Корпоративное государство (1922-1946 гг.) и механизм фашистской диктатуры
После Первой мировой войны Италия была экономически истощена. Первые послевоенные годы в Италии отмечены экономическим кризисом, ростом инфляции, безработицей и политической нестабильностью и, как следствие, растущим недовольством народных масс. В 1920 г. на севере страны рабочие захватывали отдельные промышленные предприятия, организуя на них производство под руководством своих комитетов. Батраки и беднейшие крестьяне на Юге захватывали необработанные помещичьи земли. Правительство, не надеясь на поддержку армии, не решалось применить к ним вооруженную силу. Капиталисты и помещики считали, что буржуазно-либеральные власти в стране слишком снисходительны к тем, кто угрожает "закону и порядку". Кроме того, многие шовинистически настроенные итальянцы были глубоко уязвлены тем, что Версальский договор не предоставил Италии колоний и не допустил расширения ее границ. Послевоенное разочарование народа в итогах Первой мировой войны было умело переведено в ненависть к "неблагодарным союзникам": Албании, Югославии и Греции, на чьи земли претендовала Италия; к правительству и церкви, к землевладельцам и капиталистам.
Создавшимся в Италии сложным положением воспользовался Бенито Муссолини, некогда видный деятель Итальянской социалистической партии, издатель газеты "Поиоло д'Италиа" ("Народ Италии"). В марте 1919 г. Муссолини удалось сформировать группу своих сторонников, в которой насчитывалось до 200 человек. Собравшись в Милане, представители разных партий и движений назвали новую организацию "Фашио ди комбаттименто" ("Союз борьбы"), В 1921 г. она будет преобразована в Национальную фашистскую партию. Первоначально фашисты стремились прийти к власти, используя институты буржуазной демократии. "Союз борьбы" был немногочисленной организаций в 10 тыс. членов и не пользовался влиянием в массах, поэтому выборы в ноябре 1919 г. Муссолини с треском проиграл. Катастрофа на выборах убедила Муссолини в никчемности институтов "прогнившей западной демократии". По его мнению, нужны "прямые действия" смелых людей, готовых на любое насилие ради власти. С помощью политических убийств своих противников и социальной демагогии фашисты пытались создать себе сколько-нибудь прочную социальную базу. В их программе "Фашио ди комбаттименто" (1919 г.) содержались требования экономических реформ: установление восьмичасового рабочего дня, гарантированного минимума заработной платы, введение рабочего контроля на производстве, конфискация "непроизводительного капитала", передача "земли тем, кто ее обрабатывает"; выдвигались лозунги борьбы против "эксплуататоров нации". В политической области программа выступала за созыв Учредительного собрания, упразднение монархии и Сената, установление твердой власти, национального единства и классового мира. Главной целью во внешней политике являлось создание "Великой Италии", т.е. захват новых территорий.
За полгода ряды фашистов выросли в 5 раз. Ассоциация промышленников ("Конфиндустрия") и Ассоциация аграриев ("Конфагрикультура") щедро субсидировали "Поиоло д'Италиа". В мае 1921 г. фашисты выступили на выборах в составе Национального блока, возглавляемого премьер-министром Джованни Джолитти, против ИСП, ИКП и Народной партии. И хотя на этих выборах Национальная фашистская партия получила лишь 1% голосов (35 мандатов), 30 октября 1922 г. Муссолини был поставлен во главе коалиционного правительства с участием либералов и пополяри. Это произошло после того, как 28 октября 40 000 чернорубашечников (фашистов) прошли маршем на Рим, что было названо проявлением "воли народа". Новое правительство было создано с согласия короля Виктора Эммануила III и благодаря поддержке влиятельных сил в армии и представителей монополистической буржуазии. Еще в ноябре 1921 г. Муссолини объявил целью образованной им тогда Национальной фашистской партии спасение нации. Следует заметить, что в Италии границы фашистского тоталитаризма во многом определялись позицией наиболее влиятельных в государстве кругов: короля, аристократии, офицерского корпуса и церкви.
31 октября 1922 г. дуче (вождь) – возглавил коалиционное правительство. За доверие правительству в парламенте проголосовало 306 депутатов, против Муссолини – 102. Парламентские институты были постепенно упразднены, а вся полнота власти сосредоточена в руках исполнительных органов. Закон о полномочиях от 3 декабря 1922 г. наделил дуче неограниченными полномочиями по реорганизации административного аппарата и финансовой системы страны. Этот Закон позволял премьер-министру игнорировать волю парламента и превратить его в придаток фашистской партийной системы. При префектах провинций и в важнейших ведомствах были назначены политические советники, которые подчинялись Большому фашистскому совету (БФС) во главе с Муссолини. Королевским декретом фашистское ополчение было преобразовано в Добровольную милицию национальной безопасности. Одобрение населения получили: чистка госаппарата под лозунгом борьбы с коррупцией и некомпетентностью бюрократии; отмена государственных монополий; резкое сокращение правительственных расходов и особенно массовое увольнение служащих. В результате низменно убыточные ведомства, такие как почтовое и железнодорожное, стали приносить прибыль. Призвав народ копить и обогащаться, фашисты снизили налог на доходы, капитал, собственность, запретили расследование финансовых махинаций.
