Базовые концепции обеспечения экономической безопасности

В экономической теории существует несколько подходов к обеспечению экономического роста государства и выявления главных угроз национальной безопасности. Основоположником теоретического анализа национальной экономической безопасности следует считать немецкого экономиста XIX в. Фридриха Листа, одного из первых критиков классической политэкономии. Все представители классической политической экономии, начиная с Адама Смита, основоположника экономической теории как целостной системы знаний, строили свои концепции на основе единой парадигмы представлений о природе человека, об обществе, о правительстве и т. д. Соответственно, разработанную им теорию национальных экономических интересов и национальной экономической безопасности называют камералистской концепцией. Он считал, что главной угрозой национальной экономической безопасности является конкуренция или иные действия иностранных государств, поэтому необходимо для защиты национальных интересов осуществлять протекционистскую торговую политику, которая позволит обеспечить экономическую независимость. Политика протекционизма предполагает снижение таможенных пошлин для товаров, вывозимых на экспорт в другие страны, и увеличение таможенных пошлин для импортных товаров, что способствует снижению их конкурентоспособности по сравнению с отечественными товарами-аналогами.

В настоящее время также можно наблюдать проявления каме- ралистских взглядов во внешнеэкономической торговле между различными странами мира. Так, введенные в 2014 г. против экономики России санкции являются открытым проявлением недобросовестной конкуренции, сдерживающей экономический оборот между странами с Россией, кроме того в последние годы нарушено огромное количество нормативно-правовых документов Всемирной торговой организации, членом которой Россия стала в 2012 г.

Следующая торговая война разгорелась между США и Китаем в 2018 г., после того как было объявлено, что торговый дефицит США с Китаем по итогам 2017 г. достиг рекордного показателя в 375,2 млрд долл. Согласно данным Бюро экономического анализа США, Китай поставил в 2017 г. продукцию в США на 505 млрд долл., а США в Китай — на чуть более 130 млрд долл. В результате Президент США Дональд Трамп 22 марта 2018 г. подписал меморандум «О борьбе с экономической агрессией Китая», который позволяет ввести ограничения в отношении продукции из Китая, и с 23 марта начали действовать ввозные пошлины на сталь в 25 % и на алюминий в 10 %.

В ответ 1 апреля Китай ввел пошлины на 128 американских товаров. На 120 наименований, в том числе фрукты, пошлина составила 15 %, на восемь наименований, в том числе свинину, — 25 %. 4 апреля США опубликовали список из 1,3 тыс. китайских товаров, против которых могут быть введены импортные пошлины как ответ на нарушение Китаем интеллектуальных прав на американскую продукцию. В ответ на это Госсовет Китая принял решение о введении пошлин в размере 25 % на 106 наименований товаров, импортируемых из США, среди товаров — соевые бобы, автомобили, самолеты, химическая продукция[1]. В последующие годы между этими странами велись активные переговоры по урегулированию внешнеторговых взаимоотношений.

Таким образом, камералистское понимание национальной экономической безопасности предполагает, что основная тяжесть борьбы за ее обеспечение ложится на центральное правительство, инициирующее законы об ограничении импорта, а также на таможенные и пограничные службы, ведущие борьбу с контрабандой зарубежных товаров.

Новую парадигму экономической теории, а также новый подход к пониманию национальной экономической безопасности сформулировал в 1930-х гг. английский экономист Джон Мейнард Кейнс. Теперь главными опасностями для национальной экономики стали считать не конкуренцию иностранных товаров, а безработицу и экономическую депрессию. Сторонники кейнсианской концепции, доказали, что существуют «провалы рынка», которые связаны с наличием незащищенных слоев населения, социальными условиями развития государства, которые не могут самостоятельно функционировать в условиях рыночных отношений. Социальная политика государств предполагает наличие бесплатного образования, здравоохранения, содержание детей, инвалидов, пенсионеров и т. д. На все эти меры социальной поддержки требуются значительные финансовые ресурсы и государство должно находить соответствующие источники финансирования и правильно распределять их. Поэтому для обеспечения экономической и социальной стабильности необходимо более активно применять государственное регулирование производства, занятости и денежного обращения. Таким образом, данные взгляды на обеспечение национальной экономической безопасности путем регулирования внутренних условий макроэкономического роста активно применялись до конца XX в., правительства многих стран мира активно раздавали госзаказы и субсидии, ввели меры прямого административного контроля над конкуренцией.

Исходя из сказанного возникает вопрос, насколько сегодня применимы меры обеспечения национальной экономической безопасности на основе кейнсианской концепции. Современные условия развития мировой экономики показывают, что не существует чисто рыночных отношений, во всех странах мира применяются меры государственного регулирования. В условиях стагнации российской экономики, безусловно, необходимо осуществлять крупные государственные инвестиционные проекты, связанные со строительством дорожной сети, инфраструктурных объектов, имеющих народно-хозяйственное значение, таких как строительство Крымского моста, морских портов и т. д. Однако меры государственного регулирования экономики требуют создания соответствующих институтов власти, которые адекватно могли бы содействовать повышению эффективности социально-экономических процессов и явлений.

В конце 80-х гг. прошлого века вышла в свет монография Эрнандо де Сото «Иной путь», которая иначе объясняла наличие теневых экономических отношений в государстве. В частности, в своем исследовании он доказал, что рост теневой экономики не связан с неспособностью бедняков найти себе место в легальном бизнесе, а обусловлен бюрократической заорганизованностью, препятствующей свободному развитию конкурентных отношений. В своих исследованиях он показал, что налоговое бремя на бизнес способствует поиску путей нелегальных доходов путем манипулирования трудовыми отношениями и ухода из легального сектора экономики. Таким образом, были сформулированы основные постулаты институциональной концепции обеспечения национальной экономической безопасности. Последователи теории институционализма считают, что главная угроза национальной экономической безопасности связана с «провалами» государства в регулировании нормативно-правового обеспечения экономики, создании искусственных административных барьеров, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства, а усиление налоговой нагрузки и частое изменение правил их взимания приводит к усилению теневых отношений в обществе. Основными мерами по повышению национальной экономической безопасности институционалисты считают борьбу с бюрократизмом и коррупцией, упрощение процедур получения государственных услуг при осуществлении минимальных контактов между гражданами и чиновниками. Во главу государственного регулирования ставится защита прав собственности и разработка нормативных правовых актов для любых возникающих экономических ситуаций.

Институциональные идеи актуальны и для экономики России, половина которой, по оценкам экспертов, находится в теневых отношениях. Самым простым примером сегодня является проблема занятости населения. По данным Тамбовстата, в настоящее время в экономике региона занята только половина трудоспособного населения, возникает вопрос, где находится другая половина? Очевидно, что часть уехала на заработки в Москву и близлежащие регионы, еще 5 % трудоспособного населения являются безработными, но еще немалая часть работает нелегально, образуя группу самозанятого населения. Современная система статистического учета не может однозначно провести черту между безработными и самозанятыми, которые не являются налогоплательщиками своих доходов. Эта ситуация однозначно показывает, что условия предлагаемые государством, не устраивают самозанятое население, а также руководителей малого и среднего бизнеса, которые активно используют нелегальную трудовую силу. При этом у этой части занятого населения нет никаких социальных гарантий, не идет трудовой стаж, отсутствуют пенсионные отчисления. Эта проблема усиливается, и через определенное количество времени люди встанут перед проблемой выживания, достигнув возраста, старше трудоспособного. Задача государственного регулирования национальной экономической безопасности в данном случае состоит не в усилении наказания за теневую экономическую деятельность, а в ее легализации.

Таким образом, согласно институциональной версии Э. де Сото, главными угрозами национальной экономической безопасности являются административные барьеры — «плохие» законы и (или) плохое выполнение «хороших» законов. Основными мерами сдерживания этих угроз, следовательно, должны стать принятие новых законов, содержание которых соответствовало бы нормам экономической демократии, и контроль за надлежащим исполнением этих законов.

Реальные или потенциальные угрозы национальной экономике каждой страны могут создаваться и зарубежными конкурентами (по Ф. Листу), и «провалами рынка» (по Дж. М. Кейнсу), и «провалами государства» (по Э. де Сото). Задача обеспечения национальной экономической безопасности заключается в том, чтобы отразить объективно наиболее опасные угрозы, не распыляя ограниченные ресурсы для противодействия абсолютно всем угрозам. Таким образом, камералистская, кейнсианская и институциональная концепции обеспечения национальной экономической безопасности не исключают друг друга, а взаимодополняют.

Рассматривая современные подходы к обеспечению национальной экономической безопасности в развитых странах мира, можно выделить следующие главные условия:

  • • сохранение экономической самостоятельности страны, ее способности в собственных интересах принимать решения, касающиеся развития хозяйства;
  • • возможность сохранить уже имеющийся уровень жизни населения и его дальнейшее повышение.

Таким образом, ключевым в понятии экономической безопасности является обеспечение суверенитета государства в принятии решений как во внутриполитической сфере, так и по международным вопросам. В такой постановке экономическая безопасность подразумевает прежде всего защищенность интересов страны.

Видение проблем экономической безопасности российскими экономистами определяется в основном процессами политической и социально-экономической трансформации, происходящими в России. По мнению советского и российского ученого-экономиста В. К. Сенчагова, экономическая безопасность страны включает:

  • • способность экономики поддерживать суверенитет страны и геополитическое положение в мире, самостоятельно определять свою экономическую политику и адаптироваться к новым условиям развития;
  • • системную оценку состояния экономики с позиции защиты национальных интересов страны;
  • • готовность институтов власти противодействовать угрозам и вызовам постиндустриального развития путем повышения эффективности и результативности управления;
  • • создание экономических и правовых условий, исключающих криминализацию общества.

Стратегические национальные интересы России в сфере экономики можно объединить в три важнейших направления:

  • 1) долгосрочный устойчивый экономический рост, темпы которого опережают средние мировые, европейские и азиатские темпы роста ВВП, что определяется необходимостью возвышения геополитического положения России;
  • 2) повышение конкурентоспособности экономики страны и ее хозяйствующих субъектов, завоевание новых ниш на товарных и финансовых рынках;
  • 3) рост благосостояния и качества жизни населения, расширение позиций в мировом культурном пространстве.

Большое вклад в обеспечение международной экономической безопасности вносит ООН. В 1994 г. эксперты ООН доклад «Отчет по человеческому развитию» посвятили проблемам экономической безопасности, в котором отметили, что безопасность человека — это понятие не из военной области, а из области человеческой жизни и достоинства. При рассмотрении безопасности человека были выделены четыре наиболее существенные черты.

  • 1. Обеспечение безопасности человека связано с решением множества одинаковых угроз, не зависящих от места их проживания — безработица, нищета, преступность, загрязнение окружающей среды, хотя масштабы этих угроз существенно различаются.
  • 2. Составляющие безопасности человека взаимозависимы, т. е. если где-то в мире безопасность людей оказывается под угрозой, то не исключено, что вовлеченными окажутся все страны (например, в 2020 г. возникла пандемия в результате распространения вируса COVID-19).
  • 3. Гораздо проще добиться безопасности человечества путем раннего предупреждения, чем путем позднего вмешательства.
  • 4. Безопасность человечества зависит от того, насколько доступен рынок и социальные возможности, живут ли люди в условиях конфликта или в условиях мира.

По мнению экономических экспертов Программы развития ООН, безопасность человека имеет две основные стороны. Во-первых, она означает свободу от таких постоянных угроз, как голод, болезни, репрессии, во-вторых — защиту от внезапного и болезненного нарушения в повседневной жизни в семье, на рабочем месте или в обществе. Угрозы подобного рода могут существовать при любых уровнях национального дохода и уровне развития общества.

Безопасность человека — это возможность людей делать свой выбор свободно и безопасно, будучи при этом в относительной уверенности, что те возможности, которыми они обладают сегодня, не будут ими утрачены завтра. Следовательно, безопасность человека не является оборонительной концепцией подобно военной или территориальной безопасности. Напротив, безопасность человека является интегральным понятием. Она признает универсальность жизненных потребностей, основывается на стремлении людей к солидарности. При этом экономическая безопасность требует обеспечения дохода, достаточного для удовлетворения насущных потребностей, обычно за счет производительного и хорошо оплачиваемого труда или в качестве крайней меры за счет какой-либо финансируемой обществом поддержки. В этом смысле только около четверти населения мира может считать себя в безопасности.

  • [1] Информация СМИ. URL: https://ria.ru/20190513/1553450182.html (дата обращения 17.05.2020).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >