РАСПАД СССР И ОБРАЗОВАНИЕ СНГ

В результате изучения данной главы студент должен:

  • знать о федеративном устройстве СССР по Конституции 1977 г.; о характере требований союзных республик по части изменения федеративных отношений в Конституции СССР 1977 г.; о целях и задачах проектов Союзного договора;
  • уметь объяснить причины и условия распада СССР и образования СНГ;
  • владеть навыками юридического анализа Союзного договора и обоснованной характеристики формы государственного устройства, которую предполагалось закрепить этим документом.

Федеративное устройство СССР по Конституции 1977 г.

Преамбула к Конституции констатировала, что в СССР построено развитое социалистическое общество, одной из характеристик которого было достижение в нем зрелых социалистических общественных отношений и сложение на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества новой исторической общности людей – советского народа. Как уже говорилось, концепция "советского народа" начала разрабатываться во времена Н. С. Хрущева, но не получила отражения в значимых партийных документах того периода. При Л. И. Брежневе эта идея прозвучала на XXIII съезде КПСС и впоследствии активно разрабатывалась советскими обществоведами. Основными признаками советского народа считались: территориально-экономическое единство многонационального социалистического общества – единый народнохозяйственный комплекс страны; однотипная социально-классовая структура советского общества; политическое единство, олицетворяемое социалистической федерацией и единой политической системой; общие черты духовного облика советских людей всех национальностей, их образа жизни, играющие определяющую роль в растущем многообразии национальных форм социалистической культуры; широкое распространение языка межнационального общения.

Критики утверждали, что доктрина "советского народа" должна была стать идеологическим прикрытием политики ассимиляции, насильственного преодоления этнического многообразия советского общества. Однако исследования официальных документов и частных комментариев представителей советского руководства этой точки зрения не подтверждают[1]. Советский народ всегда рассматривался как полиэтническая социальная общность. С точки зрения понятийного аппарата современной науки советский народ действительно являлся обычной полиэтнической советской нацией. Хотя здесь следует отметить, что традиция советского обществоведения трактовала нацию как моноэтнический социальный организм, одну из форм и стадий существования этноса. Именно эта особенность понимания категории "народ" и "нация" и давали основания видеть в идее советского народа оттенок ассимиляторства. Идея советского народа во многом противоречила изначальной концепции советской федерации, которая основывалась как раз на идее "огосударствленного этнонационализма"[2]. В период "оттепели" и позднее республиканские элиты, которые стали формироваться как этнические, получили значительную самостоятельность. Видимо, поэтому при разработке Конституции 1977 г. руководство страны так и не решилось отказаться от национально-государственного федерализма и перейти к чисто территориальному.

Основные принципы федеративного (или, как тогда говорилось, национально-государственного) устройства советского государства закреплялись в третьем разделе Конституции СССР 1977 г. СССР определялся как единое союзное многонациональное государство, образованное на основе принципа социалистического федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения равноправных советских социалистических республик. Как говорилось в той же ст. 70, СССР олицетворял государственное единство советского народа, сплачивал все нации и народности в целях совместного строительства коммунизма. Советский Союз включал в себя 15 суверенных советских социалистических республик, перечисленных в ст. 71 Конституции СССР: РСФСР, Украинскую, Белорусскую, Узбекскую, Казахскую, Грузинскую, Азербайджанскую, Литовскую, Молдавскую, Латвийскую, Киргизскую, Таджикскую, Армянскую, Туркменскую, Эстонскую.

Конституция провозглашала и гарантировала суверенитет каждой республики, который проявлялся прежде всего в том, что за каждой союзной республикой сохранялось право свободного выхода из состава союзного государства. Декларированное право выхода, как и в прежних Конституциях, не было подкреплено законодательством, регулирующим его порядок и процедуру. Территория республики не могла быть изменена без ее согласия. Границы между союзными республиками могли изменяться по взаимному соглашению соответствующих республик, которое подлежало утверждению Союза ССР. Однако территория СССР рассматривалась как единое пространство и включала территории всех союзных республик. Суверенитет СССР распространялся на всю его территорию.

Конституция СССР 1977 г. формально предоставляла широкие полномочия союзным республикам. Они рассматривались как суверенные социалистические государства. Вне пределов ведения СССР союзные республики самостоятельно осуществляли государственную власть на своей территории. В частности, ведению союзной республики подлежали принятие Конституции республики, решение вопросов административно-территориального устройства, право на вступление в отношения с иностранными государствами. Согласно ст. 77 Конституции союзная республика обеспечивала комплексное экономическое и социальное развитие на своей территории, способствовала осуществлению на этой территории полномочий Союза ССР, проводила в жизнь решения высших органов государственной власти СССР. Однако из п. 12 ст. 73, закрепляющей предметы ведения СССР в лице его высших органов государственной власти, следовало, что федеральные органы власти могут принять к рассмотрению решение вопросов общесоюзного значения, даже и не перечисленных в этой статье. В Конституции закреплялся принцип верховенства союзного законодательства.

Определялся статус автономных советских социалистических республик, автономных областей и автономных округов. Помимо РСФСР, автономии разного уровня входили также в состав Узбекской, Грузинской, Азербайджанской, Таджикской ССР. Автономные республики имели свои Конституции, соответствующие Конституции СССР и Конституции союзной республики. Закон об автономной области принимался Верховным Советом союзной республики но представлению Совета народных депутатов автономной области. Автономные округа находились в составе края или области. Закон об автономных округах принимался Верховным советом соответствующей союзной республики.

Союзным республикам в конце 1970-х гг. предоставляются новые нрава в области планирования, капитального строительства, финансирования, в ряде вопросов хозяйственного и культурного строительства. Средства государственного бюджета перераспределялись, с тем чтобы обеспечить благоприятные экономические условия для ряда республик. Так, в 1975 г. Верховный Совет СССР утвердил отчисления (от налога с оборота) от общесоюзных доходов в бюджеты республик в следующем соотношении: РСФСР – 42%, Украинская ССР – 43,3%, Латвийская ССР – 45,6%, Молдавская ССР – 50%, Эстонская ССР – 59,7%, Белорусская ССР – 68,2%, Азербайджанская ССР – 69,1%, Грузинская ССР – 88,5%, Киргизская ССР – 93,2%, Литовская ССР – 99,7%, Армянская ССР – 89,9%, Таджикская ССР – 99,1%, Узбекская ССР – 99,8%, Казахская ССР и Туркменская ССР – 100%[3]. Темпы капиталовложений в экономику союзных республик в два – четыре раза превышали аналогичные показатели для России.

  • [1] Четко С. В. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 2000. С. 184-189.
  • [2] Там же. С. 199.
  • [3] Коржихина Т. П. Советское государство и его учреждения: ноябрь 1917 г. – декабрь 1991 г. М., 1995. С. 202.
 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >