботливая»).
  • 6. Хранительница домашнего очага — 37 % («дом», «семья», «уют»).

Для испытуемых этой выборки характерно позитивное отношение к материнской роли и функциях женщины в семье, ярко выражены такие качества матери как: принятие (76 %), отзывчивость (63 %), предпосылки субъекта обучения составляют 53 %. В их ассоциациях можно проследить самостоятельную ценность ребенка как объекта материнской сферы (потребность в контакте, в заботе о нем).

В выборке женщин неготовых к материнству ассоциации следующие.

  • 1. Любящая — 43 %.
  • 2. Живущая ради ребенка — 36 % («живущая ради ребенка», «.. .самое важное — это ребенок», «готова отдать все для своего ребенка»).
  • 3. Чрезмерно опекающая — 29 % («постоянная опека», «огромная ответственность»).
  • 4. Игнорирующая ребенка — 29 % («не должна вмешиваться в дела ребенка»).
  • 5. Учитель, советник — 7 % («готова дать совет», «.. .научить самостоятельности») .

Следует отметить, что женщины этой выборки с трудом находили ассоциации, и их количество во многом было меньше, чем у женщин из выборки готовых к материнству. Анализ их ассоциаций свидетельствует о невыраженное™ таких качеств матери, как принятие и отзывчивость, представление о том, что надо развивать ребенка с первых месяцев жизни, незначимо. Ярко прослеживается представление о сверхценности ребенка (желание посвятить ему жизнь, отдать всю себя, чрезмерно опекать). Вероятно, это связано с удовлетворением потребности в объекте привязанности, стремлением уйти от собственных проблем в мир ребенка.

Родительские позиции по отношению к будущему ребенку беременных женщин готовых и неготовых к материнству.

  • • Испытуемые из выборки готовых к материнству характеризуются более высокими значениями по показателю товарищеских отношений с ребенком.
  • • Испытуемые из выборки неготовых к материнству имеют более высокие значения по показателям: оберегание ребенка от трудностей, страх причинить ребенку вред, зависимость ребенка от матери. Они больше ощущают свою «жертвенность» по отношению к ребенку, чаще испытывают раздражение и избегают общения с ним, больше указывают на невнимательность мужа и необходимость посторонней помощи в воспитании.

В целом, для женщин, готовых к материнству характерны:

  • — повышенное внимание со стороны мужа (42 %);
  • — чрезмерное стремление к товарищеским отношениям с ребенком (42 %).

Для женщин, неготовых к материнству характерны:

  • — ощущение самопожертвенности в роли матери, ограниченность интересов женщины рамками семьи;
  • — неудовлетворенность ролью хозяйки дома;
  • — большое количество супружеских конфликтов и «безучастность» мужа, его невключенность в дела семьи; необходимость посторонней помощи в воспитании ребенка;
  • — стремление к чрезмерному обереганию ребенка от трудностей и сверхавторитету родителей;
  • — повышенный страх причинить ребенку вред;
  • — предрасположенность к нетоварищеским отношениям с ребенком;
  • — склонность к неподавлению сексуальности, агрессивности ребенка, нежелание ускорить его развитии и способствовать его активности.

Как можно распознать психологически неготового к отцовству мужчину?

Низкий уровень психологической готовности юношей к отцовству характеризуется низкими показателями по всем критериям психологической готовности.

Юноши с этим уровнем проявляют неумение наладить оптимальный эмоциональный контакт с будущим ребенком; отмечают излишнюю эмоциональную дистанцию и излишнюю концентрацию на будущем ребенке; они чувствуют неудовлетворенность и самопожертвование в роли отца; в отношении к себе как будущему родителю представляют себя как не склонных к сотрудничеству, доброжелательности, не способны к гибким взаимоотношениям с ребенком, а скорее наоборот, предпочитают строить отношения с позиции «сверху». Идеальный родитель в их понимании также инертен во взаимоотношениях, неспособен признать свою неправоту, способен проявлять безразличие.

Высокий уровень психологической готовности юношей к отцовству отличается высокими показателями по всем критериям психологической готовности. Данный уровень характеризуется стремлением к оптимальному эмоциональному контакту с будущим ребенком, отсутствием эмоциональной дистанции и излишней концентрации на будущем ребенке; уверенностью юношей в отцовской воспитательной функции, принятии роли будущего родителя; представлением о себе как заботливом, понимающем будущем отце, способном к сотрудничеству, состраданию, пользующемся авторитетом и уважением в глазах ребенка, независимом и успешном, способном к сотрудничеству; идеальный родитель способен к гибким взаимоотношениям с ребенком: сочетает талант руководителя и способность признать свою неправоту, умение настоять на своем и уступить, когда это необходимо.

 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >