Стадии стрессогенного общения. Изменение целей мошенника

Признаки преобразования исходной бизнес-цели в мошенническую, наблюдаемые в стрeссогенном общении предпринимателя "Он", проходят несколько стадий развития. Л. А. Китаeв-Смык справедливо полагает, что при анализе стадий стрессогенного общения могут быть использованы методологические принципы разных психологических направлений [1]. Стадии стрессогенного общения Л. А. Китаев-Смык исследует в главе, посвященной субсиндрому изменения общения при стрессе. Следовательно, правомерно применить этот подход при анализе стиля общения мошенника в стрессовой ситуации.

Первая стадия — ориентировочное "замирание", когда человек, оказавшись в стрессогeнной обстановке, как бы замирает, затаивается, присматриваясь к окружающим людям, оценивая их и перспективу своих контактов с ними. Для этой стадии характерно снижение активности общения бизнесмена, некоторая заторможенность, которая может замедлять процесс установления контактов с необходимыми людьми, их совместное сотрудничество и переговоры с ними. Тем не менее и "замерший" человек полностью не исключается из общения, так как продолжает анализировать ситуацию и наблюдать за окружающими людьми.

С самого начала развития стрессогeнной ситуации, поставившей под угрозу первоначальную бизнес-цель, предприниматель "Он" "впитывает" информацию о новизне сложившейся обстановки, о реакции на нее социального окружения, т.е. представителей государственных органов, партнеров по бизнесу и персонала своей компании, наконец, "крыши", если таковая имеется. Несомненный интерес для предпринимателя представляет также информация о том, как повлияли на его социальное окружение экстремальные факторы новой бизнес-ситуации. От этого зависит, кто и в какой степени будет вовлечен в предстоящее мошенничество. И вообще — стоит ли будущая овчинка выделки или, может быть, надо "свернуть лавочку". Прежде всего "Он" определяет, часто не вполне осознанно, не стало ли опасным его социальное окружение — топ-менеджеры, "крышевики" и т.д., и нe нужно ли предпринять срочные защитные действия. Следующее, что делает "Он", — это попытка получения информации о дальнейших перспективах своего бизнеса, а также развития общения с различными людьми в сложившихся стрессогенных условиях. "Оценки, решения, психологические установки, сделанные в этой стадии общения, у одних людей забываются, даже если эти решения были верны и продуктивны; у других, напротив, могут быть стойкими и долго влиять на характер общения, будучи и верными, и ошибочными" [2].

Вторая стадия — увеличение интенсивности общения. Данная стадия развития общения при стрессе характеризуется увеличением интенсивности общения и, возможно, появлением новых форм активного общения, несвойственных для предпринимателя до возникновения стрессогенной ситуации. Иначе говоря, в поведении этого бизнесмена можно заметить возросшую частоту контактов, а также необычные для него слова, жесты, манеры. Эту стадию развития общения принято называть стадией личностной "экспансии", стадией подготовки нового ролевого статуса предпринимателя. Интенсификация его общения на этой стадии направлена на удержание и достижение первоначальной бизнес-цели, сохранение престижной социальной роли преуспевающего предпринимателя.

На данной стадии общения "Он" демонстрирует перед окружающими свои, как ему кажется, лучшие качества, чего "Он" не делал раньше, в прежних привычных условиях, что может означать "экспансивно-захватнический" характер активизации его общения. В этой стадии у предпринимателя может наблюдаться информационное "извержение", потребность в бурном обмене информацией и делового, и личного характера, чтобы привлечь и удержать внимание со стороны партнера по общению. Верным признаком этой стрессогенной стадии является "демонстрирующее общение", т.e. демонстрация бизнесменом "Он" своих реальных или показных деловых качеств, своей успешной деятельности на фоне "эйфоричной дружественности" к партнерам по общению. Однако "Он" сохраняет контроль над сообщаемой информацией и не открывает первому встречному своего истинного положения и своих целей по организации мошеннического бизнеса. "Он" раскрывается дозированно, пошагово и в зависимости от степени доверия к партнеру по общению или в случае безусловной необходимости. Если речь идет о первом деловом знакомстве, "Он" проявляет различные эмоционально-позитивные действия, служащие пробой партнера "на зуб". Иногда "Он" демонстрирует так называемое навязываемое гостеприимство, настойчиво пытаясь пригласить нового партнера по общению к себе в офис, на обед и т.п.

