Проблемы целеполагания по Д. Дернеру

Ограниченная направленность мышления только лишь на актуальные цели. Как правило, "сетевидность" параметров ситуации (область "А") влечет за собой "сетепидность" целей (область "Б"), что довольно часто не учитывается человеком. Игнорирование побочных и отдаленных влияний достижения явных целей – одна из основных причин неверного представления о ситуации. Людей волнуют насущные, сегодняшние проблемы, а не те, которые у них (пока) не возникли. Следовательно, они склонны не думать о том, что решение вопроса в области "А" может породить проблемы в области "Б".

Неучитывание взаимосвязанности целей. Достижение одних целей может отрицательно сказываться на достижении других целей (противоречивость целей). Как пишет Д. Дернер, "В сложной ситуации почти всегда необходимо заботиться не только об одной ее характеристике, преследуя лишь одну цель, а стремиться одновременно ко многим целям. Однако при взаимодействии человека со сложной сетевой системой едва ли частные цели будут совершенно независимы друг от друга. Чаще они противоречат друг другу... Неосознаваемые противоречия между частными целями ведут к действиям, неминуемо заменяющим одну проблему на другую"[1].

Основным принципом целеполагания являются осознаваемые проблемы и те проблемы, которые можно решить, а не те которые нужно решать. Располагая методами, человек считает, что с их помощью можно успешно справиться со всеми встречающимися проблемами. Более того, если эти методы действительно оправдывали себя на протяжении долгого времени, можно прийти к переоценке их эффективности.

Неясность целей. Обусловлена использованием сложных, многозначных понятий, которые могут обозначать множество самых разных содержаний и процессов. Отмечая целый пакет проблем одним понятийным ярлыком, люди облегчают себе обращение с имеющейся проблемой.

По логике концепций "принятия решений" в момент выбора человек отсекает, исключает все возможные линии своей жизни, от которых он отказался. Он живет по одной ветви "дерева целей", все остальные практически не существуют для него. Когда человек совершает выбор, ему приходится "разрушать ранее заложенные основания": "личность непрерывно и неудержимо стремится вперед, закладывая по пути основания то тому, то другому"[2].

Возможность альтернативного построения внутренних предпосылок деятельности давно отмечена исследователями. Общефилософский смысл этой проблемы был сформулирован Кантом, который утверждал, что человек принадлежит двум мирам – миру эмпирического бытия, пространства, времени, внешней необходимости и миру практического разума, нравственности – и поэтому подчиняется одновременно двум логикам: "законам природы" и "законам свободы". В психологии этот феномен связывался и с когнитивными процессами, и с мотивационными, и с таким специфическим состоянием, как когнитивный диссонанс[3].

Для процесса целеполагания может быть следующим образом сформулирован принцип неопределенности: чем объективно или субъективно определеннее для индивида выступают два элемента целеполагания, тем больше он стремится сохранить неопределенным третий элемент.

Сохранение неопределенности элемента целеполагания имеет важную функцию. Это создает возможность конструировать новые альтернативы выбора (единство цели, критерия и возможности). Чтобы ситуация перехода к новым целям, на новый их уровень, стимулировала не только количественное, но и качественное увеличение внутреннего ресурса, она должна быть результатом случайного, т.е. необоснованного в рамках известных критериев, выбора. Речь идет, таким образом, о выборе альтернативы, все параметры которой неизвестны, непредсказуемы, за исключением одного, входного параметра, гарантирующего индивиду переход, "прорыв" на новый уровень существования, новое поле возможностей.

Существует немало публикаций, в которых затрагиваются отдельные стороны управления человеком различными аспектами своей жизни, но в них мало внимания уделяется аспектам стратегического жизненного целеполагания и целедостижения, и неполно представлены механизмы экзогенного персонального управления, как важного инструмента менеджмента жизни.

Персональный стратегический менеджмент (ПСМ) – это совокупность средств, форм и методов достижения человеком своих жизненных целей[4]. Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В целом, ПСМ необходимо разделить на экзогенный (экзо- ПСМ), когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии это обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный (эндо-ПСМ), когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Ключевыми в достижении личных жизненных целей являются следующие факторы:

  • • наличие стратегии жизни;
  • • владение технологиями ее реализации;
  • • умение работать с инструментами управления формированием персонального человеческого капитала.

Стратегия жизни[5]. Наличие стратегии важно, так как для осуществления некоторых жизненных целей обязательно нужно совершить ряд последовательных шагов, а иногда пожертвовать текущим потреблением отдельных благ, чтобы получить большее количество и разнообразие благ в будущем.

Социологи определяют понятие стратегии жизни как символически опосредованное и выходящее по своему воздействию за пределы сознания идеальное образование, реализующее в поведении человека его ориентиры и приоритеты.

В повседневной жизни наиболее распространены три типа таких стратегий.

  • 1. Благополучия. В основе стратегии лежит рецептивная (приобретательская) активность личности, направленная на обеспечение полной необходимых благ, спокойной, комфортной, размеренной и стабильной жизни.
  • 2. Успеха. Данная стратегия рассчитана на общественное признание деятельности ее носителя и предполагает активную, насыщенную событиями, преуспевающую жизнь.
  • 3. Самореализации. Стратегия характеризуется творческой активностью, направленной на создание новых форм жизни безотносительно к их внешнему признанию (непризнанию), и предполагает красивую, гармоничную, близкую по своему содержанию к искусству, свободную жизнь.

Обобщенная модель механизма по разработке и реализации стратегических целей человеческой жизни представлена на рис. 2.5. В модели отражена взаимосвязь основных этапов цикла персонального стратегического управления.

Основные этапы цикла персонального стратегического целеполагания и управления

Рис. 2.5. Основные этапы цикла персонального стратегического целеполагания и управления

  • [1] Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997. С. 71.
  • [2] Наумова Η. Ф. Социологические и психологические аспекты целенаправленного поведения. М.: Наука, 1988.
  • [3] Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. М.: Ювента, 1999.
  • [4] Коробейников Д. Жизнь и карьера: стратегическое управление // Проблемы теории и практики управления. 2001. № 6. С. 77–81.
  • [5] Резник Т. Е., Резник Ю. М. Жизненное ориентирование личности: анализ и консультирование // Социологические исследования. 1996. № 6. С. 119.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >