Корпускулярно-волновой дуализм у Парсонса
Само название его подхода – структурный функционализм – прямо указывает на этот дуализм, поскольку соединяет несоединимое, статику и динамику, неподвижное и движимое. Структура – жесткая решетка, состоящая из неподвижных элементов-кристаллов. Структура у Парсонса охватывает устойчивые элементы внутреннего "скелета" социальной системы, которые относительно независимы от кратковременных колебаний в отношениях с внешней средой. Неподвижность, фиксированность положения – главная черта и достоинство структуры. Отношения между элементами-ячейками становится главной целью социологического анализа.
Но, кроме того, любая социальная сущность – это также подвижное, живое, постоянно меняющееся существо. Взаимодействуя с окружающей средой, часто недружелюбной или откровенно враждебной, социальная система (от муравейника до общества в отдельной стране) умудряется сохранить себя и даже успешно развиваться. За счет чего? Видимо, она предпринимает какие-то целенаправленные мероприятия к адаптации к среде, поддержанию или укреплению внутреннего единства, ремонту выбывших из строя, замене негодных частей новыми и здоровыми, и даже усовершенствуется для того, чтобы при следующей встрече с внешними враждебными силами быть более подготовленной.
Такие целевые усилия, выполняемые задачи или полезная для существования системы деятельность стали именоваться у социологов функциональными. Функции-действия подобны волновому пакету.
Дополнение жесткости гибкостью, структуры функциями и привело к появлению синтетического понятия в социологии – системы. Современным аналогом социальной системы следует считать понятие социального поля, введенного в научный оборот П. Бурдье. Разумеется, он не ограничился повторением того, что было сделано его предшественниками, но придумал много нового. Главная новация – смещение центра тяжести в гармонии между структурой и функцией, неподвижным и подвижным в сторону подвижного и динамичного. Социальное поле – это конфигурация сложившихся в данную секунду сил влияния и центров взаимодействия. Структурные элементы – агенты влияния – тоже играют у Бурдье немалую роль, но главным выступает их динамика.
Так и двигалась мировая социология – от корпускулярной картины мира к корпускулярно-волновой, а затем преимущественно к волновой картине.
В методологии Парсонса оба понятия – структура и система – являются эквивалентными. Они с разных сторон отражают одно и то же, а именно человеческое общество, которое одновременно можно назвать жесткой структурой и гибкой системой. Однако у системы перед структурой есть несомненное преимущество. Только система коренным образом отличается от простого множества элементов. О структуре подобного не скажешь, хотя у нее есть свои достоинства.
Структура – это функциональная взаимосвязь положений (статусов) элементов в рамках единого целого.
Система – это функциональная взаимосвязь действий (ролей) элементов в рамках единого целого.
Понятие системы очень полезно для социологии, в частности для объяснения сущности социальной организации. В чем ее преимущество перед индивидом? В том, что на любую угрозу извне она отвечает консолидировано, т.е. дает структурную реакцию системы на требования внешней среды. Персонал банка из сотен человек начинает слаженно врать органам прокуратуры, нагрянувшей к ним с проверкой, прятать компрометирующую информацию, солидарно обороняться. Такой же коллективный удар получает враг при нападении социальной организации, например отряда ОМОН или армейской дивизии. Поскольку все роли в организации заранее распределены, их выполнение многократно отрепетировано, то совокупный эффект воздействия системы всегда будет превышать результат действия разрозненной суммы индивидов, например участников протестной демонстрации.
По мнению X. Абельса[1], под системой у Парсонса понимается целостность элементов, обладающая следующими признаками: структурированной связью элементов между собой, целенаправленностью системы, интегрированностью элементов в единое целое, длительностью существования, стабильностью и равновесием, отграниченностью от окружающей среды, с которой система может вступать в регулярные отношения. Абельс считает, что исходной посылкой системной теории Парсонса выступает философско-антропологическое положение о том, что образование систем является общечеловеческим способом решения любых проблем. Отсюда следует, что социальное действие также является системой. В связи с этим понятие социального действия (action) используется в ней в очень абстрактном смысле. Под социальным действием понимаются любые общественные отношения, любые события и процессы, происходящие в обществе: ритуал приветствия, беседа на лавочке, принятие решения, падение с качелей, кризис института семьи или фондовой биржи. В широко трактуемом действии участвуют все – физические объекты, биологические системы, культурные символы, социальные существа. Человек задействован в действии дважды – как физический объект, имеющий телесную оболочку и материальную плоть, а также как духовная сущность, вооруженная определенной системой ценностей, верованиями, мотивацией, потребностями и интересами. Именно так и рассуждал Парсонс.
Система – всего лишь слаженная упорядоченность относящихся к ней явлений и процессов. Неважно каких – природных или культурных, объектов, действий или процессов. В таком случае термин "система" приложим и к человеческому действию, и к совокупности больших социальных групп, входящих в социальную структуру общества. Если природные системы возникают естественным образом, то социальные, через которые осуществляется взаимодействие человека с природой и связь людей между собой, представляют собой системы особого рода – они являются специфически человеческой формой решения проблем.
Главными признаками живой и социальной системы Парсонс считал способность адаптироваться к внешней среде, изменять внутреннее строение и механизм функционирования в ответ на внешние вызовы, поддерживать равновесие (гомеостазис) внутренних органов и частей, стремиться к достижению поставленной цели.
Когда Парсонс разработал свою теорию, становилась все более ясной ее связь с кибернетикой и теорией систем, а также с понятием "гомеостаза" Альфреда Е. Эмерсона[2] и понятием "телеономический процесс" (определяемый конечной целью) Эрнста Майра[3].
- [1] См.: Абелы X. Проблема социального порядка в социологии Т. Парсонса. URL: soc.pu.ni:8101/publications/pts/abels.html.
- [2] См.: Emeison А. Е. Homeostasis and comparison of systems // Toward a Unified Theory of Human Behavior: An Introduction to General Systems Theory / ed. by Roy R. Grinker. N. Y.: Basic Books, 1956.
- [3] См.: Mayr E. Teleological and teleonomic: A New Analysis // Method and Metaphysics: Methodological and Historical Essays in the Natural and Social Sciences / ed. by Marx Wartofsky. Leiden: E. J. Brill, 1974 P. 78–104.