"Он" предлагает партнеру посмотреть на какую-либо свою вещь, книгу и т.п. Такого рода "одаривание" дополняет речевую "экспансию" в захвате благорасположенности партнера, его уважения, признания им достоинств бизнесмена "Он". Такие взаимные или односторонние акции в данной, начальной стадии общения воспринимаются скорее благосклонно, чем настороженно. Исключения, по мнению Л. А. Китаева-Смык, могут быть в случае, если собеседник, на которого обрушено информационное "извержение", отличается неврастеничностью, повышенной утомленностью, резко отрицательной психической установкой на всю ситуацию, в которой происходит общение, или национально-этническими нормами, отвергающими интенсивный информационный обмен [3].

В общении в стадии личностной "экспансии" основные усилия бизнесмена "Он" направлены на поддержание своего ролевого статуса в стрессовой ситуации. "Он" может проявлять чрезмерно сильное волнение или, напротив, скованность в словах, жестах, эмоциях, ведь позже у него может стать меньше возможностей такого же интенсивного информационного обмена, так как со временем терпимость и готовность помочь ему у партнера по общению могут ослабнуть. Значит, надо ковать железо, пока оно горячо, но так, чтобы избежать некоторых типичных ошибок общения. В противном случае мошенник не добьется своей цели.

Третья стадия — стабилизация ролевого статуса мошенника. Третьей стадией стрессогенного изменения общения, обнаруживающем признаки преобразования первоначальной бизнес-цели предпринимателя "Он" в мошенническую, можно считать стабилизацию ролевого статуса лжеца и формирование неформальных групп из тех сотрудников, которым "Он" доверяет и которые психологически готовы принять участие в махинациях для достижения цели. В стрсссогенных условиях формирования мошеннической бизнес-цели ядро такой группы "отличается большей внутренней устойчивостью, сплоченностью, достигающейся через постоянное напряжение внутригруппового противоборства" [4]. В нашем случае противоборство обусловлено тем, что в создавшихся экстремальных бизнес-условиях сотрудникам, склонным оставаться "непримкнувшими" к мошенникам, труднее сохранять отстраненность от замеченных ими махинаций и продолжать работать в компании, возглавляемой предпринимателем "Он".

Четвертая стадия — активизация общения мошенника в "своей" группе. Для четвертой стадии стрeссогенного изменения общения показательна активизация общения предпринимателя "Он" с сотрудниками своей компании, включенными в неформальную группу участников мошенничества. Отмеченная активизация общения может как консолидировать, сплотить неформальную группу, так и дезорганизовать ее. Вдумчивый и наблюдательный бизнесмен "Я", к которому "Он" обратился в описываемой стрессовой ситуации, сможет по различным признакам определить, в каком направлении развивает "Он" свою предпринимательскую деятельность.

Например, собрать доступную открытую информацию: СМИ, корпоративный веб-сайт, общение с сотрудниками компании "Я" на официальных и полуофициальных встречах и др. Хорошие возможности для определения подлинных целей "Я" дает развитие в России бюро кредитных историй, особенно после принятия Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ "О кредитных историях"

[5].

  • [1] Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. С. 280—282.
  • [2] Китаев-Смык Л. А. Указ. соч. С. 285.
  • [3] Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. С. 286.
  • [4] Там же. С. 293.
  • [5] Кредитная история — это информация, которая характеризует исполнение заемщиком принятых на себя обязательств по договорам займа (кредита) и хранится в бюро кредитных историй. Смысл подобной информации не только в том, чтобы не дать предпринимателю или частному лицу набрать слишком много долгов, но и в том, чтобы позволить ему взять новый кредит, если он в состоянии его оплачивать и не имел проблем с погашением предыдущих кредитов.

    Мы уверены, что будут возникать стандартные проблемы с кредитными историямиг: фальсификация исходной и финальной информации, поступающей в бюро кредитных историй, утечки конфиденциальной информации, злоупотребления информацией для вымогательства, шантажа и собирания компромата на экономических конкурентов и политических противников, хакерские атаки киберпреступников на серверы бюро кредитных историй, использование инсайдерской информации бюро кредитных историй для достижения мошеннических бизнес-целей, судебные ошибки в делах по кредитным историям, коррупция государственных чиновников, отвечающих за исполнение Федерального закона "О кредитных историях", проникновение иностранных спецслужб и представителей уголовного сообщества России в бюро кредитных историй в целях экономической и политической разведки и Т.Д.

    Однако несомненно положительное организационное и социально-психологическое воздействие названного закона на социально-экономическую ситуацию в России.

 
< Пред   СОДЕРЖАНИЕ     След >