Учение о понятии "лектон".
Чтобы войти в систему знания, полученный из впечатлений опыт должен приобрести четкую аналитико-синтетическую структуру, стать частью научного дискурса. Для этого он должен быть выражен как определенное суждение или силлогизм, высказанный или помысленный. Таким знаком, в котором выражается информация, полученная в представлении, стоики называли лектон. Лектон — это положение вещей, которое обозначается в речи в качестве некоторого силлогизма и в то же время понимается в мысли. Лектон может быть полным и неполным. Полный лектон строится по принципу полного силлогизма ("S есть Р") и потому может быть назван истинным или ложным, неполный же лектон обозначает субъект без предиката или преди-
кат без субъекта, и потому к нему не применимы критерии истинности и ложности.
Стоики проводили различия между звуковым образом слова (именем), тем, что обозначается этим именем (лектоном), и самим предметом, на который указывает это обозначение. И слово, и обозначаемый предмет они считали материальными предметами, тогда как лектон — нетелесным. Учение о лектоне раскрывает для нас вопрос о соотношении материального и нематериального в стоической философии. Стоики считали, что только материальные предметы могут действовать и претерпевать, а, как говорил Платон в диалоге "Софист", только действующее и претерпевающее мы можем назвать реальным. Поэтому для стоиков реальностью обладают только единичные телесные предметы. Такие же вещи, как лектон, время, место и другие универсальные понятия, существуют как воображаемые, наравне с кентаврами и химерами, т.е. присутствуют в мире не в силу собственного существования, а в силу своей представленности в разуме. Однако именно универсальные понятия позволяют строить логические суждения и распознавать причинные связи, а значит, служат фундаментальными компонентами в познании мира.
Система стоических категорий.
Для стоиков, как и для Аристотеля и Платона, научное знание невозможно без представления об общих родах сущего. Аристотель обсуждал общие роды сущего в учении о категориях, которое оказало влияние па стоическую философию. Стоики свели аристотелевскую систему категорий к четырем категориям:
- 1) подлежащее, или неопределенная материя;
- 2) качество, или свойство предмета;
- 3) расположение, или то, как вещь дана самой себе;
- 4) расположение в отношении другого, или то, что в вещи есть в отношении с чем-либо другим.
Эти четыре категории понимались как основные принципы действительности: каждая последующая категория предполагает наличие предыдущей, а каждая предыдущая более четко определяется через следующую. Таким образом, стоические категории являются конститутивными принципами сущего, а также высшими родами сущего или абсолютного, которое, являясь высшим пунктом стоической системы, содержит в себе все ее части. В отличие от Аристотеля, стоики выдвигают над категориями некое общее родовое понятие и понимают эти категории как взаимозависимые элементы, конституирующие космос. Термин "категория" вообще не использовался стоиками — вместо этого они говорили о первых родах, которые понимались как формы лектона и применялись как определенный способ вопрошания о мире во всех сферах стоической философии, т.е. в этике, физике и логике. Стоическое учение о категориях заняло позицию между логикой и метафизикой, характерную для Античности и Средневековья.