Церковная реформа XVIII в. Русская Православная Церковь в Российской империи

В ходе реформ Петра I (1672–1725) церковь была окончательно подчинена светской власти. "Симфония" сменилась распоряжениями бюрократической машины.

Петр I ликвидировал патриаршество, а в 1721 г. учредил Святейший правительствующий синод во главе назначаемым обер-прокурором. Император контролировал деятельность Синода, Синод присягал ему на верность. Фактически, через Синод император контролировал и жизнь Церкви. Церкви вменялось выполнять ряд государственных функций: начальное образование, запись актов гражданского состояния, наблюдение за политической благонадежностью подданных. Духовенство обязано было, нарушая тайну исповеди, доносить о замеченных им действиях, "клонящихся ко вреду государства". Вводились серьезные ограничения для монашества: число монахов сокращалось, обители закрывались.

В правление Анны Иоанновны (1693–1740) в 1734 г. был издан закон об уменьшении числа монашествующих, действовавший до 1760 г. Принимать в монахи разрешалось только отставных солдат и вдовых священников. Проводя перепись священников, правительственные чиновники выявляли постриженных вопреки указу, расстригали и отдавали в солдаты.

Екатерина II (1729–1796) продолжала политику секуляризации в отношении Церкви. Манифестом от 26 февраля 1764 г. большая часть церковных земель была передана в ведение государственного органа – Коллегии экономии синодального правления. Для монастырей были введены "Духовные штаты", поставившие монахов иод полный контроль государства.

Начиная с конца XVIII в. политика в отношении церкви меняется. Церкви возвращается часть льгот и имущества, растет число монастырей, их освобождают от некоторых повинностей. Манифестом Павла I (1754–1801) от 5 апреля 1797 г. император был объявлен главой Русской Православной Церкви.

С 1842 г. правительство стало выдавать священникам жалованье как лицам, находящимся на государственной службе.

В течение XVIII–XIX вв. правительством был предпринят ряд законодательных и административных мер, ставящих православие в особое положение в государстве. При поддержке светских властей развивается православное миссионерство, укрепляется школьное духовное и богословское образование. Много сделал для становления духовного образования митрополит московский Филарет (Дроздов) (1783–1867). Во второй половине XIX в. ведущие высшие духовные учебные заведения стали влиятельными центрами религиозно-духовной культуры.

Принципы российского православного миссионерства были заложены Стефаном Пермским (ок. 1340–1396). Русские миссии помимо христианского вероучения несли грамотность и новые формы быта народам Сибири и Дальнего Востока, они действовали в Америке, Китае, Японии, Корее. С 1801–1820 гг. миссию в Пекине возглавлял знаменитый востоковед-китаист Иоакинф Бичурин (1777–1853).

Развивались традиции старчества. Движение старчества связано с деятельностью Паисия Величковского (1722– 1794), Серафима Саровского (1759–1839), Феофана Затворника (1815–1894), Амвросия Оптинского (1812–1891) и других оптинских старцев.

Православная церковь в новых общественно-исторических условиях

После падения самодержавия церковь предпринимает ряд мер по укреплению своей системы управления. С этой целью 15 августа 1917 г. собрался Поместный собор, который восстановил патриаршество. 18 ноября 1917 г. патриархом был избран московский митрополит Тихон (Беллавин) (1865–1925). В своих первых обращениях к духовенству и верующим Тихон призывал к укреплению веры, усилению нравственного воздействия на общество, невмешательству в политические вопросы. Однако после опубликования Советским правительством декретов и постановлений о конфискации синодальной типографии, о расторжении браков и особенно "Об отделении церкви от государства и школы от церкви" Тихон обнародовал ряд документов, осуждающих правительственные акты.

Особенно решительно Тихон выступил против декрета ВЦИК от 23 февраля 1922 г. об изъятии церковных ценностей для нужд голодающих. В своем обращении к духовенству и верующим от 28 февраля 1922 г. он призвал оказывать сопротивление декрету. В мае 1922 г. патриарх был привлечен к уголовной ответственности.

Часть православного духовенства, учитывая сложившуюся обстановку, потребовала изменения курса церкви в направлении лояльного отношения к власти.

К числу сторонников изменения курса относилось внутрицерковное движение, возглавляемое протоиереем А. Введенским (1888–1946), получившее название "обновленчество". Обновленцы хотели приспособить политику церкви к новым историческим условиям. В апреле-мае 1923 г. они созвали "собор" отклонившихся от остальной церкви групп "Живая церковь", "Союз общин древлеапостольской церкви" и др., "лишили" патриарха Тихона сана и высказались в поддержку Советской власти.

Патриарх Тихон в июне 1923 г. обратился с заявлением к духовенству, в котором писал: "Не погрешая против нашей веры и Церкви, не допуская никаких уступок и компромиссов в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работать на общее благо, осуждая всякую агитацию, явную или тайную, против нового государственного строя".

В июле 1927 г. местоблюститель патриаршего престола митрополит Сергий (Страгородский) (1867–1944) подписал декларацию, в которой призвал верующих и духовенство активно поддерживать Советскую власть.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >