Государственный строй Германской империи по Конституции 1871 г.
Конституция Германской империи 1871 г. просуществовала с некоторыми изменениями до начала 1919 г. Она юридически закрепила процесс образования единого германского государства – Германской империи. Это была договорная федерация, т.е. союзное государство, возникшее на основе договоров между королями и князьями, как сказано в преамбуле, это был "вечный союз для защиты союзной территории... и обеспечения благосостояния немецкого народа". В состав империи входило 25 союзных государств: 22 монархии (среди которых четыре королевства, 11 великих герцогств, семь княжеств) и три вольных города, а также имперская провинция Эльзас – Лотарингия, аннексированная у Франции.
Имперская конституция 1871 г. была копией Конституции 1867 г. Северо-Германского союза с известными дополнениями. Она учреждала империю в форме асимметричной федерации, в которой полномочия субъектов были неравными. Доминирующее положение во второй Германской империи занимало самое крупное и сильное государство – Пруссия. В верхней палате парламента – Союзном совете (Вundesrat), который был органом представительства интересов субъектов, входящих в федерацию, Пруссия имела 17 мест из 58. Пост председателя Бундесрата занимал прусский министр-президент. Делегация Пруссии в Союзном совете могла провести любое решение. В главе II "Имперское законодательство" Конституция жестко разграничила предметы ведения федерации и субъектов. К ведению общеимперских органов было отнесено: законодательство об армии и флоте, о налогах и таможенных сборах, системе мер, весов, чеканке монеты, о железнодорожных и водных путях сообщения, почте и телеграфе. Она включала общее законодательство по гражданскому, уголовному праву, судопроизводству, о прессе и союзах; общие определения о банках, патентах на изобретения, охране авторской собственности и др. Неуказанные сферы были отнесены к ведению земель. При этом Конституция предписывала, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными" (гл. II ст. 2).
Государственный строй Германской империи, согласно Конституции, – конституционная монархия в дуалистической форме. Ее особенность состояла во всевластии императора и канцлера и слабости парламента. Конституция наделяла кайзера – германского императора – широкими полномочиями, причем этот титул наследственно принадлежал прусскому королю. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера, был верховным главнокомандующим. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и Рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр.
Фактически вся полнота исполнительной власти была сосредоточена в руках имперского канцлера. Особенность конституционной модели власти Второй империи состояла в отсутствии правительства и общепринятой системы министерств. Высшие имперские чиновники именовались государственными секретарями. Канцлер, которого назначал император, не был ответствен перед Рейхстагом и не мог уйти в отставку в случае выражения вотума недоверия. Канцлер был также министром иностранных дел, его ведомство выполняло функции министерства торговли и финансов, а также управляло "имперской провинцией" Эльзас – Лотарингией. Функции имперского правительства были весьма широкими. Помимо внутренней и внешней политики, руководства вооруженными силами, средствами сообщения и связи, оно ведало также банковским делом и патентами, уголовным и гражданским правом, законодательством о ремеслах и профсоюзах, санитарной и ветеринарной службой и т.п. (ст. 4). На долю местных правительств приходилось главным образом исполнение имперских законов. Кроме того, имперский канцлер был председателем Бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате парламента при равенстве голосов.
Законодательная власть вручалась двухпалатному парламенту. Верхняя палата – Союзный совет (Бундесрат), орган представительства интересов земель, не избирался, а состоял из представителей, назначаемых правительствами земель. Нормы представительства субъектов зависели от размера земель, территории, численности населения, военной мощи. Доминировала в Союзном совете Пруссия. На ее долю приходилось 17 мандатов (чтобы заблокировать либеральные законопроекты нижней палаты, достаточно было 14 голосов). Нижняя палата (Палата депутатов) – Рейхстаг избирался путем всеобщих выборов тайным голосованием только лишь мужчин, достигших 25-летнего возраста, исключая военных и лиц, живущих на пособие. Один депутат избирался от 100 тыс. населения. Срок легислатуры вначале был три года, а с 1878 г. – пять лет. Каждый депутат имел свободный мандат и не был связан наказом и инструкциями своих избирателей, не получал жалования. Компетенция Рейхстага была незначительной. Законотворческая функция нижней палаты была ограничена Бундесратом: любой закон, принятый Рейхстагом, должен получить одобрение Бундесрата и кайзера. Полномочие 11алаты депутатов утверждать бюджет также подверглось ограничению: под давлением канцлера О. Бисмарка депутаты разрешили самому правительству определять смету военных расходов. К тому же нижняя палата могла досрочно распускаться простым постановлением верхней палаты (Бундесрата). Конституция 1871 г. не содержала раздела или главы, посвященной правам и свободам. Конституция установила единое для всех подданных право заниматься ремеслом, право доступа к общественным должностям, приобретения недвижимости, гражданской правоспособности. "Ни один немец не должен быть стеснен в пользовании этим нравом ни властями его родины, ни властями другого союзного государства", – записано в ст. 3 Конституции.
В целом Конституция 1871 г. закрепила новый тип государства – буржуазную монархию, которая возникла вследствие незавершенного характера буржуазной революции 1848 г.: политическая власть в ней принадлежала не крупной промышленной или финансовой буржуазии, а высшему прусскому дворянству – юнкерству и генералитету. Однако, уступив политическую власть юнкерству и военным, буржуазия получила право свободного предпринимательства при поддержке государства. Закрепив политический союз юнкерства и крупной буржуазии и учредив эффективный конституционный механизм реализации их интересов с помощью военной силы, Конституция 1871 г. сохранила многие черты прусского полицейского государства, создала авторитарную систему правления, концентрирующую реальную власть в руках кайзера и канцлера, опирающихся на армию. Специальная XI глава была посвящена "военному делу империи". Закреплялась всеобщая воинская повинность (каждый немец с 20 до 28 лет приписан к составу армии), на всей территории империи вводилось прусское военное законодательство и создавалась единая армия, подчиняющаяся приказам императора. Закреплялось право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей (ст. 66) и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" (ст. 68) и пр.