ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
В условиях усложнения и увеличения многообразия общественных связей, расширения информационного пространства, вовлечения земельных, водных и некоторых иных природных объектов в гражданский оборот, предусмотренного законодательством России, возрастает значение информационного правового обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды.
Актуальными проблемами становятся инвентаризация общих информационных требований и вычленение ряда информационных требований из различных отраслей российского права с целью их использования в экологии, анализ информационного правового обеспечения важнейших земельных, горных, водных, лесных, фаунистических общественных отношений.
Значение и регулирование информации
Развитие законодательства об информации в современном обществе
Эффективность важнейшей сферы общественных отношений – природоохранной деятельности в значительной мере определяется ее информационным обеспечением, которое вообще, на всех направлениях в начале XXI в. приобретает значительный вес и может влиять на политику, экономику, правоприменение, на проведение единой государственной экологической политики. Все большее значение приобретают информационные войны, революции, формирование информационного общества, преодоление информационных конфликтов.
Обеспечение должного природопользования и охраны окружающей среды в условиях развития рыночной экономики, присущей ей конкуренции и открытости общества не может не начинаться с доступа к информации о наличии, состоянии, принадлежности, перспективах использования земельных и лесных участков, объектов животного мира, участков недр, водных и иных природных объектов, необходимых для строительства, ведения фермерского, лесного, сельского хозяйства.
Предусмотренные в природоохранном, природоресурсном, административном и ином законодательстве РФ предписания об информационном обеспечении охраны окружающей среды и природопользования развивают основные принципы российского законодательства и служат основательной правовой базой для их реализации в области обеспечения эколого-правовых отношений.
В целом информационные экологические требования отражают направленность ст. 1, 7, 8, 34, 42 Конституции и современного российского законодательства на строительство демократического правового государства, гражданского общества, на гласность социальных процессов, создание конкурентных отношений, на формирование благоприятных природных условий производства, труда, жизни и отдыха граждан. Не случайно, что среди немногих конституционных прав граждан в области экологии одним из них является право каждого на достоверную информацию о состоянии окружающей среды.
В области охраны окружающей среды, природопользования, реализации и защиты прав общества, государства, физических и юридических лиц на природные ресурсы действуют общие (вытекающие из законодательства об информации, о государственной тайне) и специфические (природоохранные, природоресурсные) информационные требования, применение которых порождает свои задачи и проблемы, нуждающиеся в разрешении и в самостоятельном правовом регулировании.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации утверждена Президентом РФ 09.09.2000 № Пр-1895. В многочисленных юридических работах последних десятилетий прослеживается связь открытости экологической информации и реализации прав граждан на участие в управлении, на пищевые продукты надлежащего качества, на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы[1].
Задачи формирования открытого гражданского общества предполагают принятие, прежде всего, законодательства, обеспечивающего решение этих задач, обучение правоприменителей навыкам реализации его норм и требований, но, главное, воспитание людей, готовых, умеющих, способных использовать информационные правовые предписания для общественных и частных целей, для общего блага, каковым является природная среда. Проблема информационного правового обеспечения экологии является сравнительно новой, возникшей в итоге резкой перестройки экономических и социальных отношений последних двух десятилетий и может со временем, по мере накопления специфических средств в области экологического права, организации надлежащего природопользования претендовать на включение в организационно-правовой механизм охраны окружающей среды.
Законодательство РФ об информации базируется на международных рекомендациях. Информационные положения в области охраны окружающей среды и природопользования регулируются в ст. 19 Всеобщей декларации прав человека (принята 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН), Резолюции Генеральной ассамблеи ООН "Экономическое развитие и охрана природы" (принята 18 декабря 1962 г. на 27-й сессии Генеральной ассамблеи ООН), Всемирной хартии природы (принята 28.10.1982 Резолюцией 37/7 на 48-м пленарном заседании 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН), Руководящих принципах по обеспечению доступа к экологической информации и участию общественности в процессе принятия решений в области охраны окружающей среды (приняты в Софии 23–25 октября 1995 г.), Конвенции об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (заключена в Эспо 25 февраля 1991 г.).
Базовым комплексным актом общего информационного законодательства служит Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"[2].
Конвенция о доступе к информации, участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам, касающимся окружающей среды, открыта для подписания, но на территории России пока не вступила в действие ввиду неготовности российской правоохранительной и информационной систем. Россия принимала участие в ее составлении[3]. Не будучи для нас обязательной, Конвенция может служить ориентиром в требованиях информационного обеспечения граждан, занимающихся сельским хозяйством и связанным с ним природопользованием.
