История разработки международных управленческих стандартов
Идея разработки стандартов на системы ЭМ с целью установления всех важнейших целей, операций, видов деятельности и управленческих функций, необходимых для успешного функционирования компании, возникла еще в 1970-е гг.
Исторически первой системой регулирования КЭМ явилась Программа ответственности и предосторожности (Responsible Саге Programme — RCP). Данная система, представляющая собой прообраз международного стандарта, была принята в Канаде в 1984 г., затем распространилась среди химических компаний США, а после 1989 г. стала проникать в химическую промышленность стран Евросоюза. Инициаторами ее внедрения выступили канадская Ассоциация производителей химической промышленности (Chemical Manufacturers' Associations — СМА) и аналогичная ассоциация Великобритании. В конце 1990-х гг. различные версии этой Программы были приняты еще 20 ассоциациями химической промышленности, включая общенациональные.
В основу RCP положен Свод шести правил (Six Codes of Conducts), который явился результатом обобщения практики более 100 компаний. Эти правила включают: общественную озабоченность; ответ на внезапные ситуации; предотвращение загрязнения среды; достижение безопасности как процесс; распространение передового опыта; контроль за здоровьем персонала, а также за безопасностью производимой продукции. При этом требование по немедленному соблюдению всех этих правил как условие членства в Программе отсутствует. Достаточным условием такого участия является самостоятельное определение организацией даты их полного соблюдения [Prakash А., 1999. Р. 322—325].
К числу руководящих принципов Программы относятся самооценка и добровольность применения. Корпорации, решившие участвовать в Программе, должны были предоставлять ее руководству отчеты, содержащие шесть базовых индикаторов, включая величину затрат на охрану окружающей среды; уровень безопасности производства, оцененный, в частности, по числу несчастных случаев на производстве; объем загрязнений и выбросов, в том числе данные о размещении отходов; потребление энергии.
Responsible Care Programme, несмотря на критические замечания в ее адрес (обусловленные, в частности, существованием возможности предоставления компаниями недостоверных данных), и сегодня весьма широко применяется в химической промышленности. Более того, как показывает современная ситуация, RCP имеет ряд преимуществ. В их числе следующие:
- • реализация предупреждающего подхода по отношению к национальному законодательству (в том числе по безопасности, открытости информации о деятельности компании для населения), что позволяет избежать или сократить избыточные издержки, связанные с его выполнением;
- • наличие специальных организаций (национальных ассоциаций химической промышленности), не только способствующих обобщению передовой практики ЭМ, но и представляющих интересы производителей во взаимоотношениях с органами власти, населением ит. п.;
- • отсутствие обязывающего требования по проведению аудиторских проверок, которые могут трактоваться предприятиями как меры, реализуемые в порядке самоконтроля, причем их результаты могут использоваться против компаний [Prakash А., 1999. Р. 322— 325].
Исторически первым стандартом, признанным как международный и охватившем основные принципы экологического менеджмента, стал принятый в первой редакции в 1992 г. (с уточнениями в 1994 г.) британский Стандарт BS 7750. Утвержденные впоследствии ирландские, испанские и канадские стандарты в целом подобны BS 7750. Центральная идея этого стандарта — необходимость регулярного экологического аудита и постоянно возобновляющегося цикла улучшений.
В числе исторических предшественников современных международных стандартов на системы ЭМ была и серия международных стандартов на управление качеством ISO серии 9000 (Total Quality Management System — TQMS). Стандарты ISO серии 9000 были разработаны Техническим комитетом 176 Международной организации по стандартизации с ориентацией на применение к предприятиям любого сектора экономики в любой части мира. Посредством него специфицированы требования к системе инструментов, необходимых для эффективного управления качеством. Сертификация систем менеджмента качества как соответствующих требованиям стандарта ISO 9001 осуществляется аккредитованными сертификационными органами (национальными или международными). В случае получения международного сертификата соответствия система управления качеством компании получает «визитную карточку», имеющую силу для партнеров фирмы во все мире. Это рассматривается многими предприятиями как важное конкурентное преимущество, значение которого возрастает в условиях глобализации рынков. Наряду с признанием со стороны внешних стейкхолдеров, TQMS обеспечивает внутренние преимущества в области управления издержками, повышения качества продукции и роста производительности.