Чтобы укрепить свое положение, фашисты в 1923 г. провели через парламент новый избирательный закон. По нему Италия объявлялась единым избирательным округом, а голосование проводилось по партийным спискам. Партия, список которой собирал относительное большинство, но не менее четверти поданных голосов, получала две трети мест в парламенте. Оставшиеся места распределялись пропорционально между остальными партиями. Весной 1924 г. на парламентских выборах Национальная фашистская партия получила 374 мандата, а левые – 104. В 1925 г. переход к фашистской диктатуре был полностью завершен. Чрезвычайные законы 1925–1926 гг. юридически оформили режим террористической диктатуры итальянского фашизма.
Во-первых, произошла концентрация всей полноты власти в руках вождя (дуче). Муссолини был освобожден от ответственности перед парламентом. Закон от 24 декабря 1925 г. о правомочиях и прерогативах главы правительства окончательно лишил парламент законодательной власти и контроля над правительством. Премьер-министр единолично мог определять политический курс страны, бесцеремонно вторгаться в компетенцию парламента, утверждать его повестку дня. Даже вотум недоверия не мог заставить правительство уйти в отставку. За королем оставались чисто декоративные функции. От его имени фашистское правительство проводило любые меры. На основании Закона о праве исполнительной власти издавать юридические нормы 1926 г. Муссолини был наделен широкими полномочиями в законодательной сфере, в частности издавать декреты, имеющие силу законов. Кроме того, были упразднены все представительные органы местного самоуправления и ликвидирована их автономия. Законы 1926,1928 и 1932 г. заменили выборные органы на местах назначаемыми – из кандидатов, выдвинутых синдикатами и организациями фашистской партии. Низшим звеном стали подесты (старшины) и муниципальные советы. Префекты областей назначались министром внутренних дел, при них образовывались совещательные советы.
Во-вторых, была установлена монополия на власть Национальной фашистской партии. Чрезвычайными декретами все "антинациональные" партии, нефашистские организации и их органы печати запрещались. Почти все руководящие деятели компартии, в том числе один из ее создателей Антонио Грамши, были брошены в тюрьмы. Мандаты депутатов оппозиционных партий аннулировались.
Национальная фашистская партия была несущей конструкцией "корпоративного государства", механизмом, который не только руководит, но и управляет. Структура партии была жестко централизованной и представляла собой иерархическую систему, напоминающую государственный орган. Партийные органы делились на единоличные, обладавшие правом принятия важнейших решений, и коллегиальные, выполнявшие, главным образом, совещательные функции. К единоличным относились дуче, генеральный и административный секретари, федеральные секретари, секретари низовых организаций партии – фашистских союзов (фаший). При каждом единоличном органе имелся совещательный коллегиальный орган: при дуче – Большой фашистский совет (БФС), объявленный Законом о полномочиях Большого фашистского совета 1928 г. "верховным органом" партии и государства; при генеральном и административном секретарях – Национальная директория и Национальный совет; при федеральных секретарях – провинциальные директории; при секретарях фашистских союзов – директории. Все органы партии не избирались, а назначались сверху. Члены Национальной директории, постоянно работающего центрального органа партии, назначались БФС по представлению генерального секретаря. Он же назначал федеральных секретарей и утверждал предложенных ими членов провинциальных директорий.
В-третьих, произошло сращивание партии с государством. Были ликвидированы демократические принципы формирования высших представительных органов власти. Все они формировались фашистской партией. В соответствии с "реформой политического представительства", согласно Закону от 17 мая 1928 г., парламент стал формироваться но единому списку, санкционированному БФС. Избранию подлежали только 400 депутатов. Устав партии утверждался королевским указом. Партию, как и правительство, возглавлял дуче – невыборный и несменяемый Муссолини. Госаппарат пополнялся исключительно из числа членов фашистской партии. Даже партийная смета утверждалась министерством финансов.
В-четвертых, фашистская диктатура в Италии опиралась на мощный репрессивный аппарат полицейского контроля и принуждения и массовый политический террор инакомыслящих. Наряду с общей полицией, подчиненной министру внутренних дел (Муссолини), корпусом карабинеров и полицией безопасности были созданы специальные полицейские органы борьбы с антифашистским движением. Для подавления открытых выступлений против режима была организована военизированная Добровольческая милиция общественной безопасности. Она состояла из легионов и превышала численностью армию (к 1935 г. в ней состояло 500 тыс. легионеров). Возглавлял ее Муссолини. Для борьбы с политическими противниками была создана также политическая полиция Организация охраны от антифашистских действий. Для расследования "антифашистских преступлений" в 1926 г. была учреждена Особая служба политических расследований. Расследованные дела она передавала в Трибунал защиты государства. Была восстановлена смертная казнь, введена административная высылка, разрешались пытки арестованных.