В ст. 38–40 Федерального закона от 27.12.1991 № 2124 "О средствах массовой информации"[4] предусматривается, что граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Действует и может применяться для защиты информационных прав граждан и юридических лиц, в том числе ее информационного обеспечения, Закон РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан". За последнее десятилетие создана разветвленная законодательная и иная нормативно-правовая база информационного обеспечения природоохранных и природоресурсных общественных отношений, обеспечивающая их открытость и доступность.
В борьбе за информационную открытость надо использовать требования федерального законодательства об информации, согласно которому запрещено относить к информации с ограниченным доступом документы:
- – содержащие экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом;
- – содержащие информацию о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюджетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесенных к государственной тайне;
- – накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Согласно ст. 7 Федерального закона "О государственной тайне" не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о состоянии экологии, здравоохранении, санитарии; о фактах нарушения прав и свобод граждан; о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами. Должностные лица, принявшие решение о засекречивании перечисленных сведений либо о включении в этих целях в носители сведений, составляющих государственную тайну, несут уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу, государству и гражданам материального и морального ущерба. В ст. 8.5 КоАП предусматривается наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц. Административная ответственность в виде штрафа за непредоставление сведений информационных систем предусматривается в ст. 5.39 и 19.7 КоАП. Обсуждается вопрос об увеличении размеров штрафов за указанные правонарушения в связи с их распространенностью и причинением ощутимого вреда природопользователям, гражданам, юридическим лицам и всему обществу.
В ряде федеральных законов, регулирующих отдельные сферы общественных отношений, в том числе экологические, гражданские и административные, предусматриваются нормы об информационном обеспечении этих сфер деятельности, которые могут и должны быть всесторонне учтены при реализации и защите прав граждан на благоприятную окружающую среду, на природные ресурсы и объекты. Трудно найти федеральный закон, регулирующий важные общественные отношения, в котором бы не было предписаний, направленных на их информационное обеспечение.
В ст. 6 ФЗ о защите населения и территорий предусматривается, что информация в этой области является гласной и открытой, если иное не предусмотрено законодательством РФ. Органы государственной и муниципальной власти, организации, предприятия обязаны оперативно и достоверно информировать население через органы массовой информации и по иным каналам о прогнозируемых и возникающих чрезвычайных ситуациях, о приемах и способах защиты от них.
Постановлением Правительства РФ "О федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой системе по техническому регулированию" утверждено Положение о соответствующем фонде, которым развиваются правоотношения, установленные в ФЗ о техническом регулировании. Значительное место в организации технического регулирования уделяется информационному обеспечению природопользования в различных отраслях народного хозяйства, прежде всего в сельском хозяйстве, как главном потребителе и в то же время основном загрязнителе природных ресурсов.
- [1] Информационное право: актуальные проблемы теории и практики / пол ред. И. Л. Бачило., 2009. С. 170; Боголюбов, С. А. Правовое стимулирование гласности экологических мероприятий // Государство и право. 1986. № 8. С. 80–88; Тарнавский, А. Г. Экология и гласность // Советская юстиция. 1990. № 9. С. 14–21; Карху, О. С. Понятие и правовой режим экологической информации // Сб. докладов копф. "Правовые проблемы охраны окружающей среды". М.: ИЗиСП; МУПК, 2003. С. 34–38; Попов, А. А. Правовые проблемы экологической информации в градостроительной деятельности // Сб. докладов конф. "Правовые проблемы охраны окружающей среды". М.: ИЗиСП; МУПК, 2003. С. 27–30; Яблоков, А. В. Важность нормативного определения экологической информации // Сб. докладов конф. "Правовые проблемы охраны окружающей среды". М.: ИЗиСП; МУПК, 2003. С. 17–20; Выпханова, Г. В. Экологическая информация: проблемы теории и законодательства. М.: Городец, 2009; Бачило, И. Л. и др. Концепция развития информационного законодательства в Российской Федерации // Государство и право. 2005. № 7. С. 47–61; Матузов, Н. И. Актуальные проблемы теории права. Саратов: Изд. Саратовской гос. акад, права, 2007. С. 97.
- [2] Собр. законодательства РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
- [3] Распоряжение Правительства РФ от 22.06.1998 № 833 "Об участии делегации РФ в работе 4 Общеевропейской конференции “Окружающая среда для Европы” на уровне министров (г. Орхус, Дания, 23–25 июня 1998 года)" // Собр. законодательства РФ. 1998. № 27. Ст. 3246.
- [4] Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300.