ISO 9000 — это серия стандартов, из которой ISO 9000 и ISO 9004 являются рекомендательными, они содержит общие руководящие сведения для пользователя. Соответствие системы управления качеством на предприятии подтверждается стандартом ISO 9001 данной серии и может быть избрано его руководством в качестве цели сертификации.
В 2015 г. Международная организация ISO приняла новое поколение стандартов ISO серии 9000, период перехода на которые закончился 15 сентября 2018 г. Стандарт ISO 9001:2015 в большей степени ориентирован на стейкхолдеров и повышение эффективности организации. Он может стать хорошей базой для увеличения количества результативных внедрений систем менеджмента качества, обеспечивающих повышение конкурентоспособности предприятий. Особое внимание в новой версии стандартов уделяется определению ожиданий заинтересованных сторон, анализу так называемого контекста организации (изменению внутренних и внешних факторов), а также внедрению риск-ориентированного подхода в менеджменте, без чего невозможно достижение высокого качества выпускаемой продукции и обеспечение конкурентоспособности фирмы.
По новой версии стандартов организациям дана возможность самостоятельно определять структуру процессов и степень их документирования в отличие от предшествующей версии. Это позволяет более гибко подходить к построению системы управления, давая возможность применять стандарты в разных сферах деятельности, в крупных и малых компаниях, а также организациях сферы услуг. За счет вышеназванных факторов стандарты стали в гораздо большей степени ориентированы на принципы всеобщего контроля качества и интегрированный подход к управлению различными аспектами деятельности организации (включая наряду с качеством социальную и экологическую ответственность бизнеса, энергоэффективность и др.).
Успешные итоги применения TQMS во всем мире, а также рост экологической обеспокоенности закономерно поставили в начале 1990-х гг. вопрос о распространении аналогичных принципов на управление экологическими аспектами деятельности бизнеса. В процессе выработки позиции по данному вопросу в ISO, а также другими международными организациями обсуждался ряд предложений. В их числе:
- 1) прямая интеграция экологических аспектов в стандарты ISO серии 9000 посредством их определенного расширения и дополнения;
- 2) формирование самостоятельного стандарта на системы ЭМ при обеспечении возможно более полной преемственности с существующими международными стандартами, включая стандарты на управление качеством.
В результате преодоления ряда промежуточных этапов во второй половине 1990-х гг. в основном победила вторая позиция. Итогом этого и стало принятие двух международных стандартов EMAS и ISO серии 14000, в процессе разработки которых было напрямую учтено требование обеспечения преемственности с ISO серии 9000 и другими признанными системами менеджмента, включая терминологические и инструментальные аспекты данной проблемы.
Принятие стандартов EMAS и ISO серии 14000 рассматривалось как своеобразный водораздел, свидетельствующий о выработке принципиально нового подхода к экологическому управлению на микроуровне. Стандарты отразили и закрепили передовую практику проактивного экологического менеджмента, отвечающую принципу устойчивого, экологически безопасного бизнеса.
Движущими силами разработки и принятия новых стандартов также стали, с одной стороны, давление со стороны рынка и стейкхолдеров (в условиях возрастания их экологической обеспокоенности), желающих иметь объективное подтверждение экологической безопасности бизнеса, процессов его производства и производимой продукции; с другой — прямой интерес государственных (федеральных, региональных) регулирующих органов, рассматривавших стандартные системы ЭМ как обязательный элемент начавшихся с конца 1990-х гг. и продолжающихся поныне реформ экологического управления. Смысл этих реформ (см. параграф 3.2) и отвечающих им новых инструментов экологической политики состоит в формировании гибких и одновременно эффективных методов экологического управления, добровольных экологических соглашений, методов саморегулирования и самоконтроля.