Программные цели итальянских фашистов были сформулированы в Хартии труда, принятой БФС 21 апреля 1927 г. Главной целью программы объявлялось построение в Италии "корпоративного государства" – государства социального мира, основанного на сотрудничестве классов. Это сотрудничество должно было осуществляться через систему корпораций – объединений предпринимателей и трудящихся, создававшихся по отраслевому принципу. Закон 1926 г. о правовой организации коллективных трудовых отношений и Хартия труда 1927 г. содержали программу фашистов по "регулированию" отношений между трудом и капиталом. С этого времени могли существовать только синдикаты (профсоюзы), признанные правительством. По отраслевому признаку синдикаты в масштабе провинции объединялись в федерации, в масштабе государства – в конфедерацию трудящихся и работодателей. Все взрослые итальянцы входили в одну из 22 национальных корпоративных федераций по отраслевому принципу. В синдикаты "на равных началах" должны были входить представители рабочих и предприниматели. Головной организацией в системе корпораций был Национальный совет корпораций. Система корпораций рассматривалась как ядро государства, и на нее возлагались социальные функции. Все нефашистские профсоюзы объявлялись распущенными. Только фашистским синдикатам, куда насильно загонялись все работающие по найму, разрешалось "защищать" интересы труда. Стачки объявлялись преступлением.
"Корпоративное государство" нуждалось в повой системе управления, в которой жесткий централизм сочетался с видимостью прямого народного представительства. Парламентская система была упразднена. Верховным органом государства был провозглашен Большой фашистский совет, являвшийся одновременно высшим органом правящей партии во главе с Муссолини. БФС стал и высшим органом законодательной власти, утвержденным королем. В 1928 г. парламент как представительный орган фактически был ликвидирован, вместо него создана "корпоративная палата". На выборах могли баллотироваться только лица, выдвинутые фашистской партией. Это был общенациональный список из 400 кандидатов. Каждой корпорации давалось право выдвижения своих кандидатов в этот список по определенной квоте. Так, сельскохозяйственный сектор имел 24%, которые делились поровну между работодателями и работниками, промышленность – 10% и т.д. В 1939 г. "корпоративная палата" была заменена "палатой фашистских организаций и корпораций", состоящей из членов правительства, руководства партии, советов корпораций. Все 650 членов палаты назначались Муссолини.
Подобная система управления могла действовать, опираясь на разветвленный репрессивный аппарат: фашистские отряды, политическую полицию, которая в свою очередь подразделялась на полицию национальной безопасности, тайную полицию и организацию охраны от антифашистских действий. На местах были сформированы дополнительные отряды карабинеров. Все эти органы находились под личным командованием дуче.
Фашистское государство опиралось не только на террор, но и на поддержку католической церкви. Был улажен многолетний конфликт между главой католической церкви и государством. Еще в последней трети XIX в. папы наотрез отказались признать власть итальянского государства над Ватиканом. Энцикликой от 1 ноября 1971 г. папа объявил себя узником Ватикана, заперся в своем дворце и запретил католикам активно сотрудничать с государством. Особое раздражение папы вызвала та часть Пьемонтского статута, которая разрешала королю назначать лиц на церковные должности. В 1929 г. между Муссолини и папой Пием XI были подписаны так называемые Латеранские соглашения. Ватикан был признан суверенным государством, т.е. юридически признавалось существование на территории Италии самостоятельного Папского государства. Католицизм признавался государственной религией Италии. Римскому папе выделялись значительные финансовые средства. В обмен на это глава католиков назвал Муссолини "человеком, посланным Провидением" и призвал верующих молиться за короля и дуче, епископы обязывались давать присягу верности государству. Папа Пий XI благословил захватническую войну против Абиссинии, помощь в удушении Испанской республики, союз Муссолини с Гитлером, вступление Италии в войну против СССР. Католическая церковь поставила свой аппарат на службу фашизму.
В конце 1929 г. мировой экономический кризис достиг Италии. Число безработных составило 1 млн человек, закрывались банки, заводы и фабрики. Дуче вынужден был поставить ключевые отрасли под жесткий контроль государства. Оно стало управлять 30% кредитов непосредственно и еще 49% – через контролируемые им учреждения. Важнейшие отрасли промышленности – металлургия, машиностроение – стали государственной монополией, так же как и внешняя торговля. Разгром итальянских войск на территории СССР в ходе Великой Отечественной войны, высадка в Италии американо-английских частей союзников, мощное движение Сопротивления привели к разгрому итальянского фашизма в апреле 1945 г.