Формы управления различными видами экологических рисков

Изучая проблему рисков на уровне фирмы, необходимо иметь в виду, что реально связанный с рисками ущерб всегда наносится определенным стейкхолдерам, которые, в свою очередь, в той или иной форме реагируют на возникновение неблагоприятной для них ситуации. В результате возникают отношения между фирмой и стейкхолдерами, которые можно рассматривать как своеобразные трансакции или обмен формальными и неформальными правовыми позициями (контрактами). Пока реакция стейкхолдеров не определена, для фирмы существует экономический риск, а тем самым и в целом экологический риск фирмы (как он был определен в п. 6.3.1).

Из этого следует, что задача риск-менеджмента состоит в создании таких институтов, которые способствуют уменьшению подобной неопределенности и связанных с ней рисков. Данные институты могут выступать в форме договоров, норм, правил поведения и т. д. Большое значение в риск-менеджменте имеет также идентификация возможных стейкхолдеров, среди которых все большую роль начинают играть (особенно в странах с развитой демократией) неформальные организации (партии «зеленых», общества по защите прав потребителей и т. п.).

Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является также наличие налаженной информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита, ОВОС и т. д. Кроме того, важна и соответствующая подготовка всей организации и персонала фирмы. Особенности риск- менеджмента применительно к представленной выше (см. рис. 6.9) классификации экологических рисков можно видеть на рис. 6.10.

Риск-менеджмент для случая А2. В данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом. У предприятия есть следующие варианты риск-менеджмента. Для случая действующего производства — избежание или уменьшение возможного риска, связанного, например, с возможностью возникновения технологических аварий, сопровождающихся значительными негативными последствиями для ОС. Управление подобными рисками возможно путем своевременной модернизации оборудования на базе наилучших доступных технологий. Также возможно перераспределение экологических рисков между самим предприятием и стейкхолдерами (скажем, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон) или заключение договоров с фирмами, специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций.

Риск-менеджмент для случая А1. Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределения информации между фирмой и стейкхолдерами. Поэтому основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О. И. Уильямсону [Williamson О. Е., Masten S. Е., 1999], средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы.

Основные разновидности и особенности риск-менеджмента

Рис 6.10. Основные разновидности и особенности риск-менеджмента

Разновидности экологического сигналинга предприятия (организации):

  • • проверяемые самоограничения или обязательства в области ООС;
  • долгосрочные, связывающие фирму природоохранные инвестиции (например, в строительство водоохранных сооружений);
  • экологический спонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив);
  • условные договоры (например, обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы).

Под сигналимом понимается поведение фирмы, противоположное оппортунистическому (т. е. преследующему корыстные интересы), которое позволяет убедить стейкхолдеров в реальной готовности компании решать свои экологические проблемы. Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.

Стратегия улучшения репутации включает в качестве одной из возможностей сигналинг, а также различные формы Public Relations. Другим средством улучшения экологической репутации фирмы является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля (например, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов).

Риск-менеджмент для случаев В1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между фирмой и стейкхолдерами, в особенности для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессов обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате за воздействие на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить или ликвидировать неопределенность для фирмы, связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимого их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определенных пределах) окружающей среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейкхолдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск- менеджмента в рассматриваемом нами смысле является сертификация систем ЭМ на их соответствие ISO 14000.

Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует многочисленная группа стейкхолдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определенности (например, неформальные экологические организации, местные общины и т. п.). Для регулирования взаимоотношений с ними надо развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между фирмой и ее разнообразными стейкхолдерами. При этом дизайн договоров определяется фирмой и стейкхолдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формализованными институтами (экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т. п.).

Как упоминалось ранее, к числу наиболее значимых изменений в области риск-менеджмента относится применение анализа внешних вызовов (контекст организации), возможностей и рисков в качестве основы экологической политики и СЭМ организации. Такая «организационная инновация» имеет принципиальное значение для всех предприятий, предполагая перестройку и систем внутреннего корпоративного управления, и механизмов взаимодействия организации с окружением при их ориентации на стратегические цели.

Интересен в этой связи опыт модернизации конкурентной стратегии и концепции устойчивого развития крупнейшей нефтегазовой компании Saudi Aramco. В ее стратегии указано, что в нынешних условиях имеются ограниченные возможности роста для компаний добывающего сектора, а также, что сама величина бизнеса может помешать достижению успешных финансовых результатов. Для преодоления подобных вызовов Saudi Aramco выстраивает систему устойчивого развития путем создания комплексной энергохимической компании по всей цепочке создания добавленной стоимости на основе углеводородного сырья. Одновременно ею ставится цель достижения лидерства в области развития альтернативных технологий и инноваций для будущего успеха и самой компании, и Королевства Саудовская Аравия. Отметим, что такая стратегия в полной мере соответствует комплексному и долгосрочному подходу к экологическому менеджменту, заложенному в новый стандарт ISO 14001:2015.

Ряд российских предприятий также активно внедряет инструменты риск-менеджмента (см.: [Пахомова Н. В., Хорошавин А. В., 2016]). К их числу относится компания «Лукойл», в которой была разработана целая система документов в области риск-менеджмента, включая соответствующие политику, положение и методику по управлению рисками, для реализации которых также был внедрен соответствующий программный продукт. Для эффективного управления рисками в каждой дочерней компании группы «Лукойл» назначается администратор управления рисками, определяется так называемый риск-аппетит (уровень риска, принимаемый компанией как приемлемый на базе расчета реалистичного и пессимистичного сценариев) и разрабатываются мероприятия по реагированию на риск. Что касается приоритетности для компании различных видов риска, то в Отчете в области устойчивого развития группы «Лукойл» за 2016 год отмечается, что основные экологические риски для нее связаны с волатильностью требований российского законодательства в данной области. В отдельных регионах присутствия компании «Лукойл» идентифицируемый в качестве важного риск несоответствия производств новым экологическим нормативам может потребовать дополнительных затрат на установку средств измерений, рынок которых в России ограничен[1].

  • [1] Отчет о деятельности в области устойчивого развития 2015—2016. URL:https://csr2015-2016.lukoil.ru/ (дата обращения: 10.07.2020).
 
Посмотреть оригинал
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ   ОРИГИНАЛ     След >