ВСЕМИРНОЕ НАСЛЕДИЕ И ГЕОГРАФИЯ
Всемирное и национальное наследие — в центре внимания ряда наук. Среди них одно их первых мест по объему получаемой информации, которую содержат памятники и которая необходима для дальнейшего их существования, принадлежит географии. Это не случайно, ведь если говорить о материальных, зримых памятниках наследия, как природных, так и культурных (по классификации ЮНЕСКО), то все они либо являются элементом ландшафта, либо «вписаны» в него рукою человека.
Ландшафт, природная обстановка в той или иной степени, таким образом определяет многие особенности памятника наследия, его информативность, ценность и сохранность в постоянно меняющихся природных условиях и под влиянием деятельности человека. Целесообразнее и точнее культурные памятники, созданные в природе (а не хранящиеся в музеях или памятники духовно творчества), называть природно-культурными (а еще точнее — природно-рукотворными). Рассмотрим основные направления географического исследования памятников наследия и виды географической информации, извлекаемые при их изучении.
История международного соглашения о всемирном наследии
Конвенция по охране Всемирного культурного и природного наследия была принята в 1972 г. ЮНЕСКО (Международной Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). В это же время был создан межправительственный Комитет Всемирного наследия. Целью новой организации стал сбор сведений о выдающихся достопримечательностях планеты, как природных, так и культурных, составление списка таких объектов, которые получили название памятников Всемирного наследия [2, 23, 34,127, 225]. Список пополняется каждой страной мира, которая представляет в комитет документы о необходимости выделения на ее территории достопримечательностей, имеющих не только национальное, но и мировое значение. Принятые объекты, одобренные экспертами Комитета, попадают в список и получают статус памятников Всемирного наследия, часть же предложенных объектов формирует так называемый предварительный список.
Задолго до принятия конвенции в разных государствах планеты стали выделять достопримечательные места, как природные, так и историко-культурные, которые подлежали охране. Особо отмечу семь чудес света — семь творений человека, которые были выделены еще древними греками (рис. 1.1). Это Пирамида Хеопса (Египет, III в. до н. э.), Сады Семирамиды (Вавилон — Ирак, VI в. до н. э.), Храм Артемиды (Эфес, Малая Азия — Турция, V в. до н. э.), Статуя Зевса Олимпийского (Олимпия, Греция, V в. до н. э.), Мавзолей в Галикарнасе (Малая Азия, IV в. до н. э.), Александрийский маяк (Египет, III в. до н. э.), Колосс Родосский (Греция, остров Родос, III в. до н. э.). Этот перечень чудес света был составлен во II в. до н. э в Греции. Позднее некоторые из перечисленных заменялись другими памятниками, в том числе среди них были Колизей (Греция), Афинский акрополь (Греция). При этом всегда сохранялось магическое число семь.
Почти все памятники — чудеса света, кроме пирамиды Хеопса, были разрушены еще в глубокой древности вследствие землетрясений или пожаров. Заметим, что при выборе чудес света наши предки руководствовались разными соображениями (критериями). Первым из них, несомненно, выступала грандиозность, величественность инженерноархитектурного сооружения. Имели значение также необычность, сакральность, красота памятника.

Рис. 1.1. Одно из семи чудес света древнего мира — Колосс Родосский (остров Родос, Греция), разрушенный землетрясением. Старинная
гравюра
Помимо памятников истории и культуры — чудес света, с еще более отдаленных времен выделялись и сохранялись священные природные объекты — горы, скалы, озера, реки, источники, деревья. Первенствовали среди них горы, а на равнинных местностях холмы. Они выделялись и запоминались, прежде всего, как некие ориентиры в географическом пространстве, с которыми практически одновременно связывались представления религиозного характера. Такие феномены и становились священными, а поэтому с древнейших времен превращались в объекты охраны. Среди таких священных гор, которые в настоящее включены в список наследия или в предварительный список, назовем Сагарматху (Непал), Фудзияму (Япония), Килиманджаро (Танзания).
Нужно заметить, что ко времени принятия конвенции о Всемирном наследии уже существовал целый ряд международных документов — конвенций, деклараций, посвященных вопросам охраны достопримечательных природных и культурных феноменов. Например, для охраны природы была выработана Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992), принята Декларация Евроэкосети (Маастрихт, 1993). С целью охраны памятников истории и культуры международным сообществом аналогичным образом принят ряд конвенций. В том числе — Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаага, 1954), Конвенция об охране архитектурного наследия в Европе (Гранада, 1985) [1, 2].
Что же заставило мировое сообщество принять новую конвенцию? Казалось бы, уже действуют десятки международных соглашений по вопросам сохранения разных видов и разных аспектов достопримечательностей планеты. Однако новой конвенции явно не хватало. Многочисленные другие конвенции обычно касались частных и даже ведомственных вопросов охраны. Конвенция о Всемирном наследии впервые поставила вопросы об охране памятников на новый уровень — стала явно необходима комплексная всесторонняя охрана достопримечательных объектов. Опыт охраны памятников без одновременной охраны окружающего ландшафта, с которым любой памятник, природный или культурный, связан многочисленными «нитями», показал, что он обречен на более быстрое разрушение.
Кроме того, при принятии конвенции учитывались и многие другие факторы, неблагоприятно действующие на охраняемые феномены. Среди них: вооруженные конфликты, усиление индустриализации общества и в связи с этим возникновение все более опасных экологических ситуаций, особенно связанных с различными загрязнениями среды, невозможность должной охраны силами только одного государства, понимание того, что многие памятники являются достоянием не одного государства, а всей планеты.
Непосредственным толчком для принятия конвенции послужило решение Правительства Египта о сооружении на реке Нил гидроэлектростанции, для чего планировалось перегородить реку Асуанской плотиной. Предполагалось, что за плотиной (на юге Египта) образуется огромное водохранилище (имени Насера), которое поднимет уровень Нила на многие десятки метров. Для спасения храмов Абу Симбел — выдающихся памятников, которые находились на нижней террасе Нила, подлежащей затоплению, по решению Организации Объединенных Наций было принято это решение. При этом исходили из того, что эти памятники имеют не только местное, национальное, но и мировое значение. Самостоятельно Египет никак не мог вложить большие деньги, использовать совершенные технологии, чтобы их спасти. В результате обращения ЮНЕСКО в 1960 г. к правительствам государств планеты деньги были собраны.
С помощью новейших технологий храмы были распилены на части, которые были подняты на коренной, не затопляемый берег и вновь собраны. Не зная этого, вы, находясь в храмах, можете не заметить следов распилов. Гидроэлектростанция и плотина были построены советскими инженерами. Храмы же были спасены (рис. 1.2).

Рис. 1.2. Один из храмов в Абу Симбел (Египет), спасенный от затопления.
Фото Ал. А. Григорьева
Именно в 60-е гг. XX в. и возникла идея о международной ответственности всего человечества, всех государств за сохранность на планете выдающихся памятников природы и культуры и о создании специальной международной организации для этих целей.
Разумеется, для получения статуса Всемирного наследия разработаны соответствующие понятия, определяющие, что же такое природное и культурное наследие и каковы критерии их выделения. Наследие — новый термин в российской науке, занимающейся вопросами охраны природных и культурных феноменов. Само слово «наследие», употребляемое в русском языке, равноценно понятию «достопримечательность». Согласно словарю русского языка С. И. Ожегова, наследие это «место или предмет, заслуживающее особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств». Другими словами, наследие — это память, мировое наследие — всемирная память человечества. В книге будут обсуждаться вопросы материального наследия всемирного значения. Вместе с тем существует и духовное наследие прошлого человечества. Во многом оно связано с предыдущим и поэтому все-таки в определенной мере будет также затрагиваться в работе.
Среди характерных черт Всемирного наследия — его редкая встречаемость или в определенной степени уникальность, неповторимость. При этом подчеркивается экологическая значимость, во всяком случае (Прим. — Ал. Г.) многих объектов наследия, определяющая их ценность [23, 24, 109, 124, 127, 209, 225].
Несомненной особенностью феномена Всемирного наследия является удивительное совпадение времени, в которое человечество поняло необходимость его охраны, и времени перехода биосферы на новый уровень — в ноосферу. Человечество созрело для понимания значения Всемирного наследия как своеобразного канала связи с банком всемирной информации. Эта информация, которая содержится как в ноосфере, так и в памятниках наследия, — неисчерпаемый источник сведений о прошлом человечества.
Все памятники наследия подразделяются на три категории: памятники природного, культурного наследия и смешанные объекты. Под природным наследием в конвенции понимаются геоморфологические, геологические, биологические феномены, а также достопримечательные места — ландшафты (экосистемы), имеющие выдающуюся универсальную ценность с точки зрения науки, сохранения или красоты. Под культурным наследием в конвенции подразумеваются как отдельные произведения архитектуры, скульптуры, так и их ансамбли, а также археологические феномены, представляющие выдающуюся ценность с точки зрения истории, искусства, этнологии, антропологии, науки в целом или эстетики. Выделяются также достопримечательные места удачного сотворчества человека с природой.
Кроме того, в настоящее время выделяются так называемые культурные ландшафты. К этому совершенно необходимому понятию (вместо — территорий или достопримечательных мест) пришли не сразу, хотя, казалось бы, должна быть очевидной необходимость их выделения. Ведь любой рукотворный памятник является частью ландшафта. Он во многих случаях потому и становится выдающимся, если архитектор или инженер, его создававший, сумел уловить тонкие связи рукотворного сооружения с землей, с воздухом, с ландшафтом. Практически культурные ландшафты и памятники смешанного типа это весьма близкие категории.
Так, всемирно известный памятник Петру I в центре Петербурга, помещенный в какой-либо из многочисленных дворов или двориков города, зажатый со всех сторон безликими стенами домов, сразу же перестает быть шедевром, хотя и будет оставаться замечательной скульптурой. Здесь, во дворе, памятник превращается в камерную вещь. Создатель же памятника сумел при его установке использовать особенности географического пространства. Перед скульптурой быстротекущая полноводная и широкая Нева, вокруг обширное, наполненное воздухом, свободой, пространство, не теснимое зданиями. Всюду простор.
Каждое из государств имеет возможность предложить в Комитет наследия ЮНЕСКО свои достопримечательные объекты, соответствующие одному из ряда установленных критериев — с точки зрения красоты, научной значимости, уникальности. Вместе с тем в документах комитета наследия указано, что каждое государство не должно ограничиваться представлением достопримечательных мест как объектов Всемирного наследия. Оно должно также на своей территории обеспечить собственными силами должную охрану объекта, мониторинг его состояния и изменений, реставрацию или восстановление в случае разрушения, предусмотреть систему управления объектом, наконец, юридическую защиту. Только при соблюдении государством всех указанных условий комитет наследия может в случае необходимости и, прежде всего, для объектов, находящихся под угрозой опасности, помогать в сохранении объекта. При не соблюдении этих требований памятник может быть исключен из списка объектов Всемирного наследия.