Установление происхождения ребенка, рожденного при применении репродуктивных технологий

К сожалению, по причине бесплодия не все лица могут зачать и родить ребенка естественным путем. Но достижения современной медицины позволяют гражданам воспользоваться вспомогательными репродуктивными технологиями. Возможность их применения закреплена в ст. 55 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Семейный кодекс РФ определил правила записи о родителях детей, рожденных в результате применения репродуктивных технологий. Вслед за ним Закон об актах гражданского состояния регламентировал порядок внесения записи о родителях ребенка, рожденного вследствие репродукции. Проведение репродуктивных процедур в медицинских организациях сегодня регулируется приказом Минздрава России от 26.02.2003 № 67 "О применении вспомогательных репродуктивных технологий (ВРТ) в терапии женского и мужского бесплодия".

Семейный кодекс РФ устанавливает порядок совершения записи о родителях ребенка, рожденного в результате применения любой из трех вспомогательных репродуктивных технологий: искусственного оплодотворения, имплантации эмбриона и суррогатного материнства (п. 4 ст. 51 СК РФ).

В случае рождения ребенка в результате успешного окончания репродуктивных технологий искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона матерью и отцом ребенка записываются супруги, обратившиеся за их применением. Супруг женщины, давший согласие на использование донорского материала для оплодотворения яйцеклетки супруги, в последующем лишается права отказаться от внесения сведений о нем как об отце ребенка в актовую запись о рождении ребенка.

Даже в том случае, если по каким-то причинам супруги не желают забрать на воспитание ребенка из медицинского учреждения (например, ребенок родился с физическими или иными недостатками), они будут записаны родителями ребенка со всеми вытекающими правовыми последствиями имущественного и неимущественного характера.

Более сложной с медицинской и юридической точек зрения является технология суррогатного материнства, так как ее участницей помимо супружеской пары, предоставляющей генетический материал для рождения ребенка, является суррогатная мать – женщина, вынашивающая ребенка. Суррогатная мать является лицом, биологически посторонним ребенку, которого она вынашивает; генетическая связь между ребенком и суррогатной матерью отсутствует. В соответствии с п. 10 ст. 55 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" суррогатная мать не может быть одновременно донором яйцеклетки.

В мировой практике регулирования вопросов о совершении записи о родителях ребенка, рожденного суррогатной матерью, применяются два основных подхода.

Первый подход заключается в том, что родителями записываются супруги, обратившиеся за применением технологии суррогатного материнства, независимо от согласия на это суррогатной матери. Такое законодательное решение закреплено, например, в Республике Беларусь[1].

Второй подход предполагает, что родителями ребенка записываются супруги, обратившиеся за применением технологии суррогатного материнства, с согласия суррогатной матери. Такое законодательное решение закреплено в российском законодательстве.

Согласно абз. 2 п. 4 ст. 51 СК РФ лица, состоящие в браке между собой и давшие согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка.

Если согласие суррогатной матери на запись в качестве родителей ребенка лиц, обратившихся за применением данной технологии, не будет получено, то матерью ребенка будет записана сама суррогатная мать. Запись об отце ребенка в этом случае будет совершена с соблюдением общих правил совершения записи об отце.

Аргументом в пользу установленного в России порядка записи родителей при применении рассматриваемого метода является возможное появление в процессе беременности и родов у суррогатной матери материнских чувств по отношению к вынашиваемому ребенку, результатом чего может стать полная переоценка своего участия в данной технологии. Отказ в передаче ребенка супругам, которые к тому же могут быть полными биологическими родителями данного ребенка, расценивается как меньший вред, нежели "отобрание" ребенка у суррогатной матери. Сегодня порядок разрешения конфликта биологического и социального родительства при "суррогатном материнстве" в СК РФ свидетельствует о полном отрыве последствий применения репродуктивной технологии от целей ее применения. Подобное законодательное разрешение ситуации с суррогатным материнством чревато злоупотреблением со стороны суррогатной матери возможностью распорядиться судьбой долгожданного ребенка в целях вымогательства.

Несмотря на то что Закон об актах гражданского состояния не предусматривает порядок совершения записи о родителях ребенка, рожденного суррогатной матерью для одинокой женщины, не исключается возможность внесения сведений об этой женщине как о матери ребенка с согласия суррогатной матери. В последнее время стала формироваться судебная практика, в соответствии с которой отказы органа ЗАГС во внесении сведений об одинокой женщине как о матери ребенка, рожденного суррогатной матерью, признаются незаконными. Запись об отце ребенка в этом и других случаях применения репродуктивных технологий для одинокой женщины может быть в последующем совершена в общем порядке с учетом особенностей, связанных с применением указанных репродуктивных технологий.

В п. 9 ст. 55 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" дано понятие суррогатного материнства, под которым понимается вынашивание и рождение ребенка по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Как следует из данного определения, одним из оснований (элементом фактического состава) применения данной репродуктивной технологии является договор. Полагаем, что предметом данного договора не может быть регулирование отношений по вынашиванию и рождению суррогатной матерью ребенка как распоряжение ею своими личными неимущественными правами. Представляется, что это договор о порядке и об основаниях предоставления потенциальными родителями суррогатной матери средств на ее содержание и создание необходимых условий для вынашивания и рождения ею ребенка, а также ее послеродового восстановления.

В договор не могут быть включены условия, возлагающие на суррогатную мать обязанность по участию в репродуктивной технологии либо регулирующие порядок внесения записей о родителях будущего ребенка, так как они противоречат действующему законодательству. Включение таких условий в текст договора влечет ничтожность договора или его части.

Оспаривание отцовства (материнства)

Записи о матери и об отце, внесенные в актовую запись о рождении ребенка, могут быть оспорены в судебном порядке (ст. 52 СК РФ). Оспаривание записи об отце и о матери имеет целью исключение из актовой записи

о рождении ребенка сведений об отце (матери) ребенка, если лица, записанные в качестве таковых, фактически не являются отцом и (или) матерью ребенка.

Дела данной категории рассматриваются в порядке искового производства федеральными судьями судов общей юрисдикции.

Право оспорить записи об отце и о матери принадлежат в равной степени, т.е. независимо от того, запись о ком оспаривается, ограниченному кругу лиц:

  • – лицам, записанным в качестве отца и матери ребенка;
  • – лицам, фактически являющимися отцом или матерью ребенка;
  • – самому ребенку по достижении им совершеннолетия;
  • – опекуну (попечителю) ребенка;
  • – опекуну родителя, признанного судом недееспособным.

Не может оспорить сведения о себе как об отце ребенка мужчина, установивший свое отцовство, подавший совместное заявление с матерью ребенка, зная, что он фактически не является отцом ребенка (п. 2 ст. 52 СК РФ).

Кроме того, в соответствии с абз. 1 п. 3 ст. 52 СК РФ супруг утрачивает право на оспаривание записи о себе как об отце ребенка, ссылаясь на рождение ребенка, в результате применения метода искусственного оплодотворения или имплантации эмбриона.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 52 СК РФ после совершения записи о родителях ребенка в актовой книге суррогатная мать и данные супруги не смогут оспаривать эту запись, ссылаясь на то обстоятельство, что применена технология суррогатного материнства.

Однако если совершение записей в изложенных выше случаях о матери и (или) об отце ребенка было осуществлено, например, под влиянием обмана, насилия, угрозы в отношении соответствующих лиц, то ссылаясь на это обстоятельство записи о матери и (или) об отце ребенка могут быть оспорены в суде и исключены из актовой записи о рождении ребенка.

  • [1] См.: ст. 53 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >