Великое княжество Литовское и западные русские земли в XIII–XV вв.

Соперником Москвы в деле объединения русских земель выступило Великое княжество Литовское, восточноевропейское государство, в период своего могущества (XIV – начато XV в.) являвшееся крупнейшим в Европе. Официальным его названием было "Великое княжество Литовское, Русское и иных".

Возникновение Литовского государства

В лесистом междуречье Западной Двины и Вислы жили племена жемайтов (жмудь), аукштайтов, ятвягов, пруссов, куршей. Подобно славянам-соседям, они занимались в основном земледелием и лесными промыслами. С этими племенами постоянно конфликтовали полоцкие, новгородские и Галицко-Волынские князья, отражая частые нападения литовцев на пограничные земли. В XIII в. сдерживать этот натиск стало труднее из-за монгольского вторжения, сокрушившего ряд русских княжеств и серьезно ослабившего военный потенциал уцелевших. Именно в это время и складывается литовская государственность, на формирование которой повлияли перевод Тевтонского ордена из Трансильвании в Мазовию (1225) и создание в Прибалтике ордена меченосцев (1202). Одной из главных задач немецких рыцарских орденов было обращение силой оружия литовских язычников в католическую веру. Рыцари быстро покорили Пруссию и Ливонию, создав угрозу для литовских племен. Им поневоле пришлось объединяться против завоевателей.

Первым достоверным свидетельством политического объединения литовских князей считается договор, подписанный в 1219 г. между ними и правителями Волынской земли Данилой и Васильком Романовичами.

В числе заключивших этот договор был и Миндовг, впоследствии ставший первым Великим князем Литовским и единственным литовским королем.

Результатом объединения прежде разрозненных племен стали успешные действия литовских войск. Уже в 1236 г. в битве при Сауле они разгромили главные силы ордена меченосцев. В битве погиб возглавлявший поход великий магистр Фольквин фон Наумбург. Пало 48 рыцарей и множество их слуг и союзников. Орден оказался на краю гибели, и тогда римский папа Григорий IX благословил его объединение с Тевтонским орденом, более мощной военно-политической организацией.

Впрочем, католическая курия зачастую действовала не силой оружия, а дипломатией, поддерживая тех князей, положение которых становилось неустойчивым. Первым большим успехом на этом пути стало крещение Миндовга. В борьбе за власть его стал одолевать племянник Товтивил, которого поддерживали князь Данила Галицкий и жемайтский (жмудский) князь Викинт. Тогда-то, в 1251 г., Миндовг объявил о крещении и был признан в католическом мире "королем Литвы".

Крещение по латинскому обряду почти на десятилетие ввело Литву в политическую систему Европы. Но в 1260 г. жемайты (жмудь) без поддержки Миндовга, но под предводительством его племянника – Треняты, в битве при Дурбе одержали победу над войском Тевтонского ордена и его датских и шведских союзников. Согласно Ливонской рифмованной хронике и хронике Петра Дуйсбургского, в сражении погибло 150 рыцарей ордена, много простых воинов, пали магистр Бурхард фон Хорнхаузен, маршал Генрих Ботель, командовавший датскими и шведскими отрядами принц Карл.

Сокрушительный разгром рыцарского войска побудил Миндовга отринуть католическую веру. Он вернулся к язычеству и начал войну с Тевтонским орденом. Несмотря на непрекращающиеся распри между литовскими князьями, Миндовг и его наследники получили время для укрепления своей власти на подконтрольных территориях, границы которых они стали расширять на восток и юг.

Еще при Миндовге в состав его государства вошла Черная Русь – земли в верховьях Немана, где находились города Новгородск (ставший столицей Литвы), Гродно, Слоним, Волковыск, Несвнж, Здитов, Турийск и Мозырь.

Еще более значимыми были приобретения великих князей Гедимина и особенно Ольгерда Гедиминовича.

Гедимин, правивший Литвой в 1316–1341 гг., установил династические связи с ведущими монархическими домами Восточной Европы: его дочери были замужем за польским королем Казимиром III (Альдона, в крещении Анна), галицким князем Юрием II Болеславом (Офка, в крещении Евфремия), тверским князем Дмитрием Грозные Очи (Мария) и московским князем Семеном Гордым (Айгуста, в крещении Анастасия). При Гедимине впервые упоминается Вильно (1323) как столица Великого княжества Литовского. Под его власть перешли Полоцк, Брест, Витебск, Туров и Пинск. Взяв под свою руку многие русские города и земли, Гедимин, тем не менее, сохранил традиционный социальный строй и порядок управления в этих землях ("старины не рушаем, новины не вводим"), не препятствовал распространению православия – пять из семи его сыновей крестились по греческому обряду.

Его сын и наследник Ольгерд разработал достаточно действенную стратегию собирания всех русских земель под знаменами Великого княжества Литовского. Этой стратегии он следовал на протяжении своего тридцатилетнего правления – с 1345 по 1377 г. Реализовывал он ее через прямое вмешательство в борьбу русских князей за великое княжение владимирское и в церковные дела Русской митрополии, окормлявшей тогда и литовские земли. Формальным поводом для вмешательства в распри северо-восточных соседей для Ольгерда стала защита интересов его родственника по линии жены, Михаила Тверского. Именно по призыву тверского князя Ольгерд дважды, в 1368 и 1370 г., являлся под стены Москвы, но, так и не сумев овладеть поставленной там белокаменной крепостью, заключил с Дмитрием Донским мирный договор на его условиях.

Успехом своей восточной политики Ольгерд во многом был обязан брату Кейстуту, сдерживавшему агрессию немецких рыцарей. Пользуясь этим, он установил контроль над политикой смоленских князей, а в 1362 г., воспользовавшись начавшейся замятней в Орде, двинулся с войсками на юг, в низовья Днепра. В сражении на берегах реки Синие Воды (левый приток Южного Буга) он разбил трех татарских князей – Кутлубугу, Хаджибея и их брата Дмитрия[1]. В результате под власть Литвы перешла вся левая половина бассейна Днестра, от устья реки Серет до Черного моря, весь бассейн Южного Буга, днепровские лиманы и пространство вверх по Днепру до впадения в него реки Роси. Важнейшим приобретением Ольгерда стал Киев – не только древнекняжеская, но и первая духовная столица Руси, город Святого Владимира.

Этот успех побудил Ольгерда активнее вмешиваться в церковные дела. Несмотря па ставшее фактом разделение русских земель между двумя политическими центрами – Вильно и Владимиром, все они по-прежнему входили в состав единой митрополии, глава которой по традиции продолжал титуловаться митрополитом Киевским и всея Руси. Как и раньше, назначался он в Константинополе. Старый, титульный центр митрополии находился в Киеве, находившемся теперь (с 1362 г.) на территории Великого княжества Литовского. Новая резиденция главы Русской церкви с конца XIII в., при митрополите Максиме, перемещается сначала во Владимир-на- Клязьме, а затем, с 1325 г., – в Москву.

Меняя свою веру по конъюнктурным соображениям, полуязычник, полуправославный Ольгерд (в крещении Александр) принялся активно отстаивать интересы православного населения литовских земель, "обделенных", по его мнению, вниманием общерусского митрополита. Таковым в то время был ближайший сподвижник и воспитатель московского князя Дмитрия Ивановича Алексий. Ольгерд стал добиваться поставления на должность митрополита Киевского, Русского и Литовского собственного кандидата Киприана, болгарина по происхождению. В 1375 г. он стал митрополитом в Киеве, получив при этом право наследования после смерти Алексия также и русской (московской) митрополии. Так и произойдет в 1378 г., но прибывший в Москву Киприан будет схвачен по приказу Дмитрия Московского, видевшего в новом митрополите проводника литовской политики. Тогда же его с позором изгнали обратно в Киев. Примирился великий князь с Киприаном уже после Куликовской победы, но вскоре обвинил его в оставлении Москвы во время нашествия Тохтамыша и снова изгнал. Окончательно вернет Киприана в Москву лишь сын Дмитрия Донского Василий I в 1390 г.

  • [1] Густынская летопись // ПСРЛ. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 40.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >