Повышение рождаемости
В Европе пионерами государственных систем семейных пособий в период между двумя мировыми войнами были Франция и Бельгия, которые руководствовались пронаталистскими соображениями. В тот момент это были страны с низким уровнем рождаемости, которые понесли значительные человеческие потери в ходе Первой мировой войны, и повышение уровня рождаемости рассматривалось в этих странах как дело национальной безопасности в ситуации растущего противостояния сверхдержав. Безусловно, такая политика не ограничивалась введением семейных пособий, однако эти денежные выплаты считались одним из факторов достижения этой цели.
Пронаталистская тенденция в семейной политике Франции постепенно смягчалась. Доминируя в предвоенный период, она стала значительно менее заметной в период после Второй мировой войны вплоть до 1980-х гг. (когда рождаемость была достаточно высока) и возникла снова в последние 20 лет. Отражением этих колебаний в семейной политике является в основном изменение количества льгот, предоставляемых многодетным семьям.
Цели повышения рождаемости в семейной политике обычно выражаются в ориентации системы семейных пособий на многодетные семьи, что косвенно означает ориентацию на бедные семьи. В то же время обычно при преследовании этих целей не применяется проверка дохода. Этот факт объясняется тем, что, если стоит цель повысить рождаемость, ее так же важно повышать среди обеспеченных, как и среди бедных. Пронаталистскую политику в демократических обществах принято считать консервативной, так как обычно она предусматривает меры, мотивирующие матерей оставаться дома и ухаживать за детьми. Демократические правительства воздерживаются от открытого провозглашения этих целей, даже если вынуждены учитывать их.
Феминизм
Горизонтальное перераспределение доходов в пользу семей с детьми, борьба с бедностью и повышение рождаемости – это еще не полный список элементов, составляющих разнообразие политических подходов. Главный поборник идеи введения семейных пособий в Великобритании в предвоенный период, Элеонора Рэтбоун, отстаивала их в качестве независимого источника дохода для матерей, которые в то время мало участвовали в рынке труда. По этой причине пособия в этой стране в послевоенный период выплачивались матерям через органы социального обеспечения, а не по месту работы отца. Феминистские тенденции в семейной политике прослеживаются практически во всех европейских странах, часто даже приводя к конфликту (во Франции и Германии) с прона- талистскими тенденциями, которые воспринимаются как явно антифеминистские. Следует, однако, признать, что в настоящее время в большинстве стран семейные пособия выплачиваются матерям.
Однако основным элементом профеминистской политики является в настоящее время "примирение" профессиональной и семейной жизни, в основном за счет предоставления общественно субсидируемой системы присмотра за детьми. В отношении же выплаты пособия, которое мотивировало бы женщину оставаться дома и ухаживать за детьми самостоятельно (как, например, пособие во Франции, называемое "женщина у очага" и отмененное в 1970-е гг.), мнения давно разделились. Компромиссом является организация этих пособий в форме оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком, оставляющего за женщиной право вернуться на прежнюю работу. В более поздние годы большинство этих систем было трансформировано в так называемый родительский отпуск, предоставив тем самым право отцу использовать весь или часть этого отпуска вместо матери.