Государственный строй
Царь.
Во главе государства, начиная с 1547 г., стоял царь. Изменение титула было важным политическим шагом, имевшим целью укрепление власти монарха, ликвидацию основы для притязаний па престол со стороны различных княжат, бывших удельных князей. Царский престол обычно передавался по наследству. В конце XVI в. сложился порядок утверждения (избрания царя на Земском соборе), что должно было способствовать упрочению авторитета монаршей власти.
Царь — глава государства — обладал большими правами в области законодательства, управления, суда. Однако правил он не единолично, а вместе с Боярской думой и земскими соборами.
Боярская дума
Боярская дума формально сохранила в основном прежнее положение: она была постоянно действовавшим органом при царе и решала вместе с ним основные вопросы управления, внешней политики, законодательства и т.д.
Реальное же влияние Боярской думы в рассматриваемый период не было однозначным. Так, в годы опричнины ее роль была незначительной. Социальный состав Боярской думы изменился в сторону усиления представительства дворянства. В число думных дворян и дьяков стали вводиться и представители верхушки городского населения - торговая знать, "гости". Но дума продолжала оставаться прежде всего органом родовитой боярской аристократии. При Боярской думе были созданы специальное делопроизводство, канцелярия с дьяками и подьячими. Для подготовки поступавших в нее дел образовывались комиссии из бояр, других думных членов и дьяков, правда, не имевшие достаточно четкой компетенции.
Официальная роль Боярской думы была восстановлена после ликвидации интервенции. Личный состав Боярской думы не подвергся особенно резкому изменению. Число представителей княжеских фамилий в думе на протяжении XVII в. было значительным. Неродовитая группа боярства и думного дворянства была представлена родственниками царя — Стрешневыми, Милославскими, позже Нарышкиными. Они опирались на близость к царю и получали перевес в думе благодаря своему непосредственному влиянию на царя. К ним примыкали думные дьяки, представлявшие бюрократический элемент в думе. В XVII в. число думных дьяков иногда достигало 13 человек одновременно, при этом их влияние на дела было очень велико.
Функции думы определялись формулой "царь указал и бояре приговорили". Дума привлекалась царем к обсуждению законодательных мероприятий. Ей поручалось разрешение спорных вопросов ведомственной практики. Более активную роль дума играла в военных и посольских делах, но при наличии родовитого боярства, выдвигавшегося не по уму, а по "отечеству", дума была мало приспособлена к новым требованиям.
Наряду с думой при царе возникает его "ближняя", или "тайная", дума — совещание доверенных лиц, в том числе бояр, пожалованных "в комнату" ("комнатой" назывался покой, где царь занимался делами).
Из состава самой думы при царе Федоре Алексеевиче выделилась Расправная палата в основном с функциями высшей судебной инстанции. Таким образом, в XVII в. делаются попытки заменить устарелую Боярскую думу учреждением с более точно установленными функциями и составом.
Земские соборы.
Большую роль в управлении государством в рассматриваемый период играли земские соборы, которые стали созываться с середины XVI в. Собор 1566 г. — первый, о котором сохранились достоверные сведения. Наиболее регулярно земские соборы действовали в первой половине XVII в. Во второй половине XVII в. окрепшая царская власть, располагавшая централизованным государственным аппаратом, государственной казной, значительно увеличившей свои доходы, уже смогла обходиться без созыва этого сословно-представительного учреждения. Какого-либо специального закона относительно земских соборов не существовало. В состав первого Земского собора 1566 г. входили: освященный собор, т.е. совет церковных сановников, Боярская дума и судьи центральных приказов, представители дворянства и привилегированного купечества. Численно преобладала служилая группа, насчитывавшая 205 человек из 374 членов собора (55%). По своей структуре Земский собор приближался, таким образом, к сословно-представительным органам Западной Европы. Настоящих выборов на местах на этом Соборе не было. Дворянство было представлено московским столичным дворянством, купечество — "гостями" московскими, "торговыми людьми москвичами" и жившими в Москве "смольнянами". Это положение сохранялось и на Соборе 1598 г.
В XVII в. в этом отношении произошли существенные изменения. Власть, расшатанная событиями Смутного времени начала века, нуждалась в реальной связи с местами. В этих условиях Земский собор получил характер настоящего выборного представительства. На Собор 1613 г. вызывались "изо всех городов Московского государства, изо всяких чинов людей, по десяти человек из городов, для государственных и земских дел", всего было представлено до 50 городов. В этом Соборе участвовали даже черносошные крестьяне северных районов, "уездные люди" (очевидно, в связи с их ролью в ополчении; в других соборах они отсутствовали). В дальнейшем соборы созывались только в экстренных случаях, в первую очередь по вопросам войны, когда голос служилого военного человека приобретал решающее значение. Выборный характер сохранялся для представительства с мест на всех соборах XVII в.
Организация выборов в земские соборы, нормы представительства от различных сословий, их численный состав не были определены. Дворяне составляли обычно большую часть собора. Особые преимущества на выборах имело столичное дворянство, посылавшее обычно по два человека от всех чинов и рангов, тогда как дворяне других городов посылали столько же от города в целом. Из 192 выборных членов Земского собора 1642 г. 44 человека были делегированы московскими дворянами. Большее представительство по сравнению с посадом других городов имели и высшие торгово-ремесленные круги Москвы. Общее число депутатов-горожан иногда достигало 20%.
Наиболее многолюдным из всех земских соборов был Собор 1613 г., избравший на царство Михаила Романова. На нем присутствовало около 700 человек. Это был единственный случай приглашения на Земский собор представителей черносошных крестьян.
Земские соборы собирались не систематически, но в первой половине XVII в. довольно часто. Созыв объявлялся специальной царской грамотой, которая в какой-то мере определяла и порядок проведения выборов. Вопросы, подлежавшие обсуждению на Земском соборе, подготавливались царем и Боярской думой и относились, как правило, к таким важным сторонам государственной жизни, как внешняя политика, финансы, законодательство. Решения их не были обязательными для царя. Все соборы, кроме избирательных, имели исключительно совещательный или осведомительный характер, но представители часто снабжались "челобитиями" земских людей об их нуждах.
Каждая сословная часть земского собора обсуждала поставленные вопросы отдельно и выносила свое суждение. Решения же должны были приниматься всем составом собора. Продолжительность работы земских соборов была различна: от нескольких часов, дней до нескольких месяцев и даже лет. Решения Земского собора оформлялись принятием специального соборного документа, как правило, "приговора".
После 1653 г. земские соборы больше не собирались; их место заняли созываемые по мере надобности сословные совещания. Так, совещание дворянских выборных было созвано в 1681 г. по вопросу об отмене местничества. В 1682 г. проходило совещание посадских людей по финансовым вопросам.
Фактически земские соборы одновременно в какой-то мере ограничивали власть царя, и в то же время всемерно ее укрепляли.