Модели электорального поведения в России

Эффективность избирательного маркетинга во многом зависит от модели поведения, которой следует избиратель. Как показывают парламентские и президентские выборы в России, доля избирателей, голосующих рационально, не превышает 20%. Остальные 80% голосующих испытывают при своем выборе влияние различных факторов.

Среди определяющих факторов влияния следует отметить уровень жизни. Социальной базой реформ являются те группы, которые заметно повысили уровень жизни в процессе реформ. До половины населения, по опросам РАН, считают свой доход и уровень жизни неоправданно и несправедливо более низким, чем у других. В социальной психологии этот феномен получил название аффекта бедности. Заметим, что у бедных часто отсутствуют адекватные оценки характера труда и затрат по сравнению с аналогичными показателями у богатых. Это обстоятельство порождает ненависть и нетерпимость к разбогатевшим во время реформ.

С избранием в 2000 г. В. В. Путина Президентом России наступила социально-экономическая стабилизация. Период стабилизации, связанный с ростом мировых цен на нефть и газ, позволил поправить материальное положение миллионов граждан. Однако глобальный кризис 2008–2009 гг., больно ударивший по ресурсной экономике России и обрушивший стабильность, с одной стороны, разрушил эти иллюзии, но с другой – заметно активизировал патерналистские ожидания уже у большинства граждан. В политической культуре вновь оживились патерналистские стереотипы о "хорошем царе", который сможет решить все проблемы. При этом избиратель стал более прагматичен, он готов быть активным только тогда, когда это напрямую затрагивает его интересы. Например, случаи невыплаты заработной платы формируют не только протестные настроения, но и активные действия (блокаду федеральных трасс). В тех случаях, когда он понимает иллюзорность обещаний власти, он игнорирует ее призывы. Неслучайно на региональных и муниципальных выборах 11 октября 2009 г. явка избирателей резко упала по стране до 30–40%. В этой ситуации итоги выборов теперь зависят от того, как "подсчитали".

Протестный электорат неоднороден. Большая его часть ориентирована на коммунистов, меньшая на ЛДПР и другие ультраправые организации. Не менее важным фактором является деперсонифицированный тип сознания россиянина, длительное время формировавшегося в условиях психологического комфорта, уравнительных ценностей, консерватизма, патернализма, социальной защищенности. Раскол, переоценка некогда сложившейся российской ментальности под давлением шоковой терапии и имущественного расслоения обусловили реакцию пассивного ухода от существующего дискомфорта. Господствующий тип работника (56,2%) – это типично созерцательный тип, способный к активным действиям в условиях политической мобилизации и контроля. Он остался преобладающим в России. Волевой тип поведения распространен лишь у 20% трудоспособного населения. Для сравнения: в США на указанные типы работников приходится соответственно 12 и 47%.

Конечно, существуют и иные зависимости. Так, например, электоральная активность зависит от возраста и материального положения: чем моложе избиратель, тем он менее активен; чем старше голосующий, тем в большей мере он импонирует левым партиям; чем более состоятелен избиратель, тем больше он симпатизирует правым партиям.

Опыт прошедших избирательных кампаний показывает известную непредсказуемость поведения российского избирателя в кабине для голосования. Она обусловлена рядом факторов, отмеченных выше. В результате активными участниками избирательного процесса из 105 млн являются 45,12 млн человек (43%), из которых политически ориентированными являются 19,8 млн (18,8%), а не имеющими политических предпочтений – 25,32 млн (24,1%). Еще 41,6 млн человек вообще не интересуются политикой, что составляет 39,6% избирателей, из них 26,9 млн – "сомневающиеся".

Намерения 18,27 млн человек (17,4%) являются непредсказуемыми, поскольку они могут участвовать, а могут и проигнорировать выборы. Иначе говоря, всякий раз на очередных выборах борьба идет за большой избирательный корпус, составляющий в общей сложности 45 млн человек[1].

Для эффективного проведения избирательной кампании важен учет типов реакции избирателей на различные виды пропагандистского воздействия, что позволяет более точно определить его поведение.

Модели поведения по уровню включенности в избирательный процесс и осознанности голосования

Довольно распространена апатично-индифферентная модель поведения, причем число избирателей, чье поведение отвечает этой модели, растет. Она характеризуется безразличным отношением к политической жизни, которое сформировалось в результате кризиса доверия к власти, к выборам как инструменту влияния на политиков. Такой избиратель может пойти голосовать, однако его выбор продиктован случайными обстоятельствами. Для того чтобы пробудить у данной политически пассивной группы гражданскую позицию, необходимы время и деньги. Кандидат должен решить, будет ли он бороться за этих потенциальных сторонников.

Более включенной в избирательный процесс является стереотипная модель поведения, в которой политический выбор основан на устоявшихся традициях, представлениях, привычке. Стереотипным может быть и протестное голосование по принципу "за коммунистов – не голосую" или, наоборот, – "за демократов – не голосую". Работа с этим избирателем в предвыборный период состоит в разрушении стереотипов и формировании новых. Это возможно главным образом благодаря созданию привлекательного образа кандидата.

Иную степень готовности к политическому выбору обнаруживает неинформированная модель поведения. Психологическое состояние этой группы избирателей характеризуется высокой степенью готовности к восприятию новой политической информации о кандидатах, партиях, однако они довольно пассивны. При работе с такими избирателями важно определить точное время и ненавязчивые средства пропагандистского воздействия.

Наиболее многочисленной группой голосующих являются те, кто следует эмоциональной модели поведения. Для их политического выбора характерны пониженная критичность в осмыслении окружающего мира, крайность в оценках кандидатов, связанная с их эмоциональным восприятием. Весь мир для них предстает в контрастных, черно-белых тонах. Их эмоции праведного гнева или безосновательного восхищения являются прекрасным объектом манипулирования и зомбирования со стороны профессиональных имиджмейкеров.

По принципу "враг – друг" формируются политические предпочтения группы избирателей, модель поведения которых можно обозначить как идеологизированную. Свой выбор они основывают на приверженности определенной идеологической доктрине, стремлении не поступаться принципами.

Поведение всех вышеперечисленных групп избирателей характеризуется иррациональностью, связано с настроением, поэтому их выбор связан только с эмоциональным восприятием окружающего мира.

Иную рациональную модель поведения демонстрируют рациональные избиратели, голосование которых является осознанным и учитывает их личные интересы. Они делают свой выбор на основе знакомства с программами кандидатов, просчета последствий прихода к власти тех или иных сил. Удельный вес избирателей, следующих рациональной модели поведения, составляет 10%. Среди рационально-ориентированных избирателей можно выделить группу примерно в 5%, осуществляющую свой политический выбор в соответствии с базовыми ценностями. Ценностно-ориентированная модель поведения избирателя слабо восприимчива к политической рекламе.

Типы избирателей по алгоритму принятия решения

Интересной представляется попытка типологии российских избирателей по механизму принятия решения "голосовать или нет", которая выделяет:

  • 1) эмоциональный тип, когда выбор избирателя принимается под влиянием симпатий и антипатий;
  • 2) рациональный тип, в соответствии с которым решение принимается после тщательного просчета достоинств и недостатков кандидата;
  • 3) лабильный тип, связанный с принятием решения под давлением внешних факторов;
  • 4) спонтанный тип, когда решение принимается стихийно, оно не связано со следованием устойчивой шкале ценностей;
  • 5) ригидный тип, в соответствии с которым решение принимается и никогда не пересматривается;
  • 6) предопределенный тип, согласно которому политический выбор осуществляется на основе сложившейся системы критериев.

Принимают решение в последний день выборов 25% избирателей, а 10% радикально меняют свой выбор уже перед заполнением бюллетеня.

Отмеченные модели и мотивы голосования в условиях переходных обществ характеризуются неустойчивостью, изменчивостью, повышенной иррациональностью. По этой причине во многом избирательные предпочтения у большинства избирателей России условны. Это сохраняет простор для манипулирования мнением избирателей, формированием механизмов его управления. Формирование политической культуры позволит максимально рационализировать политический выбор российских избирателей, но не избавит их от иррациональных начал.

  • [1] См.: Власть и политика: институциональные вызовы XXI в. М.: РОСПЭП, 2012. С. 380-390.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >