РУССКИЕ ЗЕМЛИ В СЕРЕДИНЕ XII - НАЧАЛЕ XIII ВЕКА

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • • причины и следствия распада Русского государства в начале XII в.;
  • • названия обособившихся княжеств, имена и деяния самых выдающихся правителей;
  • • причины успехов и неудач княжеской дипломатии изучаемого периода;
  • • достижения культуры Руси периода политической раздробленности;

уметь

• применять полученные базовые знания при самостоятельной работе с источниками и специальной исследовательской литературой;

владеть

  • • навыками обобщения, анализа имеющейся информации о Русском государстве XII – начала XIII в.;
  • • навыками работы с историческими источниками по изучаемой теме.

Начало политической раздробленности

В современной исторической науке датой начала политической раздробленности на Руси считается 1132 г., когда умер великий киевский князь Мстислав Великий.

После его смерти на Киевский "отчий золотой стол" взошел старший из Мономашичей – Ярополк. Его переход в стольный Киев был оговорен рядом условий, продиктованных ему Мстиславом, взявшим с брата слово, что освободившееся Переяславское княжение отойдет его сыну Всеволоду, сидевшему в Новгороде. Но замысел покойного князя: против этих договоренностей выступили сводные братья Мстислава и Ярополка Юрий Суздальский (Долгорукий) и Андрей (Добрый) Владимировичи, объявившие, что согласно лествичному праву Переяславль должен перейти старшему после Ярополка Мономашичу – его младшему брату Вячеславу, шестому сыну Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской. Выступив в поход, Юрий выгнал из Переяславля Всеволода, вынужденного вернуться в Новгород. Ярополк попытался решить дело миром и передал ставший яблоком раздора город другому брату – Изяславу, княжившему тогда в Полоцке. Такое решение стало роковым: в Полоцке произошел переворот, в результате которого к власти вернулись изгнанные Мстиславом Владимировичем в Византию потомки местной династии, немедленно оборвавшие все отношения с Киевом. Поскольку и кандидатура Изяслава не устроила Юрия, княжить в итоге стал законный наследник – Вячеслав Владимирович. Изяславу ненадолго достались города, принадлежавшие ранее Вячеславу (Туров и Пинск). Он был вынужден вернуть их не прижившемуся в Переяславле дяде. Изяслав уехал в Новгород, к брату Всеволоду Мстиславичу, и вместе с ним в 1134 г. начал войну с Юрием Долгоруким, считая его виновником всех своих бед. В сражении у Ждан-горы на реке Кубрь 26 января 1135 г. братья были разбиты суздальцами и отступили. В том же году спорный Переяславль был отдан Ярополком Юрию Долгорукому в обмен на его Залеские владения с Ростовом и Суздалем. Выступление коалиции Мстиславичей и Ольговичей против Ярополка привело к тому, что Юрий вернулся в Ростов, в Переяславль был переведен Андрей Добрый, а Изяслав Мстиславич сел на Волыни, позже ставшей его отчиной.

Поддержал Мстиславичей Всеволод Ольгович, представитель совсем другой ветви Рюриковичей (Всеволод был женат на Марии Мстиславне, сестре Всеволода, Изяслава и Ростислава Смоленского). После смерти Ярополка в 1139 г. он выгнал из Киева севшего было там на престол Вячеслава Владимировича и сам стал княжить в городе.

Очевидно, именно Переяславский конфликт перессорил Мономашичей, на время потерявших контроль за Киевом, и привел к серии больших и малых войн. Долгое время основной целью враждовавших князей оставался "золотой киевский стол". За него вскоре развернулась непримиримая борьба между все тем же ростовским князем Юрием Долгоруким и его племянником Изяславом Мстиславичем, укрепившемся во Владимире- Волынском, но пользовавшемся популярностью у киевлян, дважды призывавшим его к себе на княжение.

Усобицы из-за Киева превратили близлежащие земли в арену частых военных действий, в ходе которых разорялись города и села, а население угонялось в плен. Жестоким погромам подвергался и сам Киев.

Таким образом, как отмечал еще А. Г. Кузьмин, первая причина наступившей политической раздробленности лежит на поверхности. Это – династические противоречия между князьями, их борьба за киевский великий стол. Но существовали и другие причины, способствовавшие распаду былого единства Руси. К ним относятся ослабление внешней опасности со стороны половцев, вытесненных Святополком Изяславичем и Владимиром Мономахом на Кавказ, за Волгу и Дон. Сказалось и экономическое развитие отдельных земель, не связанных, однако, прочными торговыми связями с Киевом. Постоянный переход князей из города в город раздражал и их самих, вынужденных оставлять обжитой удел, и местное население, заинтересованное в стабильности власти в своем регионе, особенно когда волость покидал популярный и рачительный хозяин.

Порядок наследования в роду Рюриковичей предполагал, что после смерти великого князя Киевский престол переходит к следующему по старшинству мужчине в роду. Если были живы братья умершего князя, то начинал править старший среди них. Если же братьев не оставалось, то княжение переходило к старшему сыну последнего правителя. Но в этом случае обиженными оказывались сыновья других братьев умершего князя, так как их потомство фактически навсегда отстранялось от "золотого киевского стола".

Отсутствие прочных политических и экономических связей неизбежно вело к распаду Русской державы. А особенности наследования престола, принятого у князей Рюриковичей, вражда между старшими и младшими Мономашичами, Ольговичами и полоцкими Изяславичами только усугубили этот процесс.

