Исследования привязанности Дж. Боулби.
В начале 1950-х гг. психиатр и психолог Боулби познакомился с работами К. Лоренца по "импринтингу" [1] у животных, что подтолкнуло его к формированию собственной теории. В 1960-х гг. он разрабатывает "теорию привязанности", синтезировав ряд положений неофрейдизма и этологии. Неоднократно переиздается его труд "Привязанность", в котором он дал теоретическую трактовку процесса образования тесных уз любви и привязанности [2].
Мнение специалиста
"С логической точки зрения слово “зависимость” обозначает, в какой степени один индивид полагается на другого в своей жизни, таким образом, оно обозначает функциональную связь; термин “привязанность” в контексте данной книги обозначает форму поведения и является чисто описательным. С учетом различий в значении этих слов можно сказать следующее: в то время как зависимость ребенка при рождении максимальна и затем более или менее постоянно уменьшается но мере наступления зрелости, привязанность при рождении отсутствует и не проявляется достаточно явно вплоть до достижения ребенком шестилетнего возраста" [3].
Боулби отмечает: "Путь, ведущий к пониманию тех уз, которые связывают ребенка с матерью, пролегает через понимание его реакции на разлуку с ней" [4]. Определяя привязанность как способность людей образовывать прочные аффективные взаимоотношения друг с другом, он подчеркивает, что "ни одна форма поведения не сопровождается более сильными чувствами, чем поведение привязанности. Лица, на которые оно направлено, пользуются любовью ребенка, и их приход он радостно приветствует" [5].
Эта способность наиболее ярко проявляется в раннем детстве. На первых месяцах жизни формируется "комплекс оживления" — радостно-аффективная реакция ребенка на появление знакомого взрослого. Систематическое эмоциональное общение с ребенком приводит к тому, что между ним и его близкими устанавливаются прочные связи. Общаясь с людьми, ребенок учится налаживать эмоциональные связи с ними, прежде всего с родителями, бабушками, дедушками и др. И наоборот — отсутствие достаточного внимания к ребенку ведет к тому, что во взрослом состоянии индивид будет испытывать значительные трудности в процессах общения с другими людьми.
В свою очередь, способность к образованию взаимодействия с другими людьми, умение сотрудничать, образовывать дружеские узы сопутствуют человеку всю жизнь. Привязанность, по мнению Боулби, имеет как социально-психологическое, так и биологическое значение. Нормальное аффективное взаимодействие [6] в детстве дает основу комфортного состояния ребенка в настоящем, блокирует развитие возможных невротических состояний в будущем.
Мнение специалиста
"Истина заключается в том, что наименее изученной стадией человеческого развития остается та, на которой ребенок приобретает все свои специфически человеческие качества. Здесь перед нами открывается целый континент, который еще только предстоит завоевать" [7].
Процесс становления привязанности у ребенка проходит четыре стадии: 1) начальной ориентировки и неизбирательной адресации сигналов любому лицу (слежение глазами, цепляние, улыбка, лепет); 2) выделения и сосредоточения на определенном лице; 3) использования взрослого (обычно матери) в качестве "надежной базы" для исследовательского поведения и источника, дающего чувство защищенности; 4) гибко регулируемого (целекорректируемого) партнерства на третьем году жизни. Таким образом, теория Боулби раскрывает привязанность к матери одновременно и как определенное активное поведение ребенка, и как эмоциональную связь с ней.
Дж. Боулби специально изучал особенности поведения детей, изолированных от матери или получавших недостаточное внимание и общение со стороны окружающих в силу сложившихся обстоятельств ("госпитализм"). В этих условиях у ребенка возникает состояние острой дезадаптации, а в результате даже при самом хорошем уходе со стороны чужих для ребенка людей он теряет интерес к окружающему, плохо ест и спит, испытывает тревогу, отчаяние или апатию, легко заболевает.
Предложенная Боулби концепция привязанности позволила "реабилитировать" то требовательное поведение малышей (в отношении присутствия матери), которое нередко воспринимается недостаточно опытными родителями как каприз и результат неправильного воспитания, когда ребенка просто "приучили цепляться за мать".
Как отмечает Г. В. Бурменская, "представленная Боулби картина появления и последовательного усложнения избирательно направленных реакций ребенка на мать (начиная с фазы новорожденности) уникальна по точности и полноте" [8].
Теoрию привязанности Д. Боулби резюмирует в восьми пунктах.
- 1. Любые социальные реакции у младенцев сначала возникают в ответ на широкий набор стимулов, который позднее сужается, а через несколько месяцев после рождения сводится к стимулам, исходящим от одного или всего лишь нескольких лиц.
- 2. В ответ на одни виды стимулов социальные реакции возникают заметно чаще и легче, чем на другие.
- 3. Чем больше у ребенка опыт социального взаимодействия с каким- либо человеком, тем сильнее становится его привязанность к этому человеку.
- 4. Тот факт, что научение распознавать разные лица обычно возникает вслед за зрительным и слуховым сосредоточением, предполагает, что, возможно, определенную роль в этом играет научение в результате воздействия.
- 5. У большинства детей поведение привязанности к предпочитаемому ими лицу развивается на первом году жизни. Можно предполагать, что на протяжении первого года имеет место сензитивный период, во время которого поведение привязанности развивается наиболее легко.
- 6. Маловероятно, чтобы начало сензитивного периода относилось ранее, чем к шестинедельному возрасту, скорее он может начаться на несколько недель позже.
- 7. Примерно с полугода, а вполне отчетливо — после восьми-девяти месяцев маленькие дети начинают реагировать на появление незнакомых людей страхом. Из-за увеличения частоты и силы реакций страха развитие привязанности к новому лицу в конце первого года жизни (и позднее) становится все более затруднительным.
- 8. Как только у ребенка возникает сильная привязанность к определенному лицу, он начинает выделять это лицо из всех других, и эго предпочтение обычно сохраняется, даже в случае разлуки с ним [9].
- [1] Запечатление. или импринтинг (от англ, imprint — запечатлевать), — специфическая форма обучения: закрепление в памяти признаков объектов мри формировании врожденных поведенческих актов; осуществляется в строго определенном периоде жизни, а его последствия чаще всего необратимы. Наиболее изученная форма запечатления — "реакция следования" рождающихся птенцов или детенышей млекопитающих за родителями и друг за другом.
- [2] См.: Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003.
- [3] Там же. С. 254.
- [4] Там же. С. 197.
- [5] Боулби Дж. Привязанность. С. 233.
- [6] Аффективное поведение — поведение, которое в первую очередь определяется эмоциональным состоянием или отношением; действия под влиянием эмоций.
- [7] Боулби Дж. Привязанность. С. 399.
- [8] Бурменская Г. В. Проблемы онто- и филогенеза привязанности к матери в теории Джона Боулби // Боулби Дж. Привязанность. С. 17.
- [9] См.: Боулби Дж. Привязанность. С. 247—248.