Плакат как исторический источник
Плакат – броское, как правило, крупноформатное (листовое) изображение (рисунок, фотография, коллаж), часто сопровождающееся кратким текстом, выполняющее задачи агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения.
Плакаты условно можно разделить на следующие основные типы:
- – политический, выполняющий роль агитатора и пропагандиста;
- – культурный, информирующий о духовных ценностях, включающий несколько жанров, в том числе зрелищный, выставочный, книгоиздательский и др.;
- – торговый, рекламирующий товары;
- – социальный, пропагандирующий базовые социальные ценности.
Как автор первого художественного плаката известен французский художник 1860-х гг. Ж. Шере. Он сформулировал основные принципы плаката: броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), лаконичность, возможность воспринять изображение и текст "на ходу".
Непосредственными предшественниками плаката можно считать рекламную вывеску и печатную афишу. Выдающийся русский художник К. С. Петров-Водкин писал, что в России именно "обилие разноязычных народностей и подавляющая неграмотность требовали предметной рекламы, разъясняющей направление для спроса". Наиболее ранние печатные литографии были с сюжетами, типичными для русского лубка XIX в.
Лубок (луб – липовая доска, на которой вырезали штамп) – напечатанные на бумаге стандартного размера (40 × 30 см) картинки с подписями. Они печатались с деревянных штампов, позже деревянные доски заменили медными. Часто картинка сопровождалась письменными пояснениями, существовали и текстовые лубки, представлявшие собой "транскрипцию" живой разговорной речи. В Петровское время с помощью лубка власти пытались внедрить в массовый быт новые обычаи.
В XIX в. лубки партиями отправляли в деревню, где "артели" из детей и женщин раскрашивали оттиски от руки. Низкая квалификация и торопливость исполнителей нередко приводили к тому, что цветовые пятна выходили за пределы контура. Со временем эта погрешность стала отличительной чертой русского лубка, ставшего одним из самых значимых явлений массовой культуры, носившего и информационный характер: в период Русско-японской войны выпускались лубки с изображением гибели "Варяга", бомбардировки Владивостока и пр.
Лубок – вид графики, "народная картинка", отличающаяся простотой и доступностью образов.
Отличительными чертами русского лубка являются схематичность изображения, выделение (размером, цветом) значимых изображений, контрастность и яркость цветов, выход за контуры цветового пятна, нарушение законов перспективы, соразмерности изображенных объектов.
Важнейшая функция лубков – их "публичность", способность собирать около себя обширную аудиторию. Недаром именно к жанру лубка обращались авторы в тяжелые годы Отечественной войны 1812 г., Первой мировой и Гражданской войн.
Н. В. Нор считает, что популярность лубка объяснялась ощущением причастности к недоступному, которое он создавал у читателя, как к далекому по теме (например, виды дальних стран, сказки, жития святых), так и малодоступному но цене (книги, иконы и др.). По мнению Л. Петрова, в течение XVIII–XIX вв. лубок выступал как "народное телевидение". Ежегодный тираж лубков в 1870-х гг. составлял 20–25 млн экземпляров. Лубок был для народа "и букварем, и учебником, и газетою, и моральным наставником, и патриотическим проповедником", и даже многосерийным информационным иллюстрированным изданием.
Как известно, изображение несет значительно больший объем информации, чем письменный текст, что во многом обусловило появление художественного плаката, который соединил в себе принцип информативности и рекламы изобразительными средствами, свойственный вывеске, и использовал форму афиши, способ ее изготовления, взяв от нес и небольшой текст. Тогда же, в конце XIX в., в русском языке как калька с немецкого (das Plakat, от фр. placard – объявление, афиша) стало употребляться слово "плакат".
В период Первой мировой войны оформился русский политический плакат, апеллировавший к патриотическим чувствам с помощью хорошо известных в народе образов былинных богатырей, а также весьма реалистичных русских солдат (раненых или находящихся в окопах). Выпускались плакаты о помощи раненым и беженцам, военных займах, мобилизации.
В годы Гражданской войны прямым продолжением лубочных традиций стали "Окна РОСТА". Они рисовались от руки красками по трафарету и определяли лубочную эстетику подобных плакатов: наглядность, доступность для понимания любой аудиторией, упрощенную графику, схематичность, одноцветность внутри контура. В. В. Маяковский определил этот жанр как "распубликование декрета частушкой".
Советское государство использовало все возможные средства агитации и пропаганды, особенно в ее наглядных формах: живопись, скульптуру, графику (и особенно – плакат), которые в силу простоты визуального восприятия обладали определенным преимуществом перед литературой.
С. Ф. Лисовский в работе "Политическая реклама" сформулировал ряд требований к плакату:
- – плакат должен поражать; формат, цветовое решение должны интриговать, вызывать любопытство;
- – плакат должен быть тщательно выстроен композиционно: его композиция должна быть ясна, "как геометрическая фигура, как скелет строящегося дома";
- – плакат должен быть динамичным, вклиниваться в создание зрителя, будоражить его, толкать вперед;
- – плакат должен быть быстро читаемым; мысль – излагаться кратко, телеграфно; шрифт – четким, крупным;
- – плакат должен быть общедоступен и понятен.
Этим принципам отвечали плакаты первых лет Советской власти, бывшие повсюду: на стенах домов, в витринах, в заводских цехах, на вокзалах. Всякий, срывавший плакат или заклеивавший его афишей, мог быть принят за контрреволюционера.
По подсчетам Б. С. Бутника-Сиверского, за 1918–1921 гг. большевики выпустили не менее 835 политических и 1015 военных плакатов. С середины 1918 г. их производство было поставлено на поток. Они издавались ВЦИК, наркоматами, Реввоенсоветом, Госиздатом. Плакаты, создаваемые от руки и размножаемые методом трафаретной печати, массово появились в 1919 г. в виде "Окон сатиры РОСТА" в Москве. Каждое существенное событие на фронте или в тылу находило отклик: через несколько часов после получения телеграфного бюллетеня, опережая газеты, в витрине РОСТА висело очередное "Окно сатиры". К концу Гражданской войны многие "окна" печатались большим тиражом в типографиях более чем в 30 городах России. Часто графические изображения на плакате сопровождались текстом в виде лозунга, призыва, нередко в форме стихотворных строк, выдержек из периодической печати, высказываний вождей.
На XII съезде РКП(б), состоявшемся в апреле 1923 г., была дана установка на переход от митинговой агитации к массовой пропаганде. В циркуляре РКП(б) "Об агитпунктах" отмечалась, что политические плакаты важны, так как рабочий и крестьянин, пришедший в клуб, по ним должен наглядно постичь смысл политики партии. В эти годы издательство Главполитпросвета выпускало плакаты политико-просветительского характера, Госвоениздат пропагандировал добровольные общества (Авиахим, Добролет), Центросоюз развернул агитацию за кооперирование крестьян, смычку города и деревни. Плакаты 1920-х гг. печатались на тонкой непрочной бумаге, в основном в одну-две краски, небольшим тиражом 10–25 тыс. экземпляров вследствие бумажного голода и скудости полиграфической базы.
Решение "О плакатной литературе" ЦК ВКП(б), принятое 11 марта 1931 г., констатировало "недопустимо безобразное отношение к плакатнокартинному делу со стороны различных издательств... что нашло свое отражение в выпуске значительного процента антисоветских плакатов". Издательства были объединены в издательство "ИЗОГИЗ". Для систематической работы с кадрами плакатистов было создано объединение художников-плакатистов, или объединение русских революционных плакатистов (ОРРП), возглавляемое Д. Моором. Руководство "плакатной продукцией" в связи с этим передавалось Отделу агитации и массовых кампаний ЦК, вводилась система жесткого идеологического рецензирования с привлечением не только официальной цензуры, но и слушателей Института красной профессуры.
В апреле 1932 г. в Третьяковской галерее в Москве открылась всесоюзная выставка "Плакат на службе пятилетки", а в декабре 1932 г. в Государственном историческом музее в Москве – "Классовый враг в СССР". Рекламно-торговые, промышленные, книгоиздательские, кино- и театральные плакаты отныне становились прежде всего агитационно-политическими. В 1930-е гг. типажи героев плакатов сближались с образами реальных современников, а их действия характеризовались конкретной направленностью. Особое развитие получили плакаты праздничного характера, задачей которых являлось оформление партийных лозунгов. Обычно они приурочивались к годовщинам Октября, выборам, открытию выставок.
В годы Великой Отечественной войны центром издания плакатов стало Государственное издательство "Искусство", в Ленинграде издавался "Боевой карандаш", как самый оперативный вид плаката возобновились "Окна ТАСС", широко распространявшиеся по всей стране и даже переправлявшиеся в немецкий тыл. В них работали почти все плакатисты-профессионалы (Д. Моор, Кукрыниксы и др.) и известные поэты (Д. Бедный, С. Я. Маршак, В. И. Лебедев-Кумач и др.).
По вопросам, связанным с плакатной графикой, 30 ноября 1948 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) "О недостатках и мерах улучшения издания политических плакатов". Через три года состоялось Всесоюзное совещание по политическому плакату, плакатному делу была посвящена редакционная статья газеты "Правда" от 25 апреля 1952 г.
В послевоенный период расширился тематический диапазон плакатов: появились социальные, рекламные, инструктивные плакаты, не только рисованные, но и созданные фотографическим способом.
Источниковедческий анализ подразумевает знакомство с художественным языком плаката, который М. С. Каган определяет как "переходную зону от повседневности к практической жизни человека в искусстве".
В графическом дизайне искусствоведы выделяют несколько основных художественных стилей:
- – неорусский (традиционализм), уделявший огромное внимание точности, подробности воспроизведения деталей, орнаментов, изображению древнерусских персонажей; традиционализм вновь проявился на рекламных материалах во второй половине XX в.;
- – модерн, утвердившийся в начале XX в., которому были свойственны утонченность, приглушенные цвета, преобладание плавных линий; модерн широко использовался и в политических плакатах периода Гражданской войны;
- – стиль художественной группы "Мир искусства", ретроспективный, обращенный в прошлое;
- – революционно-нэповский период авангардных поисков, связанный в основном с понятием конструктивизма;
- – постнэповский период господства социалистического реализма в искусстве;
- – современный – период творческих экспериментов, с одной стороны, и натурализм, влияние массовой культуры – с другой.
Для каждой стилевой эпохи характерно бытование определенных шрифтов, цветов, визуальных образов. Так, конструктивизму была свойственна склонность к простым четким формам и рубленые, с острыми углами, шрифты. Начертания более поздних шрифтов становятся круглее, появляются так называемые рукописные шрифты, курсив. Для создания графической выразительности не менее важен цвет. Бессознательная цветовая память играет важную роль в процессе восприятия действительности. Красный, являвшийся основным для советского плаката, обычно символизирует высокую активность, агрессию, борьбу; реже появляются синий, зеленый, фиолетовый. Синий и зеленый цвета (интеллектуальные, глубокие, меланхоличные) встречаются в основном на рекламных плакатах 1930-х гг., а также в начале 1960-х гг. во времена "оттепели". Время влияет и на принципы соотношения фигуры и фона, например, если в 1920-е гг. было иногда трудно разобрать, что является фигурой, а что – фоном, то к середине 1930-х гг. все стало очевидно: фигура Сталина на фоне знамени, воин на фоне Рейхстага, ударница на фоне полей. Если в качестве персонажей плакатов не выступали вожди, то ими становились люди из народа, либо положительные (рабочие, колхозники, физкультурники), либо резко отрицательные (кулаки, шпионы, алкоголики). Таким образом, зная особенности культурного окружения, всегда можно понять, что хотел сказать автор плаката, раскодировать его смысл.