Каждое из обособившихся в XII в. княжеств было самостоятельным сложившимся государством. Князья, правившие в них (в Новгороде, а позже в Пскове и Вятке – боярские правительства), обладали необходимым суверенитетом ("думали о строе земельном и о ратех"), т.е. распоряжались внутренними делами и имели право объявления войны и заключения мира и любых союзов, хотя бы и с половцами.

В то же время "столицей столиц" до монгольского нашествия продолжал оставаться Киев как исторический и духовный центр русского мира.

Мнение историков

Предположение о переносе в 1169 г. столичных функций из Киева во Владимир ошибочно, как показано А. 11. Толочко[1] и А. А. Горским[2]. Последний связывает появление этого тезиса в московской литературе XVI в. с желанием подчеркнуть преемственность власти московских государей от первых киевских князей.

Период политической раздробленности – закономерный этап развития русского общества. Длился он почти 350 лет – с 30-х гг. XII в. по конец XV в., подразделяясь, в свою очередь, на две фазы:

  • 1) время "естественной" раздробленности домонгольской поры, когда существование самостоятельных княжеств объяснялась комплексом объективных причин, признаваемых и князьями, и большей частью их подданных;
  • 2) время искусственно сдерживаемой централизации страны в период ордынского владычества над Русью. Ханы старались сохранить многокняжие на Руси, видя в любой попытке объединения русских земель угрозу своей власти над ними.

На момент распада государственного единства Руси образовалось 12 княжеств: Киевское, Черниговское, Смоленское, Ростово-Суздальское, Новгородское, Муромское, Перемышльское, Теребовльское, Полоцкое, Туровское, Переяславское, Владимиро-Волынское. Тмутараканское княжество к этому времени пало, захваченное либо половцами, либо касогами (последний раз оно упоминается в летописях под 1094 г.).

Однако процесс дробления образовавшихся княжеств-государств продолжался, становясь все интенсивнее. Для его характеристики исследователи иногда употребляют термин "атомизация" в значении распада прежнего целого до мельчайших частей (можно вспомнить характерную поговорку: "В Ростовской земле князь в каждом селе"). В начале XIII в., накануне нашествия Батыя, па Руси было около 50 княжеств, а в XIV в. – примерно 250, после чего обнаружилась обратная тенденция: все более быстрое поглощение русских земель усилившимися Московским и Литовским государствами.

У происходившего в XII–XIV вв. процесса обособления княжеств было три отрицательных следствия:

  • • рост княжеских усобиц, взаимного недоверия даже между ближайшими родственниками, вовлечение во внутренние конфликты иноплеменников – половцев, венгров, поляков;
  • • заметное ослабление военного потенциала Руси – не только из-за невозможности сосредоточить все наличные войска на опасном рубеже, но и вследствие разнообразия их тактической подготовки и характера вооружения. Особенности военной подготовки дружин на северо-западе или юго-западе страны не соответствовали реалиям ведения боевых действий на юго-восточных рубежах. В первом случае противником были тяжело вооруженные рыцарские армии, во втором – легкоконные половецкие орды;
  • • внутри самих княжеств зарождались острые конфликты между князьями и боярством, превратившимся в реальную силу, стремившуюся ограничить реальный или потенциальный княжеский произвол. В ряде случаев (в Новгороде и Пскове), это фактически свело на нет влияние князей на государственные дела.

Однако были и положительные следствия разделения Руси на самостоятельные княжества. Во-первых, управление ими стало более упорядоченным. Для князей города, в которых они "сидели", стали "отчиной", наследственным держанием, а не временным владением. От их действий теперь зависели процветание и развитие принадлежавшей им волости, основа благоденствия и их самих, и их детей.

Во-вторых, возросла хозяйственная самостоятельность русских земель, начали использоваться новые производственные технологии. Именно в XII в. на Руси появляются водяные мельницы, начинают применяться каменные литейные формы, совершенствуется ремесло, прежде всего ювелирное и оружейное. Многие мастера уже работают не на заказ, а на рынок. Русские кузнецы в XII в. знали не менее 16 различных специальностей и умели изготовлять до 150 видов изделий из железа и стали.

В-третьих, произошел настоящий расцвет русской культуры. В княжеских столицах шло интенсивное военное, гражданское и церковное строительство. При этом значимые здания – княжеские терема, храмы, монастыри – должны были как минимум не уступать имеющимся у соседей, а по возможности превосходить их. В каждом большом княжестве появляется свой епископ или даже архиепископ (гам, где их не было раньше), окормляющий всю епархию, часто совпадающую с территорией княжества. В этот период создаются епархии Смоленская (1136), Рязанская (1187), Владимиро-Суздальская (1214), Перемышльская (1219), Угровская (Холмская) (1219–1240), Луцкая (1288). В каждом княжестве стало вестись собственное летописание, прославляющее своего князя-кормильца.

Умножилось число городов. В IX–X вв. летопись фиксирует существование на Руси 24 городов. В XI в. их было уже 89, на рубеже XII–XIII вв. – 224, а к началу монгольского вторжения (30-е гг. XIII в.) – около 300 городов. Города быстро росли и богатели, становясь крупными центрами торговли и ремесленного производства. Однако княжеские усобицы зачастую мешали развитию городов. Так, Киев в 1169 г. был жестоко разорен войсками Андрея Боголюбского, а в 1203 г. еще более страшно – Рюриком Ростиславичем.

  • [1] Толочко А. II. История Российская Василия Татищева. Источники и известия. М.; Киев, 2005. С. 411-419.
  • [2] Горский А. А. Русь от славянского расселения до Московского царства. М.: Языки славянской культуры, 2004. С. 6, 147.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >