Сфера действия норм трудового права
Это более широкое понятие по сравнению с предметом трудового права. Его общий смысл заключается в том, что нормами трудового законодательства может регулироваться больший круг общественных отношений, чем отношения, составляющие предмет отрасли трудового права. Причем такая возможность – регулирование нормами трудового законодательства иных, кроме трудовых и непосредственно связанных с ними, отношений – закреплена в ч. 2 ст. 11 ТК РФ. Согласно данной статье трудовое законодательство регулирует отношения, связанные с использованием личного труда, если это предусмотрено Кодексом или иным федеральным законом. В настоящее время в сферу действия норм трудового права вовлечены отношения, опосредующие труд:
- – членов производственных кооперативов;
- – лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы по приговору суда;
- – государственных гражданских служащих;
- – муниципальных служащих;
- – в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе МЧС России, учреждениях уголовно-исполнительной системы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах;
- – судей.
Соотношение трудового права с другими отраслями права
Современный этап развития трудовых отношений характеризуется их значительным многообразием и, соответственно, требует усложнения и дифференциации правовой регламентации данных отношений. Решение этой задачи невозможно без уяснения междисциплинарных связей трудового права, выявления законодательных коллизий на стыке отраслей, что требует рассмотрения вопроса о соотношении трудового права с другими отраслями.
Наиболее тесное взаимодействие, взаимовлияние происходит между трудовым и гражданским правом; оно отмечается не только в обеих отраслевых науках, но и сильно ощущается на практике, что связано со сходством трудового договора и ряда гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг, поручения, агентского договора и пр.).
В настоящее время четко прослеживаются одновременно две разнонаправленные тенденции. С одной стороны, продолжает существовать и определенным образом развиваться позиция ряда цивилистов о необходимости поглощения трудового права гражданским[1]. Ученые-трудовики, конечно, не являются ее сторонниками, однако некоторые допускают субсидиарное применение норм ГК РФ к трудовым отношениям[2].
С другой стороны, все более очевидной становится общемировая тенденция к экспансии трудового права, под которой следует понимать расширение сферы действия норм трудового права на трудящихся, заключивших не трудовой, а иной вид договора с заказчиком[3]. Проблемы отграничения трудовых отношений от гражданско-правовых рассматриваются в параграфе 1.2.
Еще одна отрасль, с которой тесно взаимодействует трудовое право, – административное право. Точки соприкосновения указанных отраслей находятся в таких областях, как отношения по поводу работы (службы) государственных служащих и трудовые отношения с работниками-мигрантами.
Сейчас законодатель последовательно проводит курс на обособление государственно-служебных отношений от трудовых отношений: введена специальная терминология (вместо "трудовой договор" – "служебный контракт", вместо "рабочее время" – "служебное время" и т.п.), предусмотрено исключительно субсидиарное применение положений трудового законодательства (ст. 73 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"). Между тем МОТ исходит из равенства гражданских и политических нрав государственных служащих и других работников, что закреплено, в частности, в Конвенции № 151 "О защите права на организацию и процедурах определения условий занятости на государственной службе" (1978 г.)[4]
Что касается отношений, опосредующих работу мигрантов, то их регулирование с помощью административных мер практически неизбежно, поскольку только таким способом возможно регламентировать приток рабочей силы из-за рубежа, правильно распределять ее по территории страны и т.п. Действующее российское законодательство, регулируя труд мигрантов, использует административное законодательство при установлении правил привлечения и использования иностранной рабочей силы, в частности устанавливает квоты на выдачу разрешений на работу и приглашений на въезд, запрещает или ограничивает применение труда иностранных граждан в отдельных отраслях экономики и пр.
Таким образом, мы видим очевидную необходимость в изучении, научной и практической проработке межотраслевых связей и точек пересечения трудового права со смежными отраслями в целях исключения конкуренции правовых предписаний.
- [1] Эта концепция так или иначе прослеживается у многих цивилистов. См., например: Брагинский М. И. Договор подряда и подобные ему договоры. М., 1999. С. 238–239; Гражданское право. Ч. 1 / пол ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М., 2004. С. 15–16.
- [2] См., например: Ершова Е. А. Трудовое право в России. М.: Статут, 2007. С. 52–66.
- [3] Киселев И. Я. Сравнительное и международное право. М., 1999. С. 28.
- [4] URL: wwvv.ilo.org/ilolex/russian/docs/convdispl.htm. Данная Конвенция Россией не ратифицирована.