Профессиональная культура как инструмент большой Культуры

Для нас вышеописанные определения важны постольку, поскольку они касаются и понятия "индивидуальное творчество", об основах формирования которого шла речь в предыдущей главе. В профессиональной деятельности журналиста творческая составляющая и индивидуальные технологии – одни из важнейших характеристик личности. Но ведь массово-коммуникационное творчество возможно только в рамках описанных нами констант, оно исторично. А профессиональная культура – некий "инструмент", помогающий расширить горизонты большой Культуры и подтвердить значимость ее исторических, экономических, психологических и ряда других основ. Наше понимание профессиональной культуры журналиста предполагает анализ и такой ее составляющей, как результативность. Ведь в конечном итоге речь должна идти не о самодостаточности журналистского творчества, а о параметрах взаимовлияния с аудиторией СМИ, об установлении при посредстве журналистов диалоговых отношений власти и общества и т.д. и т.п.

Профессиональное сознание (или, по-другому выражая суть, диалогическое сознание), системное формирование которого в целом и является одной из сверхзадач системы профессиональной культуры, – духовная основа реальной профессионально-практической деятельности журналиста. Оно обладает относительной самостоятельностью, но взаимосвязано с современными технологическими основами любого вида деятельности индивида.

Движущей силой развития профессионального сознания, на что мы и будем опираться в своей методике, выступает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Отражением этого процесса является, как мы уже отмечали в первой главе, говоря о предмете "Психологии журналистики", профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной профессиональной, политической, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого. Именно в профессиональном самосознании выкристаллизовывается, к примеру, осознание общности интересов, формируются и функционируют механизмы социально-психологической консолидации группы и поддержания стабильности ее социального положения.

Профессиональное мировоззрение как элемент профессиональной культуры отражает не только общую, но и социальную картину мира. Именно последняя обеспечивает интеграцию профессиональной группы в процессы производства материальных и духовных основ общественной жизнедеятельности, формирует ее социальную позицию по отношению к реальности, к перспективам развития общества, а в конечном итоге – способствует формированию у нее специфического профессионального самосознания.

Во многом обуславливаемое сегодня технологией и объективной логикой массово-коммуникационной деятельности профессиональное мышление, в свою очередь, выступает в качестве организующего начала в процессе становления и самоопределения журналистики и дальнейшего развития данного вида профессиональной деятельности как истинно творческого.

Причем в новейших исследованиях отмечается, что "состояние системы профессионально-этических регуляторов журналистского поведения в настоящий момент указывает на две возможных линии в развитии способа журналистского творчества: линию, ведущую к этической и социальной полноценности профессии (позитивный вариант развития способа), и линию, чреватую возможностью сделать профессию этически ущербной, социально несостоятельной (негативный вариант развития способа). Этот вывод вполне согласуется с теми прогнозами развития журналистики, которые сегодня бурно обсуждаются профессиональным сообществом"[1].

Следовательно, как организующее начало профессиональная культура журналиста есть способ формирования и мера реализации социальных и индивидуальных сущностных сил субъектов профессиональной деятельности (журналистов) во благо всего общества, а не отдельных его групп, что, как свидетельствует практика деятельности отечественных СМИ, сегодня распространено почти повсеместно.

Современный подход к обоснованию взаимосвязи профессиональной культуры журналиста как некоей подсистемы с социальной реальностью обуславливается так называемым полипарадигмальным подходом и настоятельной необходимостью соединения традиционных способов анализа с возможностями, которые дают новые информационные технологии. Полипарадигмальный подход предполагает не системность исследовательских парадигм, касающихся теории и практики журналистики, в антитетическом отношении "либолибо", а согласованность результатов, получаемых с помощью различных парадигм, в гетеротетическом "кактак и".

Это, во-первых, позволяет создать, и мы в этом уверены, разное "видение" объектов, включаемых в понятие "профессиональная культура журналиста", во-вторых, способствует более полному и разностороннему представлению о них на основании имеющихся отечественных и зарубежных источников.

Подытожим вышесказанное. Итак, синтетическое, целостное видение поля исследования практической журналистики в контексте большой Культуры очень важно для формулирования задач методологического характера при изучении направлений развития профессиональной культуры журналистики. Это позволяет не только глубже, системнее анализировать предметы исследования, но и расширить сам их круг. Рассмотрение же журналистики как одного из способов вовлеченности в мир, социальный аспект данного рода деятельности позволяет сформулировать одну из ее главных задач в современных условиях, как развитие в целом сознания, интеллекта нации. Из чего следует вывод: журналистика как социальный институт должна прежде всего вносить смысл в жизнь, а не являть только набор фактов (зачастую случайных или преднамеренно выстроенных кем-то) о ней.

  • [1] Клёсова О. А. Способ творческой деятельности журналиста на современном этапе: дис. ... канд. филол. наук. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2013. С. 168.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >