Структура юридической нормы
Структуру любой правовой нормы образует единство составляющих ее элементов. Однако характер этих элементов, их количество, расположение, способ связи и назначение зависят от вида юридических норм. Следует, таким образом, различать структуру юридических норм отправных (исходных, учредительных) и норм – правил поведения.
Логическая структура нормы – правила поведения воссоздается мыслительным путем и представляет собой формулу: "Если..., то..., иначе (в противном случае)...".
Словом "если" предваряется гипотеза нормы, словом "то" – диспозиция нормы, словом "иначе" – санкция нормы. Для воссоздания логической структуры, кроме требований и правил логики, необходимо хорошее знание законодательства, юридической техники, системообразующих связей правовых норм и механизма их действия.
Трехчленная логическая структура норм-правил поведения имеет исключительно большое значение для правотворческой и правоприменительной деятельности, так как позволяет создавать жизнеспособную, проверенную практикой, эффективную систему государственно-правового воздействия на поведение человека.
В правоприменительной деятельности логико-юридическая структура нормы выступает в качестве программы индивидуальных действий правоприменителя или лица, реализующего норму в иных формах. Эта структура раскрывает механизм воплощения субъективных прав и юридических обязанностей в фактическом поведении субъектов. Формула трехчленного строения юридической нормы-правила поведения отражает механизм воздействия права на поведение субъектов и выступает одновременно в качестве структуры правового нормативного предписания.
Норма права – это выделяемое логическим образом общее правило, которое воплощает органические связи между нормативными предписаниями и обладает полным набором свойств, раскрывающих их государственно-властную, регулятивную природу. В соответствии с этим выделяется и структура юридической нормы. Норма права имеет в своем составе три элемента: гипотезу, диспозицию и санкцию.
Гипотеза – элемент юридической нормы, указывающий на жизненные обстоятельства, при наличии которых реализуется ее диспозиция.
Посредством гипотезы определенный абстрактный вариант поведения привязывается к конкретному жизненному случаю, субъекту, времени и месту. Обобщение социальных ситуаций приводит к формированию модели поведения, а каждая из этих ситуаций вдыхает жизнь в правило поведения, переводит его на уровень отдельного случая, придает ему предметный характер. В рамках гипотезы осуществляется диалектическое взаимодействие общего и частного. Гипотеза – необходимый элемент структуры юридической нормы-правила поведения, выступает условием обязательности диспозиции. Предположительный характер гипотезы не ставит под сомнение достоверность существования обстоятельств, с которыми связывается действие (бездействие) правила поведения, и не колеблет его обязательности, а лишь подчеркивает ситуативность этих обстоятельств. Нельзя согласиться в этой связи с тем, что уголовно-правовые нормы не имеют гипотезы потому, что предположительный характер несовместим с категоричностью этих норм.
Диспозиция – это элемент юридической нормы, указывающий на правило поведения, которому должны следовать участники правоотношений.
Наиболее простым способом формулирования диспозиции нормы является указание в ней дозволяемых и запрещаемых действий (бездействия) без описания признаков данных деяний. Таким путем создаются нормы с простой диспозицией, когда речь идет о широко известных и всем само собой понятных действиях (например, убийство). В других случаях, когда нельзя ограничиться лишь наименованием предписываемого действия в силу его малоизвест- ности или разноречивости, нормы издаются с описательной диспозицией. То есть в диспозиции формулируются существенные признаки действия (например, описание кражи как тайного похищения чужого имущества).
Санкция юридической нормы содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания.
Приведем пример изложения текста законодательного акта (ст. 173 ГК РФ) в виде нормы права: "Если сделка совершается юридическим лицом (гипотеза), то она должна соответствовать целям деятельности, определенно ограниченным в его учредительных документах (диспозиция), иначе она может быть признана судом недействительной (санкция)".
В зависимости от способа, которым санкции охраняют правопорядок, обеспечивают исполнение предусмотренных в нормах обязанностей, они делятся на правовосстановительные и штрафные (карательные).
По степени определенности санкции делятся на относительно-определенные (в них указан высший и низший предел наказания), абсолютно-определенные (содержат строго определенную меру наказания) и альтернативные (позволяющие сделать выбор) санкции.
Структура отправных (учредительных) норм права отличается от структуры правил поведения.
Эти нормы весьма неоднородны и отличаются друг от друга степенью общности, функциональным назначением, динамизмом действия, общеправовой или отраслевой принадлежностью.
Но всем им присуще общее свойство: они законодательно закрепляют (учреждают) какое-либо правовое положение материального или процедурного характера либо путем его словесного обозначения, либо указания одного или нескольких существенных признаков, либо полного определения (дефиниции). Эти признаки правового понятия, явления, принципа, общественно-политической ситуации выступают в качестве структурных элементов отправной (учредительной) юридической нормы. При этом логическая структура выражается либо полно, и тогда она совпадает со структурой законодательного нормативного предписания, либо "урезается" до констатации какого-либо факта или признака правового понятия (явления).
Поэтому нет смысла искать в отправных (учредительных) нормах гипотезу, диспозицию или санкцию. Они имеют иные структурные элементы.
Соотношение нормы права и статьи закона
Внутренняя структура нормы права не во всех случаях совпадает с внешней. Статья нормативного акта и норма права могут и не совпадать. Законодатель пользуется внешними формами выражения норм права, считаясь с соображениями удобства, экономичности, большей ясности и доступности изложения правового предписания, большей его убедительности. Поэтому логическая структура нормы права может не совпадать с формой словесного выражения.
Выделяют три способа изложения норм права в статьях нормативных правовых актов.
1. Прямой способ изложения состоит в том, что в статье нормативного правового акта излагаются все три элемента правовой нормы (например, ст. 175 ГК РФ).
Статья 175 ГК РФ
(извлечение)
Сделка, совершенная несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет без согласия его родителей, усыновителей или попечителя, может быть признана судом недействительной.
Приведенную в качестве примера статью можно преобразовать в норму права: "Если сделка совершается несовершеннолетним в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет, то необходимо согласие его родителей, усыновителей или попечителя, иначе она может быть признана судом недействительной". Гипотеза этой правовой нормы описывает субъект права, диспозиция – правило совершения сделок несовершеннолетним, санкция указывает на нежелательные последствия в виде признания сделки недействительной.
Статья 428 ГК РФ
(извлечение)
Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах.
- 2. Отсылочный способ имеет место в тех случаях, когда в тексте акта имеются не все элементы правовой нормы и содержится определенная отсылка к другим статьям данного акта, где находятся иные элементы нормы права. Примером является п. 3 ст. 420 ГК РФ: "К обязательствам, возникшим из договора, применяются общие положения об обязательствах (ст. 397–419), если иное не предусмотрено правилами настоящей главы и правилами об отдельных видах договоров, содержащихся в настоящем Кодексе".
- 3. Бланкетный способ изложения означает, что в статье нормативного правового акта устанавливается неопределенная отсылка к группе актов, правилам, инструкциям, которые не определены точно.
Бланкетный характер носит отсылка к формулярам и иным стандартным формам.