Развитие общения ребенка со взрослым и сверстниками
В отечественной психологии приоритетным направлением в исследовании социального развития ребенка является изучение становления и развития общения ребенка со взрослым и сверстниками.
В рамках концепции онтогенеза общения М. И. Лисиной общение определяется как взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий путем обмена информацией с целью налаживания отношений и достижения общего результата. Когда два человека общаются, то они попеременно действуют и воспринимают воздействия друг друга. Каждый участник общения выступает в ходе него как субъект, личность[1].
В концепции М. И. Лисиной общение рассматривается как деятельность. Синонимом "общения" является "коммуникативная деятельность", структурными компонентами которой выступают:
- 1) предмет общения – им является другой человек, партнер по общению;
- 2) потребность в общении – она состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самопознанию и самооценке;
- 3) коммуникативные мотивы – то, ради чего предпринимается общение; так как предметом деятельности общения является другой человек, то мотивы общения воплощаются в тех качествах самого человека и других людей, ради познания и оценки которых данный индивид вступает во взаимодействие с кем-либо из окружающих;
- 4) действие общения – единица коммуникативной деятельности, целостный акт, адресованный другому человеку и направленный на него как на свой объект; две основные категории действий общения – инициативные коммуникативные акты и ответные действия;
- 5) задачи общения – та цель, на достижение которой в данных конкретных условиях направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;
- 6) средства общения – операции, с помощью которых осуществляются действия общения;
- 7) продукты общения – общий результат, то, для достижения чего было предпринято общение; сюда же относятся взаимоотношения, избирательные привязанности, а также образ себя и других людей – участников общения.
В первые три года жизни выделяются две последовательно появляющиеся формы общения: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.
Возникновение и развитие общения со взрослым в младенческом возрасте
В вопросе о том, в каком возрасте складывается потребность ребенка в общении со взрослым, существуют разные точки зрения. Одни авторы считают эту потребность врожденной, другие – складывающейся прижизненно в ходе реальной практики общения с окружающими людьми.
М. И. Лисина высказала гипотезу, что потребность в общении складывается на основе других потребностей, но не сводится к ним. Одним из источников потребности в общении являются органические потребности ребенка (в пище, тепле и др.).
Другим источником потребности в общении выступает потребность во впечатлениях. С точки зрения удовлетворения этой потребности другой человек оказывается наиболее информативным объектом в окружающем мире младенца.
Однако решающее значение для возникновения собственно потребности в общении имеет отношение к ребенку взрослого, его позиция относительно ребенка. Дело в том, что взрослый с самого рождения относится к ребенку как к субъекту, личности и ведет себя с ним как с партнером по общению, нередко авансом наделяя его действия смыслом и значением, которого они еще не имеют. М. И. Лисина выделила четыре критерия, на основании которых можно утверждать о наличии у младенца общения:
- 1) взгляд в глаза взрослого. Этот признак характерен примерно для трехнедельного возраста и свидетельствует об активности ребенка, направленной на восприятие коммуникативных воздействий взрослого; взгляд выражает интерес ребенка к людям;
- 2) ответная улыбка на воздействия взрослого. Она появляется в конце первого месяца жизни и представляет собой эмоциональную реакцию, выражающую удовольствие младенца от общения со взрослым;
- 3) инициативные улыбки и двигательное оживление – попытки привлечь к себе внимание взрослого путем демонстрации своих умений и способностей;
- 4) реакция на отношение к ребенку взрослого, проявляющаяся в стремлении продлить контакт. Это готовность ребенка перестроить свое поведение в соответствии с поведением взрослого и тем самым побудить его к повторным выражениям положительного отношения.
Становление первой формы общения – ситуативно-личностной – происходит на протяжении второго-третьего месяца жизни в процессе оформления отдельных эмоционально-выразительных движений в единый "комплекс оживления". Этот термин впервые был предложен в 1920-е гг. Η. М. Щеловановым для обозначения радостного возбуждения, наблюдающегося у детей первых месяцев жизни. Он включает ориентировочные и мимические (сосредоточение и улыбку), двигательные (движения головы, вскидывание ручек и ножек, прогибание спинки) и голосовые проявления (гуканье, гуление, вскрики). В 1960-е гг. Д. Б. Эльконин высказал предположение, что комплекс оживления представляет собой акт общения[2].
Исследование М. И. Лисиной показало, что комплекс оживления можно рассматривать как форму социального поведения детей. Отличительной особенностью этого социального поведения является характер коммуникативных действий младенца. По своему существу они сводятся к выражению ребенком общего расположения к другому человеку, удовольствия от контакта с ним. Поэтому общение младенца первого полугодия жизни со взрослым получило название непосредственно-эмоционального, ситуативно-личностного. Данная форма общения охватывает период от двух до шести месяцев, удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослого, побуждается преимущественно личностными мотивами и реализуется с помощью экспрессивно-мимических средств общения.
Второй в онтогенезе появляется ситуативно-деловая форма общения, существование которой охватывает период от шести месяцев до трех лет.
У ребенка второго полугодия обогащается содержание потребности в общении: помимо потребности во внимании и доброжелательности взрослого складывается потребность в сотрудничестве со взрослым. Теперь главные поводы для контактов детей со взрослыми связаны с практическим сотрудничеством, и на центральное место выдвигаются "деловые" мотивы.
Помимо экспрессивно-мимических средств общения ребенок начинает использовать действия с предметами.