Предмет и метод истории государства и права зарубежных стран
Любая наука как система истинных знаний об объективной реальности в отличие от религиозных, интуитивных, обыденных представлений включает:
- – предмет исследования, составляющий объективные свойства, связи, отношения социальной действительности, которые включены в процесс познания;
- – методологию, включающую систему познавательных принципов, приемов и способов анализа явлений и процессов;
- – категории – понятия, в которых выражается и систематизируется содержание познанного;
- – формы знания – законы, теории, описания, в которых формулируются суждения об объективной реальности;
- – функции науки – назначение науки как особого вида деятельности, востребованного для решения конкретных задач
История государства и права зарубежных стран: наука или "акт веры"?
На первый взгляд, кажется, что история государства и права зарубежных стран – самостоятельная отрасль юридического знания, обладающая перечисленными выше признаками, необходимыми и достаточными для становления ее в качестве науки (рис. 1.1).
Однако более детальное рассмотрение свойств историко-правовой науки, достаточных для признания ее самодостаточности, выявляет ряд проблем.
Во-первых, обнаруживается размытость границ предметной сферы историко-правовой науки в силу многозначности смыслов, вкладываемых в понятия "государство" и "право", генезис которых и составляет предмет всеобщей истории государства и права. Как точно заметил но этому поводу современный французский
Рис. 1.1. Элементы науки "История государства и права зарубежных стран"
правовед Ф. Ардан, "государство в одно и то же время – это идея и факт, абстракция и организация"[1]. Подобная неоднозначность существует и в отношении права как объекта познания. По мнению известного американского юриста Л. Фридмена, "право имеет большое количество значений, хрупких, как стекло, неустойчивых, как мыльный пузырь, неуловимых, как время"[2].
Во-вторых, изменение содержания предметного поля истории государства и права зарубежных стран в процессе многовековой эволюции человеческого общества, что обусловлено действием как глобальных, так и локальных факторов. Государство и право как социальные институты возникли раньше, чем сформировались научные представления о них. Так, по мнению французского профессора права Ж. Бюррдо, о возникновении государства следует говорить лишь начиная с XVI в. А историк римского права Р. Орестано пришел к выводу о том, что "история не знает государства античного и государства современного, а только современное, потому что только к нему может относиться в техническом смысле наименование "государство" и то, что оно должно обозначать"[3].
В-третьих, трудноуловимым оказывается не только предмет, но и закрадываются сомнения в возможности его познания, "воскрешения". В этой ситуации, по выражению немецкого историка Л. фон Ранке, резонным является вопрос, под силу ли историку- юристу задача описывать события, "как они происходили" (те es eigentlich gewesen war)[4]. Действительно, каковы шансы историка- правоведа на получение истинного, достоверного знания о государстве и его правовой системе, развивавшихся в другой стране и в иную историческую эпоху? В этом случае юрист-исследователь сталкивается с абсолютной некоммуникабельностью различных исторических эпох: той, к которой он сам принадлежит, и той, государственные и правовые институты которой он пытается самоуверенно постичь. По этой причине, может быть, история государства и права зарубежных стран является не наукой, а искусством, которому покровительствует "особая" муза Клио. Может быть, прав американский историк Ч. Бирд, утверждавший, что "писаная история – акт веры"[5]?
Для разрешения вышеназванных теоретических затруднений предлагаем схему последующих рассуждений, которая, надеемся, поможет сформировать целостную картину о том, что, как и зачем изучает историко-правовая наука.
- [1] Ардан Ф. Франция: Государственная система. М., 1994. С. 28.
- [2] Фридмен Л. Введение п американское право. М., 1992. С. 8.
- [3] Орестано Р. "Проблема юридических лиц" в римском праве // Современные исследования римского права: реферат, сб. М., 1987. С. 27–36.
- [4] Ranke L. von. Geschichte der romanischen und germanischen // Ranke L. von. Hauptwerke. Wiesbaden, 1957. S. 10.
- [5] Цит. по кн.: Блок M. Апология истории или ремесло историка. С. 194.