В 2015 г. Международной организацией стандартизации было подготовлено и принято новое издание стандарта ISO 14001:2015, основное внимание в котором уделено интеграции положений пересматриваемого параллельно стандарта ISO 9001 в целях повышения совместимости этих двух стандартов и реализации нового поколения инструментов для управления экологическими аспектами организаций. Кроме того, в новом издании стандарта значительное внимание уделено требованиям к системе экологического менеджмента организации при специальном выделении вопросов стратегического менеджмента для обеспечения устойчивого развития бизнеса, что будет рассмотрено в последующих пунктах в рамках данной темы.
Подводя итоги прошедшего после 2004 г. периода применения предыдущей версии стандарта ISO 14001:2004, представители бизнеса отмечают, что приведение систем управления ООС в соответствие с международными стандартами позволило им обеспечить управление и контроль работы компаний в этой области и оценивать ее результативность и эффективность, сообразуясь с передовым международным опытом.
Вместе с тем Технический комитет ISO 207 на основе анализа практики применения предыдущего стандарта ISO 14001:2004 выявил ряд направлений его целесообразного совершенствования, включая необходимость проведения анализа контекста организации, управления рисками, жизненным циклом продукции и др.
Принципиальной особенностью новой версии международного стандарта ISO 14001 является изменение самой модели построения СЭМ и структуры нормативного документа. Данное изменение связано с введением международной организацией по стандартизации Директивы ISO/IEC Часть 1, согласно которой структура требований всех стандартов на системы менеджмента (экологического, энергетической эффективности, безопасности, качества и т. д.) приводится к единой форме и «базовому» содержанию. Данное усовершенствование сделано для удобства интегрированного внедрения стандартов на системы менеджмента на предприятиях и подразумевает управление организацией на основе принципов устойчивого развития, включая аспекты энергоэффективности, безопасности, качества, социальной ответственности и пр. Более того, все крупнейшие зарубежные компании, например BP, ExxonMobil или The Coca-Cola Company и др., уже применяют такой интегрированный подход и выстраивают свои системы менеджмента устойчивого развития, в которые интегрируются специализированные системы менеджмента [Славинский Д. А. Хорошавин А. В., Смирнова М. В., 2015].
К числу вносимых в стандарт изменений, наряду со стратегической ориентацией, относится его непосредственная связь с пакетом новых инструментов экологического менеджмента, включая управление жизненным циклом продукции/услуг, внедрение индикаторов экологической результативности, лидерство руководства и других, применение которых должно быть своевременно освоено бизнесом. Особой сложностью характеризуются изменения, обусловленные последовательной ориентацией новой версии на интегрированный подход, предполагающий согласование модели экологического менеджмента с требованиями, заложенными в других стандартах, включая, прежде всего ISO 9001, обновленная версия которого также введена в действие с 2015 г.
Среди наиболее значимых изменений находится и переход от тактического к стратегическому управлению природоохранными аспектами деятельности предприятий, что поддерживается новыми инструментами ISO 14001:2015 в части анализа контекста организации и рисков как основы ее экологической политики. В свете этих новых требований, экологический менеджмент компании, его инструменты и цели должны быть последовательно интегрированы в систему стратегического менеджмента, включая такие компоненты этой системы, как миссия организации, ее маркетинговая, операционная и финансовая стратегии [Пахомова Н. В., Хорошавин А. В., 2016].
Дополнительно необходимо отметить разработку и внедрение еще двух международных стандартов на системы менеджмента в смежных областях: ISO 50001:2011 в части менеджмента энергоэффективности и ISO 45001:2018 в области профессионального здоровья и безопасности.
Таким образом, комплексное применение нового поколения вышеуказанных международных стандартов ISO в области управления качеством, ООС, энергоэффективностью, профессиональным здоровьем и безопасностью, призвано обеспечить устойчивое развитие на микроуровне.