Принципы экологического менеджмента предприятия
Наличие различных теоретических подходов отражает динамичное развитие форм организации ЭМ на практике. По некоторым оценкам, ныне реально используется около 50 вариантов систем ЭМ. Однако, несмотря на это многообразие, все современные варианты ЭМП объединяет ряд общих принципов.
Базовые принципы ЭМП:
- • принцип ответственности;
- • требование устойчивого развития;
- • принцип стейкхолдеров;
- • принцип циркулярности и кооперирования;
- • учет экологических рисков и управление ими.
Отметим, что большинство из вышеперечисленных требований ЭМП стало вырабатываться по инициативе самого бизнеса. В расширенном и детализированном виде они получили отражение в принятой в 1991 г. Деловой Хартии Международной торговой палаты по устойчивому развитию. В основу этого документа легла совокупность 17 ключевых обязательств, которыми должен руководствоваться бизнес в своей деятельности (см. ниже)). В последующем эти обязательства во многом определили структуру требований и рекомендаций к системе управления в рамках стандартов ISO 14001:2015 и ISO 14004:2016.
Хартия Бизнеса по устойчивому развитию Международной торговой палаты — ключевые обязательства бизнеса:
- 1) ООС как корпоративный приоритет;
- 2) интегрированное управление;
- 3) процесс постоянного совершенствования;
- 4) обучение персонала;
- 5) предварительная оценка;
- 6) продукция и услуги;
- 7) консультации для потребителей;
- 8) оборудование и операции;
- 9) изучение воздействия на ОС;
- 10) учет и управление экологическими рисками;
- 11) предупредительный подход;
- 12) подрядчики и поставщики
- 13) готовность к аварийным ситуациям;
- 14) передача технологий;
- 15) вклад в общий результат;
- 16) открытость к диалогу;
- 17) соответствие и отчетность.
рыночных переговоров по интернализации экологических экстерналий между «жертвой» (жертвами) загрязнения окружающей среды и его виновником в условиях четко определенных имущественных прав (см. параграфы 1.2,1.4 и 4.1); экономико-правовой подход реализации экологической ответственности бизнеса, включающий страхование экологической ответственности предпринимателей рисковых секторов экономики и реализацию ответственности посредством наложения административных и уголовных наказаний в ходе судебных разбирательств (см. параграф 4.2). В этом же ряду находится требование экологически устойчивого социально-экономического развития, раздвигающее временные рамки экологической ответственности бизнеса с учетом ответственности перед будущими поколениями людей (см. параграф 1.5) и участие бизнеса в выполнении межгосударственных договоров, включая предусмотренный в свое время Протоколом Киото механизм купли-продажи квот на выбросы парниковых газов (см. параграф 3.1).
Само понятие экологической ответственности хозяйствующих субъектов может быть определено следующим образом.
Под экологической ответственностью хозяйствующих субъектов понимается свод формальных и неформальных правил, которыми устанавливается, при каких условиях и в каком объеме виновник (потенциальный / реальный) экологических экстерналий должен либо проводить предупредительные экологические мероприятия, либо возмещать наносимый им экологический ущерб.
к управлению, объединяющего в себе различные аспекты деятельности предприятия (организации) — качества и безопасности продукции (услуг), охраны окружающей среды, профессионального здоровья работников, социальной ответственности бизнеса и ряда других [Пахомова Н. В., Хорошавин А. В., 2016].
Новые акценты содержанию данного принципа придает задача реализации модели «зеленого» роста и поэтапного перехода к соблюдению требований циркулярной экономики. Под последней, отметим еще раз, понимается относительно замкнутая, ресурсо- и экологически эффективная модель, характеризующаяся высоким уровнем малоотходности, энерго- и ресурсосбережением при одновременно высокой экономической результативности.
В основе концепции циркулярной экономики лежит фундаментальная идея, что природные экосистемы, функционируя по правилу последовательного использования отходов одних их звеньев в качестве сырья другими звеньями, представляют собой эффективный образец циклических воспроизводственных систем, которые обеспечивают высокий уровень безотходности и экологической, ресурсной, экономической устойчивости. Данная идея, первоначально сформулированная в рамках индустриальной экологии, получила новый толчок в своем развитии в наше время, в том числе путем подключения к ее практической реализации возможностей современной логистики посредством формирования замкнутых цепочек поставок, а также цифровизации технологических процессов (см. также параграф 1.6, п. 2.4.1). Благодаря внедрению инноваций четвертой промышленной революции, включая индустриальный интернет и интернет вещей, а также формированию цифровых платформ, стало возможным не только информационное объединение в режиме онлайн звеньев различных логистических цепочек в рамках ЭЖЦП, но и налаживание в их рамках широких межотраслевых связей потенциальных и реальных партнеров по кооперации.
Дополнительно необходимо учитывать, что разработка и практическое функционирование подобных циклических производственно-логистических систем, благоприятные условия для которых, в частности, создаются в рамках индустриальных кластеров, эко- паков и т. п., предполагают всемерное развитие устойчивых кооперационных связей между предприятиями различных секторов экономики. Есть основания утверждать, что в результате по аналогии с экологическими системами формируются кооперационные сети, участниками которых являются предприятия из различных секторов (отраслей) и имущественных комплексов. К числу главных стимулов образования таких сетевых индустриально-экологических структур и участия в них предприятий относится оптимизация ресурсных потоков, энергосбережение, минимизация отходов и нагрузки на ОС и, как следствие, достижение высокого уровня экологической, ресурсной, экономической и социальной эффективности.
Используемые ныне на практике формы кооперирования между предприятиями и организациями могут быть подразделены на горизонтальные (сотрудничество при решении экологических проблем предприятий, принадлежащих к одному и тому же звену цепи создания стоимости), вертикальные (для них характерно сотрудничество вдоль некоторой цепи создания стоимости) и диагональные.
Иллюстрацией горизонтальных связей может быть создание объединенной инфраструктуры по очистке сточных вод и утилизации отходов для промышленных или коммерческих зон (скажем, организация централизованной системы сбора, прессование и реализации отходов упаковки различных магазинов и предприятий сферы услуг, расположенных в рамках одного торгово-развлекательного центра).
Примером вертикального кооперирования является реализуемое в последние годы в России решение проблемы утилизации попутного нефтяного газа (который ранее сжигался в значительных количествах в местах добычи нефти с выбросом загрязняющих веществ в атмосферу) за счет организации сотрудничества компаний, занимающихся добычей нефти (например, НК «Роснефть»), обеспечивающих строительство и эксплуатацию инфраструктуры по транспортировке газа (ПАО «Газпром») и газоперерабатывающих и производящих конечную продукцию нефтегазохимии предприятий (ПАО «СИБУР Холдинг»).
Диагональные формы кооперирования объединяют участников различных рынков и цепей создания стоимости. Так, например, после введения в Российской Федерации принципа расширенной ответственности производителя за утилизацию отходов от использования продукции крупнейшие производители и поставщики электробытовой и компьютерной техники (понимая, что по отдельности им не решить данную задачу) учредили для целей организации сбора и утилизации отработанной техники Ассоциацию «Система коллективной ответственности “Электроника-Утилизация”»[1]. К числу задач этой ассоциации относится развитие рынка утилизации электронной и бытовой техники, а также реализация входящими в нее членами обязанности по утилизации отходов от использования товаров путем заключения договоров с компаниями, которые имеют право на осуществление подобной деятельности.
Принцип стейкхолдеров первоначально (в середине 1980-х гг.) был сформулирован в рамках общего менеджмента Р. Фриманом и далее был расширен и конкретизирован с выходом на СЭМ [Freeman R.,
1984; Lesourd J.-B., Schilizzi St. G. M., 2001; Antolin-Lopez R., Delgado- Ceballos J., Montiel I., 2016].
Под стейкхолдерами (или заинтересованными лицами) понимаются лица (физические и юридические), которые, с одной стороны, обладают возможностью влиять на способность организации успешно реализовать свою стратегию и достигать поставленные цели, а с другой — сами испытывают значимое воздействие принимаемых данной организацией решений. [2] [3] [4]
тики на различных уровнях экономики. В данной и последующей темах будет продолжено изучение того, как следует управлять рисками на уровне предприятия.
Напомним, что в первом приближении экологические риски охватывают угрозы, которые могут возникать для предпринимателя вследствие недооценки им роли и значения экологических факторов в своей деятельности, а также угрозы, вызываемые неопределенностью последствий принимаемых решений. Для предпринимателей первоочередное значение имеет не сколько экологический, сколько экономический (в том числе финансовый) риск, связанный с реализацией экологического риска.
Экологические риски как категория предпринимательской деятельности чаще всего определяются с помощью данных о вероятностях наступления некоторых событий (например, аварии нефтяного танкера) и последствиях реализации этих вероятностей (соответствующих величинах экологического ущерба). В этом случае применима известная нам формула (2.11), которую можно использовать и для характеристики экологического риска предпринимательской деятельности:

Экономический риск можно определить как угрозу для предприятия не достичь поставленных им экономических целей. Оценка этих угроз предполагает, что предприятие установило определенные целевые параметры, на которые ориентирована его деятельность. Данные параметры одновременно задают масштаб для оценки возможных отклонений от заявленных целей. В этом смысле риск можно рассматривать как угрозу каких-либо потерь (денежных доходов, имиджа фирмы, здоровья сотрудников и т. д.).
Подобное представление о рисках является гибкой основой риск-менеджмента, включая возможность рассмотрения будущих, не учитываемых ранее видов рисков. В их числе приобретшие в последние годы особое значение риски, обусловленные экономической и технологической волатильностью, а также политической конфронтацией и напряжением в социальной области. Что касается собственно экологических рисков, то, как уже отмечалось выше (см. параграф 1.6), в Докладе о глобальных рисках 2020 г. (The Global Risks Report 2020) к числу первых трех по значимости (в терминах вероятности их реализации) отнесены риски, связанные с экстраординарными погодными условиями, обусловленные провалами усилий по ослаблению климатических изменений и адаптации к ним, и риски природных катастрофических явлений; на седьмое место помещены риски экологических катастроф, вызываемых человеческой деятельностью; на восьмое — риски потери биоразнообразия и коллапса экосистем; на девятое — риски нехватки воды[5].
Следуя вышесказанному, экономические цели могут быть представлены целевыми функциями максимизации прибыли или дохода фирмы типа формулы (5.1). Если такой функции поставлена в соответствие некоторая целевая величина р*, то возможность ее недостижения р(х) < р* может рассматриваться как риск, а возможность превышения р(х) > р* — как шанс. Аналогичным образом экологические риски можно определить с помощью некоторых целевых параметров, которые в обобщенном виде отражают уровень выбросов вредных веществ предприятий (включая выброс парниковых газов в атмосферный воздух), приводящих к определенным ущербам от загрязнения ОС.
К числу основных задач риск-менеджмента на уровне предприятия относятся:
- 1) идентификация причин экологических рисков;
- 2) если возможно, устранение этих причин;
- 3) эффективная аллокация (распределение) экологических рисков (в случае невозможности устранения причин рисков), в частности между предприятием и страховой компанией (см. далее параграф 6.3).
Изучение базовых принципов современных СЭМ с учетом актуализации их содержания будет конкретизировано при обращении к вопросам стратегического и оперативного экологического менеджменте, включая интегрированный подход к управлению (см. параграф 6.1), разработки и реализации базисных стратегий «зеленых» фирм (см. параграф 6.2), обосновании стратегий экологического маркетинга (см. параграф 7.3) ив других областях ЭМП.
- [1] Учредители СКО «Электроника — Утилизация»: ООО «Филипс»; АО «ИндезитИнтернэшнл»; ООО «Миле Снг»; ООО «Канон Ру».
- [2] Стейкхолдеры, имеющие идентичные интересы, требования илиправа, образуют относительно однородные группы, которые отличаются от других стейкхолдеров (их групп). Примерами таких группмогут быть следующие: покупатели продукции фирмы, ее торговыепартнеры (поставщики), финансовые институты (банки, страховыекомпании, инвестиционные фонды), местное население, органывласти, неформальные организации, СМИ и т. д. Как правило, вся совокупность стейкхолдеров подразделяетсяна следующие виды:
- [3] первичные стейкхолдеры, формирующие среду прямого воздействия на предприятие, без учета которого фирма как хозяйствующая единица не сможет выжить;
- [4] вторичные стейкхолдеры, образующие среду косвенного влияния. К первой группе обычно относят собственников, инвесторов,работающий персонал фирмы, поставщиков, покупателей и их организации, конкурентов, как и саму природу (ее ресурсы и ассимиляционный потенциал). Среда прямого и косвенного воздействиятакже именуется контактной аудиторией. Специалисты также различают внешних по отношению к бизнесу стейкхолдеров (например, экологические организации, местноенаселение) и внутренних «заинтересованных лиц» (представители«зеленых», работающие в штате предприятия). С учетом обращения к проблеме стейкхолдеров определенноеуточнение необходимо внести и в содержание требования устойчивого развития. В данном контексте оно предстает как способностьфирмы удовлетворять потребности прямых и косвенных стейкхолдеров (акционеров, персонала, клиентов, групп давления, местногонаселения и т. д.) без подрыва условий, необходимых для соблюдения и удовлетворения потребностей будущих стейкхолдеров фирмы. Проблема учета фактора риска и связанной с ним неопределенности уже исследовалась ранее (см. параграфы 2.3, 4.3), в томчисле в рамках проектно-инвестиционного анализа, финансовойподдержки инвестиционных решений, а также при исследованииновых требований к инструментам ресурсно-экологической поли-
- [5] The Global Risks Report 2020. 15th edition. WER URL: https://www.weforum.org/events/world-economic-forum-annual-meeting-2020 (дата обращения: 30.06.2020).