Содержание и специфика общения детей со сверстниками

Отличительной особенностью контактов детей в начале второго года жизни является двойственное отношение к сверстникам.

С одной стороны, малыши адресуются к сверстнику так же, как и к взрослому: смотрят в глаза друг другу, улыбаются, смеются, лепечут, показывают свои игрушки. Эти действия ребенок переносит на ровесника из сферы общения с взрослым, они являются общими для обеих коммуникативных сфер. Характерной особенностью этих действий является то, что они выражают отношение ребенка к другому человеку как к субъекту, как к потенциальному партнеру по взаимодействию, предполагающее ответную реакцию, обмен активностью. Однако специфического содержания, характерного именно для отношения детей к ровеснику, в таких действиях нет. Первые коммуникативные контакты свидетельствуют лишь о том, что субъектность сверстника воспринимается ребенком.

С другой стороны, в поведении самых маленьких детей наблюдается совершенно особый вид действий, который редко встречается в общении их с взрослыми. Эти действия побуждаются потребностью ребенка во впечатлениях и активном функционировании. Они выражаются в том, что малыши на втором году жизни часто обращаются друг с другом как с интересным предметом, игрушкой. Если рядом с годовалым ребенком посадить сверстника и положить куклу, можно увидеть, что малыш ведет себя по отношению к ним практически одинаково. Например, потрогает пальчиком глаз у куклы и попытается проделать то же самое с ровесником; похлопает куклу по голове и повторит то же самое с ребенком; поднимет и опустит ногу куклы — и сразу же попробует произвести это действие с "живой игрушкой". Экспериментируя подобным образом с одушевленными и неодушевленными объектами, ребенок исследует, сравнивает их свойства.

Одновременно малыш сравнивает сверстника с самим собой: потрогает свою ногу, затем — ногу сверстника, рассмотрит и потеребит свои пальчики, затем проделает то же с пальчиками соседа. Подобными способами малыш изучает собственные физические свойства и свойства сверстника, обнаруживает сходство между ними.

Такое поведение характерно для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет и свидетельствует о том, что в их контактах на первый план выдвигается знакомство со сверстником как с интересным объектом. Объектные качества другого ребенка заслоняют его субъектные свойства. Этим и объясняется особая бесцеремонность в обращениях детей с ровесниками: они дергают друг друга за уши, за нос, хлопают рукой или игрушкой по голове, отталкивают другого, если тот мешает пройти и пр. Иногда можно наблюдать, как ребенок, стремясь достать какой-то предмет, наступает на ноги сидящего рядом, не обращая внимания на его протесты. В данном случае ровесник является просто помехой на пути к цели. Как правило, в общении с взрослым такие действия встречаются крайне редко, а в контактах с ровесниками — постоянно, заслоняя собой субъектную составляющую общения.

Так, на протяжении первого полугодия второго года жизни в контактах детей переплетаются субъектное и объектное отношение к сверстнику, затрудняющее полноценное общение. Контакты детей неустойчивы еще и потому, что они пока еще мало чувствительны к инициативе сверстника, к его переживаниям, эмоциональным состояниям.

После полутора лет происходит заметный перелом в отношениях детей. Идут на убыль действия с ровесниками как с неодушевленными предметами, нарастает доля инициативных актов, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать собой сверстника. Обостряется чувствительность малышей к отношению других детей: их обращение друг с другом становится более деликатным, внимательным. Все больший интерес начинают у них вызывать не объектные, а субъектные качества ровесников — способность отвечать на инициативу, выражать согласие и одобрение, умение сопрягать свои действия с поведением другого. Сверстник становится все более привлекательным как партнер по общению, а не как объект манипулирования. Взаимодействие детей приобретает характер субъектно-ориентированного общения.

К концу второго года жизни и на третьем году между детьми разворачивается особый вид общенияэмоционально-практическая игра, у которой есть ряд отличительных признаков.

Во-первых, она включает особую категорию действий, характерных только для детских контактов. Эта игра вытекает из стремления ребенка продемонстрировать себя ровеснику самым непосредственным образом: дети прыгают друг

перед другом, падают, кричат, визжат, дразнятся, внимательно наблюдая за реакцией партнера. Как правило, такое взаимодействие представляет собой "цепную реакцию": действие одного вызывает подражание другого, которое, в свою очередь создает череду новых подражательных действий.

Во-вторых, совместная игра разворачивается и бесконфликтно протекает, когда дети общаются непосредственно, без каких-либо предметов.

Вот характерный пример такого взаимодействия.

В большом манеже находятся Дима (2 года) и Катя (1 год 9 мес.). Дима с интересом наблюдает за Катей, которая ковыряет пальчиком клеенку. Мальчик подползает к Кате и тоже начинает ковырять клеенку, с улыбкой заглядывая ей в лицо. Катя не замечает интереса к ней Димы, увлеченно хлопает ладошкой по клеенке и что-то лепечет. Тот смеется и тоже начинает хлопать по клеенке. Катя, наконец, замечает его, улыбается ему и быстро бьет перед ним ногами по полу. Дима, смеясь, повторяет ее действие. Оба синхронно бьют ногами по полу, внимательно глядя друг другу в лицо. Дима начинает щелкать языком перед Катей, девочка, смеясь, тоже щелкает языком. Игра продолжается 10 мин.

Из этого примера видно, как подражание действиям сверстника становится средством привлечения к себе его внимания и основой для совместной игры.

Помимо весьма специфического содержания подобные контакты имеют еще одну отличительную особенность — они почти всегда сопровождаются яркими положительными эмоциями. Дети с восторгом повторяют один перед другим однотипные действия, как бы зеркально отражаясь друг в друге.

Ире и Роме по 2,5 года. Они играют рядом каждый своей игрушкой. Наконец, Ира откладывает свою игрушку в сторону, закрывает лицо руками и, полуобернувшись к Роме, напряженно ждет. Тот, смеясь, заглядывает ей в лицо. Ира открывает лицо и с улыбкой начинает раскачиваться перед мальчиком. Он оживленно, с веселой улыбкой повторяет ее действия. Некоторое время дети раскачиваются, внимательно наблюдая друг за другом. Неожиданно Рома хлопает в ладоши и с выжидательной улыбкой смотрит в глаза Ире. Девочка

с удовольствием повторяет его движения, оба, смеясь, хлопают в ладоши. Вдруг Ира вскакивает, весело падает перед мальчиком, вопросительно смотрит на него, взглядом приглашая к продолжению игры. Рома с восторгом подражает ей. Дети по очереди падают и встают, громко смеются. Эмоциональный накал игры возрастает. Ира радостно визжит, глядя Роме в глаза. Тот тоже визжит. Вдруг оба одновременно замолкают, останавливаются, замерев, смотрят друг на друга, затем одновременно визжат и падают на пол. Такая игра повторяется несколько раз.

Анализ подобных игр с точки зрения критериев наличия потребности в общении показывает, что поведение детей удовлетворяет всем четырем критериям. Малыши проявляют друг к другу выраженный интерес, окрашенный положительными эмоциями, инициативу во взаимодействии, адекватно отвечают на инициативу ровесника, подхватывают и развивают ее. Такое общение можно охарактеризовать как эмоционально-практическое взаимодействие. Оно позволяет ребенку свободно и во всей полноте выразить свою самобытность, пережить состояние общности и сходства с другим, равным ему существом.

Эмоционально-практическое взаимодействие детей рождается стихийно, без участия взрослого. Несмотря на большую привлекательность для малышей такого взаимодействия, потребность в общении с ровесниками в этом возрасте выражена слабее потребности в общении с взрослыми и в действиях с предметами. Важную роль в дальнейшем развитии общения детей со сверстниками, в обогащении его содержания играют окружающие взрослые.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >