ЛОББИЗМ В США
В результате изучения материала данной главы студент должен:
знать
• почему центром мирового лоббизма является Вашингтон;
уметь
• выявлять особенности корпоративного лоббизма в США и grassroots-лобби- рования;
владеть
• данными о ежегодных регистрируемых тратах на лоббизм в США.
Из истории лоббизма в США
История лоббизма в США начинается с Декларации независимости и первой поправке к Конституции США, в которых было заявлено право на "подачу петиций правительству для устранений несправедливости", которое остается базисом для лоббизма в США и по сей день[1].
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ
Первой зафиксированной попыткой оказать массовое влияние на американское правительство стало требование нескольких сотен солдат гарнизона Филадельфии выплатить им дополнительные пособия. Это случилось на Первом Континентальном конгрессе в Филадельфии (1774). В качестве аргумента они использовали заряженные ружья. Конгресс их просьбу не выполнил, а в следующий раз предпочел собраться в более безопасном месте – Принстоне.
Излюбленным приемом в те дни был просто подкуп. Например, Третий Континентальный конгресс (1789) собрался для того, чтобы решить, как погасить национальный долг, переложив нагрузку на штаты. В то время все были уверены в том, что финансисты, наиболее заинтересованные в этом решении, подкупили многих, и в том числе представителя штата Делавэр Джона Вининга за 1000 гиней. Позднее сенатор от штата Пенсильвания Вильям Маклай в своем журнале написал, что все обошлось гораздо меньшей суммой – хватило и 1/10 предполагаемой суммы.
С помощью взяток решались многие вопросы в Сенате. Например, в 1833 г., во время второго срока правления, Президент США Эндрю Джэксон решил забрать у Bank of United States право размещать у себя государственные счета. Президент банка был вынужден прибегнуть к помощи "титана Сената" сенатора от Массачусетса Дэниэля Вебстера. В своем письме президенту банка от 21 декабря 1833 г. Вебстер попросил выслать ему обычный гонорар, который за одно выступление в Сенате составлял 10 тыс. долл.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКТ
Иногда взятки приобретали весьма пикантный характер. Так, Сэмюель Кольт, который, как известно, через некоторое время после создания Богом людей сделал их свободными с помощью своего револьвера, одно время был вынужден бороться с нападками на авторские права. Он нанял лоббиста Александра Хая, разославшего в качестве подарка законодателям револьверы в эксклюзивном исполнении. Для убедительности предлагались также девушки легкого поведения, которые могли приехать в любой момент по запросу.
Но изобретательней всех оказался другой лоббист, которому пришла в голову мысль устроить казино прямо напротив Сената. Ему даже не приходилось ничего платить представителям власти: своим влиянием они отрабатывали долги, сделанные за карточным столом.
В то же время появлялись более тонкие методы лоббирования своих интересов. Непревзойденным мастером "лоббирования за ужином" был Сэмюель Вард, прозванный "королем лоббистов". Именно ему приписывают авторство фразы "путь к сердцу мужчины лежит через его желудок". Объясняя свои методы, он цитировал Талейрана, по утверждению которого, дипломатия всегда сопровождается хорошим ужином. И добавлял: "Во время хорошего ужина сотрапезники не торгуются. Но те, кому это необходимо, возможно, получат право задать грамотный вопрос и получить грамотный ответ". Традиции решения вопросов за трапезами сохранилась в США и но сей день, а потому советы "короля лоббистов" не лишены актуальности.
Вудро Вильсон, прежде чем стать Президентом США, занимался преподаванием и в том числе изучал вопросы влияния лоббистов на правительство. Поэтому, когда в 1913 г. он занял свое место в Белом Доме, он призвал лоббистов уехать из Вашингтона, что они в большинстве своем и сделали, впрочем ненадолго. С этого момента идет отсчет попыток американского правительства ограничить деятельность лоббистов. В конце 1920-х гг. был создан Комитет под председательством сенатора Каравэя, занимавшийся изучением лоббизма. В частности, было установлено, что уже в то время лоббисты пользовались сомнительными методами, имитируя поддержку своей позиции общественным мнением. Например, нанимали людей для отправки за деньги сенаторам телеграмм от имени избирателей, фамилии которых брались из телефонных книг.
В 1950-е гг. число лоббистов заметно растет и достигает уже более 2000. В то же время происходит существенная трансформация лоббистских методов. Член Палаты представителей (нижняя палата Конгресса США) Фрэнк Бучанан, возглавлявший комитет, занимавшийся вопросами лоббизма, отмечал, что в конце прошлого века лоббизм означал "непосредственную личную коммуникацию с законодателями, включающую в себя значительную долю коррупционной составляющей. Сейчас же коррупция встречается редко. Лоббизм становится все больше косвенным, и теперь он в значительной степени является результатом работы целой группы, нежели плодом индивидуальных действий. Печатное слово все больше используется для убеждения законодателей нежели индивидуальные контакты лоббистов"[2].
Именно в это время лоббисты начинают в общественном мнении простых американцев превращаться в злодеев, а политики не гнушаются эксплуатировать данный стереотип, противопоставляя себя проводникам бизнес-интересов. Так, Президент Гарри Трумэн однажды сказал: "Множество организаций за большие деньги нанимают лоббистов из Вашингтона. Порядка 15 млн людей в США представлены лоббистами. У остальных 150 млн есть только один человек, который представляет их интересы - это Президент Соединенных Штатов". Спустя некоторое время ему вторил Джон Кеннеди: "Без поддержки высоковлиятельных лоббистов в нашей экономике остается только потребитель. И я собираюсь быть его лоббистом".
В 1960-е гг. в качестве лоббистов все чаще начинают выступать директоры корпораций, однако всегда под строгим надзором их консультантов из Вашингтона. Когда директор Du Pont Крофорд Гринуолт решил пролоббировать снижение налога на прирост капитальной стоимости компании, он лично повстречался более чем с 50 членами Конгресса и ключевыми правительственными чиновниками. Но при этом всей операцией руководил вашингтонский лоббист Кларк Клиффорд, которому приписывают написание закона о создании ЦРУ.
1970-е гг. ознаменовались тем, что все больше лоббистов стало наниматься для отстаивания иностранных интересов. Иногда из-за этого возникали скандалы, как, например, в 1976 г., когда Washington Post сообщила, что представители Южной Кореи ежегодно тратили до 1 млн долл. на подарки для конгрессменов. Они должны были способствовать "сохранению благоприятной законотворческой обстановки". Общее число законодателей, получивших подарки, достигло больше сотни.
В 1980-е гг. техники лоббизма все более усложняются. Конфликты интересов еще сильнее проявляются в публичной плоскости. Например, когда Конгресс рассматривал вопрос о повышении поддержки производителей молочной продукции, то, разумеется, аргументы в поддержку данного решения были озвучены фермерами. Однако неожиданно для всех тысячи менеджеров из ресторанов фастфуд написали письма против данного решения, поскольку оно подняло бы цены на продукты питания.